К вопросу о «реставрации и албанизации» Цицернаванка

18 октября 2025
151
К вопросу о «реставрации и албанизации» Цицернаванка
В рамках программы представления культурного наследия Арцаха Dialogorg.ru публикует материал к вопросу о «реставрации и албанизации» Цицернаванка Арцаха, подготовленный независимой академической платформой Monument Watch. 

Эта платформа ведет наблюдение о состоянии культурного наследия Арцаха и представляет изменения в нем, дает комментарии, базируясь на профессиональных знаниях и в рамках академической этики. 

В своей деятельности независимая академическая платформа Monument Watch пользуется поддержкой со стороны Общественной организации ДИАЛОГ. 

Резолюция № 2582 «Об уничтожении культурного наследия в Нагорном Карабахе», принятая Европейским парламентом ещё в 2022-ом году, обязывала Азербайджан исключить любое вмешательство в объекты армянского наследия с целью соблюдения принципов подлинности наследия, а также проводить реставрационные работы исключительно в соответствии с этими принципами. 

Вопреки различным международным решениям и дисциплинарным резолюциям по сохранению культурного наследия, Азербайджан продолжает последовательную политику присвоения и видоизменения армянского культурного наследия, начатую ещё в 1970-х годах. Эта политика затрагивает и процесс реставрации памятников. Так, в советский период, в 1980-х годах, церковь Ванкасар понесла значительные утраты в результате реставрации, выполненной по так называемому «азербайджанскому» образцу (Киракосян 2013, 121-122). Под видом реставрации в настоящее время продолжаются так называемые «реставрационные» работы церкви Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши. На деле это сопровождается прямым разрушением и изменением архитектурных деталей храма: в частности, азербайджанской стороной было уничтожено крестообразное окно на южном фасаде и скульптурное изображение, размещённое над ним (По поводу азербайджанских «восстановительных работ» в храме Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши – Monument Watch). 

Следующей «жертвой» стала церковь Цицернаванк (рис. 1, 2).

Заведующий отделом изучения архитектурных памятников и духовного наследия Научного центра албановедения Института археологии, этнографии и антропологии Национальной академии наук Азербайджана, доктор исторических наук, доцент Натиг Алышов в интервью агентству AZERTAC заявил, что после перехода Лачинского района под контроль армянской стороны, в 1997–2001 годах при финансовой поддержке диаспоры армяне якобы осуществляли незаконные археологические исследования и реставрационные работы на территории Цицернаванка. По его словам, в результате проведённой реставрации армяне «превратили албанский памятник в армянский», а в 2007 году «незаконно присвоили» древнему албанскому храму статус армяно-григорианской церкви (https://azertag.az/xeber/agoglan_monastirinda_ermeni_saxtakarligi-2484113




Рис. 1 Обряд, совершённый удинской общиной в храме Цицернаванк, фото: https://monumentwatch.org/ru/alerts/%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b5-%d0%b2%d0%be%d.......  


Рис. 2 План церкви Цицернаванк с разделением этапов реставрации, фото О. Санамяна.  

Следует отметить, что после оккупации Цицернаванка в феврале 2021-го года в храме была проведена церемония поминовения жертв Ходжалы. В рамках мероприятия члены удинской общины зажгли свечи и вознесли молитвы за упокой душ этих погибших (https://monumentwatch.org/hy/?s=%D5%AE%D5%AB%D5%AE%D5%A5%BC%D5%B6%D5%A1%D5%BE%D5%A1%D5%B6%D6%8). Между тем, именно представители азербайджанской стороны до освобождения армянами Арцаха превратили Цицернаванк в хлев, полностью разрушив пол. В тот период храм не рассматривался ими как удинско-албанский памятник, а воспринимался как армянский и подвергался целенаправленному осквернению и разрушению.

После освобождения Арцаха появилась возможность проведения исследований и археологических раскопок на территории Цицернаванка. Следует также отметить, что ещё в 1947-ом году Цицернаванк был изучен в рамках научной экспедиции, организованной Академией наук Армянской ССР, наряду с рядом других памятников исторического Сюника. Руководителем экспедиции был М. Асратян, архитектором — Л. Садоян ( Асратян, 1980). О храме также писали А. Сагинян (Сагинян, 1955, 104–105) и П. Кунео (Cuneo, 1967). Эпиграфические надписи Цицернаванка были изучены С. Карапетяном (Карапетян, 1999, 148–151). Примечательно, что в указанный период реставрационные работы на памятнике не проводились, вопреки утверждению Натига Алышова (https://azertag.az/xeber/agoglan_monastirinda_ermeni_saxtakarligi-2484113). 
Реставрация и повторное освящение Цицернаванка были проведены в 2001 году при спонсорской поддержке Кэролайн и Джорджа Наджарянов, Акоба и Руди Алтипармакянов, а также при содействии архиепископа Месропа Ашчяна и Гургена Меликяна. 

В рамках подготовки к предстоящим работам в 1997–1999-х годах было проведено комплексное исследование Цицернаванка, включавшее археологические раскопки, архитектурные обмеры и разработку проекта реставрации церкви. 

Были раскопаны северная и южная площади здания, трапезная общей площадью 700 кв. м, а также пол молитвенного зала церкви. Вокруг храма были выявлены сотни захоронений и надгробий (Симонян, Санамян, 2001, 203–205). Примечательно, что Натиг Алышов, объявив археологические исследования незаконными, без каких-либо убедительных доказательств отнёс все обнаруженные захоронения к албано-христианскому периоду, несмотря на то что на большинстве надгробий отчётливо зафиксированы армянские надписи. 

Перед западным входом южного фасада церкви было обнаружено базальтовое надгробие Маркоса Парунтера — прямоугольная плита с двухступенчатым основанием (Симонян, Санамян, 2001, 204). 

В ходе раскопок был выявлен «притвор кающихся», соединявший центральный и восточный входы церкви и примыкавший к южному фасаду. У подножия фасада, непосредственно на скальном основании, был обнаружен производственный комплекс, состоявший из трёх обжиговых печей. На площади к югу от церкви зафиксированы фундаменты отдельных построек, а также участок ранней крепостной (подпорной) стены. 

Довольно примечательны археологические находки: были обнаружены сотни фрагментов как обычной, так и поливной, культовой и строительной керамики, а также монеты, изделия из стекла, железа и бронзы, в том числе кольца и другие предметы. Найдены также фрагменты черепицы, ставшие основой для последующей реставрации (Симонян, Санамян, 2001, 203). 

Как уже отмечалось (Асратян, 1980, с. 55), современные раскопки и исследования подтверждают, что церковь Цицернаванк подвергалась перестройкам в раннем Средневековье, в 4–7-х веках. При этом храм сохранил свой первоначальный облик, претерпевая лишь частичные изменения в ходе своей дальнейшей истории на протяжении примерно полутора тысячелетий (Симонян, Санамян, 2015, 171) (рис. 3). 
Базилика Цицернаванк «албанизируется» на основании того, что перед одним из входов расположена пара пилонов, что якобы не встречается в «христианской архитектуре Армении и Грузии» (Ахундов, 1986, 224). Ещё в 1980-ом году М. Асратян, комментируя это «недоразумение», указывал, что автор, не будучи осведомлён о реконструкции пилонов Цицернаванка, делает подобные необоснованные выводы (Асратян, 1980, 14). Такое расположение пилонов относительно входов возникло в результате замены первоначальной деревянной крыши церкви каменным сводом, когда колонны были «укреплены». По аналогичной причине пилоны располагаются перед входами и в других раннесредневековых армянских базиликах — Ереруйк, Егвард, Текор (Kirakosyan, 2024). 

