Марика Гегечкори: Кто провоцирует религиозные конфликты в Грузии?

5 августа 2021
1237
Марика Гегечкори: Кто провоцирует религиозные конфликты в Грузии?
Грузия, являясь многонациональной и многоконфессиональной страной, обречена на создание атмосферы терпимости, что является безусловным залогом сохранения мира и стабильности не только в самой Грузии, но и в регионе Южного Кавказа. Наряду с этим, большинство населения страны исповедует православие, что не могут не учитывать представители иных конфессий.

В последние годы в ряде регионов страны усилился исламский фактор, это в частности, а Аджарии, где часть грузин продолжает исповедовать ислам суннитского толка, особенно консервативны в религиозном плане жители горных районов Аджарии. Религиозную и социально-общественную активность проявляют и грузинские мусульмане - переселенцы из Аджарии, которые обосновались в регионе Гурия, а также в Cамцхе-Джавахети и Квемо-Картли. Вместе с азербайджанцами, проживающими во многих регионах страны, грузины - мусульмане составляют основной костяк исламской общины. В нее входят и чеченцы-кистинцы, а также турки-месхетинцы, которые небольшими группами проживают в некоторых областях Грузии.

Эксперты полагают, что имеется тенденция радикализации этих групп и что определенные круги пытаются создать локальные очаги межрелигиозных конфликтов в стране.

Так, по мнению исламоведа Зазы Стуруа, мусульмане в Аджарии не скрывают своих тесных контактов с жителями Турции, где у них имеются близкие и дальние родственники. По словам Стуруа, контакты, коммуникации - это вроде бы нормальное явление, но если взять за основу «мягкую силу», которая использует Турция в своей вешний политике, становится ясно, почему государство должно остерегаться таких связей.

«Грузины-мусульмане наши соотечественники, но у них иное мировоззрение, которое формировалось под влиянием турок-османов, что негативно отразилось на этническом самосознании жителей Аджарии, Месхетии и частично Гурии. Мы не можем позволить, чтобы грузины-мусульмане стали носителями турецких ценностей, а не грузинских. Хотите молиться в мечетях? Пожалуйста, хотите соблюдать свои религиозные обычаи, пожалуйста, но не пытайтесь ассоциировать себя с турками. Это станет проблемой. Вы все равно грузины », — заявил Dialogorg.ru Заза Стуруа.

аджарцы1.jpg
Грузины-мусульмане из Аджарии рассматриваются населением как «пятая колонна Турции». Консервативные христиане аджарских мусульман-грузин воспринимают как «угрозу распространению ислама в Грузии», но как подчеркивает тбилисский социолог Анна Макарова, такой подход части общества по отношению к местным мусульманам провоцирует конфликты.

«Государство должно понимать, что этноцентризм, шовинизм, исламофобия - это социальные конструкции, они пронизывают все аспекты общественной жизни, а идеологии, основанные на них, создают риски для социальной сплоченности. Эта идеология опирается на разделение «мы» и «они» и создает неоправданные социальные иерархии. Религиозные конфликты и цепь конфликтов, обнаруживаемая в нашей реальности, являются наиболее жестокими проявлениями этого разделения и иерархии. Все эти конфликты носили социальный характер и были организованы не отдельными группами и отдельными лицами, а (доминирующим) сообществом в совокупности, что свидетельствует о серьезности и систематичности проблемы. Такие конфликты имеют глубокий и кумулятивный социальный эффект и затрагивают недоминантные этнические и религиозные группы и создают ощущение отчуждения, исключения и чувства второстепенности. Такая практика наносит серьезный ущерб целостности и стабильности общества. Поэтому необходимо решать эту проблему структурными изменениями государства, а не разовыми политическими и репрессивными подходами », — сказала Dialogorg.ru Анна Макарова.

Между тем, конфликты случаются на религиозной почве в Грузии все чаще. В январе текущего года жители ряда сел, где смешанно проживают грузины-христиане и мусульмане оказались в эпицентре межрелигиозного конфликта. Вот уже несколько месяцев часть местного мусульманского населения села Букнари (в муниципалитете Чохатаури) хочет построить мечеть в селе, но им противостоит местное христианское население, что привело к конфликту между местными жителями. В какой -то момент ситуация даже вышла из под контроля и противостояние между двумя религиозными общинами усилилась.

