Под прицелом — культурное наследие Арцаха

23 июня 2025
309
Под прицелом — культурное наследие Арцаха

Книга «Под прицелом — культурное наследие Арцаха», изданная в Ереване в 2022 году под редакцией доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой культурологии ЕГУ Гамлета Петросяна и ассистента кафедры культурологии ЕГУ Айкуи Мурадян, представляет собой фундаментальный труд, раскрывающий масштабы разрушения и присвоения армянского культурного наследия на территории Арцаха, оказавшейся под контролем Азербайджана. В 2022-2023 годах Арцах пережил ещё одну трагическую страницу своей истории — блокаду, военные действия со стороны Азербайджана, тысячи погибших и полный, вынужденный, трагический исход армянского населения.  

Напомним,  что Общественная организация ДИАЛОГ подписала соглашение о сотрудничестве с независимой академической платформой MONUMENT WATCH, которую возглавляет Гамлет Петросян, для совместного дальнейшего мониторинга, научного описания состояния культурного наследия Арцаха и распространения итогов исследований.

Авторы книги «Под прицелом — культурное наследие Арцаха», опираясь на факты, фотографии, архивные и современные данные, документируют многолетнюю целенаправленную политику, ориентированную  на стирание армянского историко-культурного присутствия в регионе. Ссылаясь на археологические, архитектурные и эпиграфические источники, исследование подробно показывает, как исторически сложившееся армянское присутствие в Арцахе системно подрывается как в физическом, так и в символическом плане.

Особое внимание в книге уделено популярной в современной азербайджанской историографии методологии «албанизации» армянского культурного наследия. С её помощью Азербайджан на протяжении десятилетий стремится представить армянские храмы, хачкары, кладбища и надписи как якобы «албанские», а затем — «азербайджанские» по праву исторической преемственности. Этот подход, получивший поддержку в позднесоветский период, лёг в основу современной культурной политики Азербайджана в отношении исторического наследия Арцаха, где армянское присутствие зафиксировано с глубокой древности.

Авторы книги выстраивают повествование, начиная с культурно-исторического очерка Арцаха и Утика как неотъемлемых регионов Великой Армении, заселённых армянами с как минимум VI века до н.э. Они прослеживают преемственность армянской государственности, церковной и культурной жизни вплоть до XIX века, когда после вхождения в состав Российской империи и упразднения Кавказской Албанской церкви её епархии окончательно были присоединены к Армянской Апостольской церкви. Культурная идентичность армян Арцаха закрепилась через создание и развитие христианских памятников: монастырей, церквей, хачкаров, усыпальниц, лапидарных надписей и рукописей. Обнаруженные в регионе памятники — такие как, например, монастыри Амарас, Дадиванк, Гандзасар, Цицернаванк, Хадари и другие — наглядно подтверждают многовековое присутствие армянской христианской культуры на этой территории.

В этом контексте особенно важным является напоминание о меликствах Карабаха, также известных как Меликства Хамсы, — пяти армянских княжествах, существовавших на территории Нагорного Карабаха с начала XVII до середины XVIII века. Эти меликства — Гюлистан, Джраберд, Варанда, Хачен и Дизак — были ярким проявлением армянской феодальной автономии, культуры и политической традиции региона.

Период меликств стал временем расцвета армянской архитектуры, духовной культуры и национальной идеи единства, тогда как никакого государства под названием Азербайджан по соседству в тот исторический период не существовало. Современное государство Азербайджан является геополитическим образованием, возникшим в XX веке и в значительной степени сформированным в рамках политики и идеологии Советского Союза.

Присвоение, переименование, разрушение и идеологическая подмена фактов стали частью политики Азербайджана, особенно интенсивной после окончания 44-дневной войны в 2020 году.

Свидетельства массового разрушения армянских памятников, собранные авторами, ужасающи по масштабу. Разрушены храмы, надгробия, хачкары, монастыри, музеи, а также мемориальные комплексы, посвященные жертвам Геноцида армян, Великой Отечественной и Арцахских войн. Например, в Шуши был уничтожен памятник жертвам Геноцида армян, установленный после Первой Карабахской войны, который также был посвящен жертвам Великой Отечественной войны. В селе Азох Гадрутского района также были разрушены памятники жертвам Геноцида армян и героям Великой Отечественной войны, а также мемориал героям-освободителям в самом Гадруте. В городе Воротан (Кубатлу) уничтожен хачкар, установленный в честь героев Первой Карабахской войны. Бюст маршала авиации СССР Арменака Ханферянца, установленный в селе Мец Тагер, также был снесен. Исторические кладбища в Шуши, Мец Тагере и Схнахе сравняли с землей, что подтверждено спутниковыми снимками. Памятник дважды Герою Советского Союза Нельсону Степаняну, установленный в городе Шуши, был осквернён и впоследствии разрушен. Акты вандализма над памятником фиксировались на видео и распространялись в открытом доступе в интернете.

Церковь Катаро в селе Тох была превращена азербайджанскими военными в военное укрытие. Подобная практика — использование культовых сооружений в военных целях и их разрушение — продолжает линию политики культурного захвата. Однако необходимо помнить, что Великая Отечественная война была общей историей народов Советского Союза, и подобные действия над памятниками героям той войны подрывают саму идею исторического единства.

Авторы подробно разбирают методы присвоения: от манипулятивного использования понятий общих корней до создания «промежуточного звена» — как уже говорилось выше, т.н. «албанской идентичности» памятников. Это позволило замаскировать процесс отчуждения как научный спор и вывести его из сферы политической ответственности. Впрочем, сами действия носили системный и, как показывают факты, централизованный характер, влекущий за собой уничтожение армянских церквей, надписей и хачкаров, переделку и переименование объектов.

Особый акцент в книге сделан на несоблюдении Азербайджаном международных обязательств. Авторы опираются на нормы Гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и ее протоколов, которые прямо запрещают акты вандализма, разрушения, грабежа и присвоения культурных объектов, а также их использование в военных целях. 

Республика Арцах, несмотря на отсутствие международного признания и блокаду, на протяжении десятилетий после первой освободительной войны (1991–1994 гг.) последовательно занималась охраной и восстановлением памятников, реставрацией монастырей, строительством новых храмов, развитием музеев и образовательных учреждений. Были приняты соответствующие законы, создавались государственные культурные программы, проводились археологические экспедиции. Одним из наиболее значимых событий стало открытие армянского города Тигранакерт — одного из немногих античных армянских городов, находящихся вне границ современной Республики Армения. Эта находка стала неоспоримым материальным свидетельством древнего армянского присутствия в регионе.

Ключевая часть книги посвящена варварскому разрушению армянского культурного наследия в ходе 44-дневной войны 2020 года и в последующий период. Авторы фиксируют удары по культурным объектам: разрушение собора Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши, обстрел музеев, церквей, археологических баз. После подписания трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года под контроль Азербайджана перешли десятки культурных объектов, включая 12 музеев с почти 20 000 экспонатами и более 2000 памятников архитектуры. Эти территории были моментально подвергнуты актам вандализма, что фиксируется как очевидный факт на видеозаписях, распространяемых самими пользователями из Азербайджана в интернете. Среди разрушенных памятников — церковь Канач Жам, Казанчецоц, многочисленные кладбища, хачкары и надгробные камни. Некоторые из этих видео демонстрируют надругательства над святынями, порчу армянских надписей, снятие крестов, разрушение архитектурных элементов, вандализм в музеях и даже переоборудование церквей в хозяйственные постройки.

Понятное дело, что эти нарушения происхили в условиях, когда Арцах — непризнанное государство — не мог в полной мере рассчитывать на защиту международных правовых механизмов, а в наше время, увы, прекратил своё существование.... Однако уничтожение памятников не перестаёт быть актом культурного геноцида, осуждаемым многими международными организациями, учёными и культурными деятелями по всему миру.

Несмотря на многочисленные обращения министерств Армении и Арцаха в ЮНЕСКО, ICOMOS, WMF, ICCROM, «Голубой щит» и другие организации, международная реакция ограничивается выражением обеспокоенности, не переходящей в конкретные действия. Примером служит случай с церковью Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши, обстрелянной азербайджанскими силами во время войны. Хотя ЮНЕСКО выразило намерение направить миссию для оценки ситуации, Азербайджан отказался от сотрудничества. Подобная пассивность подрывает действенность международных механизмов защиты культурного наследия и делает очевидной необходимость пересмотра их применимости к непризнанным, но культурно значимым регионам.

Историки Гамлет Петросян и Айкуи Мурадян подчёркивают, что уничтожение культуры — это не побочный эффект войны, а целенаправленная стратегия, ориентированная на уничтожение памяти, идентичности и будущего армянского (арцахского) народа. Культурный геноцид не менее опасен, чем физическое истребление, поскольку направлен на полное вычёркивание нации из истории. Поэтому защита культурного наследия Арцаха должна рассматриваться как моральная и правовая обязанность международного сообщества. При этом подчёркивается, что противостояние этой политике требует консолидированной ресурсной и профессиональной политики со стороны Армении и Арцаха.

Книга «Под прицелом — культурное наследие Арцаха» является научным и гражданским ответом на действия азербайджанской стороны, охватывающие период с раннего XX века до современности, и ставит перед читателем вопрос о правах, памяти и исторической справедливости. Это не просто научное исследование, а акт свидетельства, документальной фиксации преступлений против культуры и призыв к международному правосудию.  

IMG_4764.jpg

IMG_4765.jpg

IMG_4766.jpg

IMG_4767.jpg

Елена Шуваева

Поделиться

Интересное

Возврат к списку