Три пары колонн, несущих нагрузку каменного свода, были заменены четырьмя парами квадратных и более широких колонн. Одновременно были расширены и полуколонны. Увеличение количества колонн привело к уменьшению радиуса арок и снижению их верхней части, что позволило без дополнительных строительных вмешательств разместить новый свод под западным фронтоном, не нарушая при этом общего внешнего пространственного решения. Южная колоннада и сохранившаяся часть свода нефа, существующая на сегодняшний день, являются результатом именно этой реконструкции. Примечательно, что ремонтная надпись, размещённая над южным входом, была удалена из кладки азербайджанской стороной и исчезла до 1989–1992 годов. Между тем, Государственный комитет Азербайджана по работе с религиозными организациями приписывает исчезновение этой надписи армянской стороне (https://scara.gov.az/az/xeberler/print/agoglan-mebedi-v-vi-esrler-kosalar-kendi). 

Исследования, проведённые в советский период, а также археологические раскопки и изыскания 1999–2001 годов подтвердили, что в конце 18-го века (1779-ый год, согласно надписи о реставрации) в церкви Цицернаванк проводились ремонтные работы. К тому же времени относится возведение шестиколонной колокольни с коническим шпилем на западном краю крыши главной абсиды церкви. Одновременно была перестроена и приподнята сцена, что азербайджанские авторы трактуют как незаконное современное изменение, внесённое армянской стороной во внутреннее пространство Цицернаванка. 

Реставрация группы памятников проводилась в результате полевых исследований и обмеров, а также комплексного изучения и сопоставления архивных материалов. Эту комплексную программу выполнила экспедиция редакции Сводa армянских памятников Управления по охране памятников истории и культуры Республики Армения. Руководитель программы и раскопок — Акоб Симонян (1999–2001 гг.), руководитель архитектурной группы по обмеру и разработке проекта реставрации — Ованнес Санамян, руководитель строительных реставрационных работ — Георгий Аракелян. Археологи: Артём Арутюнян, Ваграм Ованнисян; архитекторы: Гор Микаелян, Григор Налбандян, Андраник Саргсян, Армен Топрагалцян, Месроп Ованнисян, Лусине Никогосян, Анна Гаспарян; искусствоведы: Самвел Ованнисян, Тигран Симонян; материаловеды: Ваграм Исраелян, Рафаэл Матевосян; геолог: Гагик Хачатрян; конструктор: Карлен Карамян; антрополог: Рузан Мкртчян и другие. 
Общее число специалистов, осуществивших комплексное исследование памятника в разные годы, составило двадцать человек. 


Рис. 3 Комплекс Цицернаванк до реставрации, вид на юго-восток, фото из архива ФИАА.  

Хорошая сохранность церкви (отсутствовало кровельное покрытие, частично разрушена западная часть центрального нефа (рис. 4), разрушен пол храма (рис. 5)) и результаты раскопок и исследовательских работ позволили провести полную реставрацию церкви Цицернаванк. Была восстановлена утраченная часть центрального нефа (рис. 6), возведена новая крыша (рис. 7), очищен и вымощен пол, отремонтирована алтарная часть (рис. 8). Кроме того, были отреставрированы монастырская стена и ворота (рис. 9), а трапезная перестроена и преобразована в музей; территория комплекса была благоустроена. 

В настоящее время комплекс Цицернаванк, и особенно церковь, сталкиваются с серьёзными испытаниями, и в результате проводимой азербайджанской реставрации могут потерять свой изначальный облик и армянскую идентичность, повторяя судьбу церкви Ванкасар. 

        Рис. 4 Цицернаванк до реставрации, вид на северо-запад, , фото С. Карапетяна.


Рис. 5 Молельний зал церкви до реставрации, вид на восток, фото из архива ФИАА.  


Рис. 6 Церковь после реставрации, вид на северо-запад, фото с сайта https://arevik.armradio.am/2020/10/23/%D5%A1%D6%80%D6%81%D5%A1%D5%AD%D5%AB-%D5%A3%D5%A1%D5%B6%D5%B1%.....  


Рис. 7 Общий вид комплекса Цицернаванк после реставрации (с юго-запада), фото С. Карапетяна.  


Рис. 8 Алтарь церкви Цицернаванк после реставрации, фото с сайта hetq.am.  


Рис. 9 Ворота Цицернаванка после реставрации, фото с сайта https://wikimapia.org/5971625/Tzitzernavank-monastery

Источник: monumentwatch.org
Поделиться

Интересное

Возврат к списку