Депутаты парламента Грузии, представители Патриархата Грузии и мусульманской администрации, другие мусульманские лидеры и 10 представителей местных религиозных общин приняли участие в переговорном процессе, организованном в Культурном центре Букнари. Стороны согласились, что конфликт закончился и соседи будут продолжать мирно сосуществовать.

Параллельно с происходящими событиями высокопоставленные государственные политические деятели, в том числе президент Грузии, премьер-министр Грузии сделали публичные заявления, призвав стороны сохранять спокойствие и подчеркнув ценность религиозной свободы и равенства в Грузии.

аджарцы2.jpg
Конфликт в Букнари закончился, но очаги напряжения сохраняются во многих местах совместного проживания грузин - мусульман и христиан, а также в районах, где проживают этнические азербайджанцы - шииты, грузины мусульмане-сунниты из Аджарии и cваны-христиане (грузинские горцы).

17 мая, 2021 года в небольшом городе Дманиси после драки у магазина на бытовой почве сотни грузинских горцев (сванов) и местных азербайджанцев устроили настоящее побоище с применением дубинок, железных прутьев и камней. Ситуацию удалось стабилизировать лишь после ввода в Дманиси частей спецназначения МВД. В регион Квемо-Картли срочно прибыли министр внутренних дел и глава Службы государственной безопасности Грузии. Столкновения такого масштаба в Квемо-Картли происходили лишь в 1989 году. Примечательно, что местные жители называли это «конфликтом между мусульманами и христианами», однако проправительственные грузинские СМИ подчеркивали бытовой аспект конфликта. Как сообщали СМИ местные жители-сваны, за пару дней до столкновений в городе были замечены представители турецкого духовенства, которые якобы проводили встречи с местными азербайджанцами - шиитами, чтобы привлечь последних к суннитскому толку ислама. По данным ряда общественных организаций, среди азербайджанцев Грузии активно распространяется ислам суннитского толка, что якобы радикализирует местное азербайджанское население. К сожалению, официальные структуры Грузии не комментирует данную информацию, ссылаясь на ее «беспочвенность», однако, вряд ли власти не информированы о том, что в Грузии активно работают представители того самого турецкого духовенства Турции, которые при помощи многочисленных религиозных фондов и культурных организаций пытаются вести религиозную пропаганду не только серди грузин-мусульман.

Как мы уже отметили, конфликт в селе Букнари - не первый и единичный случай. Цепочка подобных религиозных конфликтов была выявлена ​​в предыдущие годы в селах Цихисдзири (2013 г.), Нигвзиани (2012 г.), Цинцкаро (2013 г.), Самтацкаро (2013 г.), Чела (2013 г.), городе Кобулети (2014 г.), Мохе (2014 г.) и Адигени (2016 г.). Надо сказать, что все эти конфликты имели общие социальные и культурные причины и контекст.

Конфликт произошел в сообществах, населенных семьями эко-мигрантов в мультирелигиозно-этнических сообществах, где у соседних сообществ слабая общая память и традиции сосуществования. Кроме того, конфликты были связаны с контекстом ключевой смены правительства или выборов и были связаны с различным восприятием новых политических реалий и обещаниями местных глав муниципалитетов. Во всех случаях риторика местного христианского сообщества основывалась на туркофобских настроениях, что в некотором смысле понятна, потому что местное население обвиняет Турцию и ее эмиссаров в распространении ислама в Грузии. Более того, жители Аджарии и Гурии уверены, что все конфликты «дело рук турецких эмиссаров», и что они пытаются «оторвать грузин от своих корней, чтобы Турция окончательно закрепилась в регионе».

Общие настроения местного населения по отношению к турецкой политике резко отличаются от настроения властей, которые продолжают строить стратегические отношения с Анкарой, несмотря на внешние вызовы, которые стоят перед обществом и проявляются в виде межрелигиозных конфликтов внутри страны. С другой стороны, как показывает история конфликтов, агрессия местного населения резко проявляется в отношении грузинской мусульманской общины, которая является этнически грузинской, и поэтому их исламская самоидентификация становится вдвойне неприемлемой в рамках господствующего этнорелигиозного национализма, что также является источником угрозы национальной безопасности и единства.

Марика Гегечкори, Батуми- Тбилиси
Специально для Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку