Дело молоканки Лукерии Корсаковой, оказавшейся женой двух мужей
Dialogorg.ru представляет статью Елены Шуваевой-Петросян о деле молоканки Лукерии Корсаковой, написанную по материалам Эриванского уездного суда (7 марта 1847 г. – 21 мая 1848 г.), хранящимся в Национальном архиве Армении.
Через судьбу героини статьи автор касается вопросам переселения молокан на юг России и в Закавказье в 1820-30 годов. Первый поток переселения молокан из Тамбовской и Саратовской губерний проходил насильственно, второй – по собственному желанию, так как среди отступников от Православия распространялась пророчество, что второе пришествие Христа должно произойти в предгорье Арарата.
Занимаясь изучением исторических материалов в Национальном архиве Армении, натолкнулась на папку, которая тут же заинтересовала своим названием: «Дело о поселении Лукерии Корсаковой среди молокан Эриванского уезда 7 марта 1847 – 21 мая 1848 г.»
История молоканки связана с Православными традициями заключения церковного брака и отрицанием этого таинства приверженцами молоканства, что привело к тому, что она стала «женой двух мужей». Но отнюдь не это стало поводом для возбуждения судебного дела, а переход от Православия в сектанство молоканского толка, что грозило строгим наказанием и ссылкой.
Суд длился с 1844 года по 1848 год, дело Лукерии Корсаковой прошло через несколько инстанций – Грузино-Имеретинское Губернское Правление, Эриванский Уездный суд, Грузино-Имеретинскую палату Уголовного и Гражданского суда, Моршанский Земской суд Карельского Волостного Правления. Приговор был вынесен в Эриванском Уездном суде.
Забегая вперёд, чтобы не запутаться в перипетиях судьбы Лукерии (в девичестве – Климовой), обозначу важные вехи в жизни женщины. Родилась наша героиня в селе Карели Тамбовской губернии (именно там после церковных реформ патриарха Никона в конце XVIII века зародилось молоканство – движение духовных христиан, отрицающих некоторые каноны и традиции Православной церкви), вышла замуж по молоканскому обряду за Тимофея Корсакова, который ушёл на службу в 1828 году и, скорее всего, попал на Кавказ, потом в Эриванскую губернию. Служили тогда в армии долго – по двадцать пять лет, и Лукерия не «выдержала» – в 1836 году она отреклась от приверженности молоканству, приняла Православие, покрестила сына от первого брака и вышла замуж по церковному обряду за Иона Макшанова. С Ионом она нажила ещё четверых детей — Егора, Пелагею, Ирину и Надежду (последняя девочка, скорее всего, умерла в младенчестве, так как в документах она упоминается лишь единожды). В 1842 году Лукерия прекращает посещать церковь в Карели. Всё семейство во главе с мужем Ионом выезжает в Эриванскую губернию, куда в конце 20-х и начале 30-х годов сослали большую часть молокан из Тамбовской и Саратовской губерний. Ион остаётся на время в молоканском селе Борисы Карабахского уезда у своих родных, а Лукерия едет к своим родным в Никитино (сейчас это Фиолетово – единственное село в Армении, полностью заселённое молоканами). В Никитино в 1843 году она встречает Тимофея Корсакова, который на тот момент уже отслужил двадцать пять лет. Оказывается, что былые чувства живы: Лукерия уходит к Тимофею, а тот, в свою очередь, принимает её со всеми детьми, утверждая, что это его жена. В 1844 году начинается суд над Лукерией, как вероотступницей от Православия...
Лукерия родилась в 1800 году в селе Карели Моршанского уезда Тамбовской губернии. Как было принято, в младенчестве была крещена в Православной церкви. Тамбовская губерния, в частности, сёла Алгасово и Карели, во второй половине XVIII века становятся центром молоканского религиозного движения.
Лукерия Климова (дочь Клима) выходит замуж по молоканскому обычаю за Тимофея Корсакова 1798 года рождения, принимая его фамилию. В браке у них рождается сын Степан.
В 1828 году Тимофей призывается на службу Его Императорскому Величеству. В то время рекрутская повинность составляла 25 лет, но в 1834 году срок непрерывной военной службы был снижен до 20 лет с последующим пребыванием в отпуске (запасе) в течение 5 лет. Но Корсаков отслужил полные 25 лет.
Солдатка Лукерия, не дождавшись мужа, вступает в отношения с молоканином Ионом Макшановым, который через три года подаёт прошение на имя преосвящейнешего Арсения епископа Тамбовского и Шацкого Моршанского уезда села Карели 10 июня 1836 года, где «просит его Преосвященство присоединить его и его жену Гликерию 36 лет от роду в Православие, а детей окрестить Стефана, Пелагею и Ирину по таинству христианскому».
12 июня 1836 года Лукерия заключает «законный брак с христианином Ионом Макшановым, потому что была в молоканской секте она заблудшей, сходилась прежде как Корсакова по молоканскому обряду». Она принимает Православие под именем Гликерия без второго крещения, так как в младенчестве проходила через это таинство, и просит покрестить её детей. Обряд совершает священник села Карели Виссарион Скородунов. «При присоединии были дьякон Климент Агафоников, писарь Константин Семёнов и дьякон Пётр Лазаров».
От Иона Макшанова Лукерья родила сына Егора и дочерей Пелагею, Ирину и Надежду. Все дети, включая и сына от первого брака, были крещены, когда мать решила вернуться в Православие.
«С 1836 по 1842 год усердно исполняла все христианские обязанности, бывала на исповеди и святом причастии, а в 1842 году неизвестно куда от семейства выбыла и от сего времени не было о ней сведений», согласно другому свидетельству, «в 1842 году со всем своим семейством выбыла по неизвестным причинам».
Начиная с конца 1820-х – начала 1830 годов, первый поток молокан насильственно переселяется на юг России и в Закавказье, второй — по собственному желанию, так как среди отступников от Православия распространяется пророчество, что второе пришествие Христа должно произойти в предгорье Арарата.
В это же время Тимофей Корсаков осовобождается от службы: «Рядовой штаба 1-го пехотного корпуса Тимофей Корсаков, от роду 44 года, детей имеет, неграмотен, под судом не был. В службу его Императорского величества вступил в 1828 году, в бессрочном отпуске находился с 1842 года. Считает своею женой Лукерью. ⟨...⟩ В 1843 году по прибытии в бессрочный отпуск первого мужа ея из молокан рядового Тимофея Корсакова, отобрана от второго мужа Иона, с которым прибыла в деревню Воскресенскую (Никитино) — к родственникам, переселившимся в ту деревню из деревни Карели. Второй муж в одно время с молоканами прибыл в Грузию, но он остался на время в селе Борисы Карабахского уезда».
Лукерью Корсакову на основании устава предупреждают и с целью пресечений преступлений передают информацию Епархиальному начальству.
Грузино-Имеретинское Губернское Правление 8 ноября 1844 года представило в Суд показания Лукерии Корсаковой, «совратившейся из Православия в Малаканскую секту и мужа ея Тимофея Корсакова, для обсуждения поступка».
Дело попадает в Эриванский Уездный суд. Лукерью обвиняют в вероотступничестве и ереси.
16 июня 1845 года в присутствии Эриванского Уездного суда Лукерья, Климова дочь, в замужестве Корсакова, утвердила своё первое показание, присовокупила, что «её к принятию молоканской веры никто не принуждал, а приняла она иную (православие – прим. Е.Ш.) по принуждению, так как не было благословения родителей. Исповедовать православную веру она не будет, так как живёт со своим первым мужем Тимофеем Корсаковым в деревне Воскресенское (Никитино)».
Дело было рассмотрено в суде 27 июня 1845 года, потом рапорт переправлен в Грузино-Имеретинскую палату Уголовного и Гражданского суда, который при указе от 30 ноября 1845 года передал в суд для принятия решения. Дело препроводили в Моршанский Земской суд 13 декабря.
Моршанский суд Карельского Волостного Правления 7 марта 1846 года отозвался, что «солдатка села Карелей Лукерия Климентова Корсакова приняла православие священником села Карели Виссарионом Скородумовым и была отобрана от ереси. Подписка в селе в правлении отсутствует. Было ли принятие православной веры по принуждению — не известно».
Священнник Воскресенской церкви Моршанского округа села Карели Виссарион Скородумов 6 марта 1846 отозвался, что «солдатка села Карелей Гликерия Климентова Макшанова, как по справке в метрических книгах 1836 года 12 июня за номером 36, считается женой государственного крестьянина Иона Макшанова, присоединённого из молоканской секты в православие. И жена его Гликерия, 36 лет от роду, добровольно присоединена к православию при свидетелях — Моршанского Земского суда дворянский заседатель Иван Петров Скородумов и титулярный советник государственных имуществ Павел Петров Одугов. К православной вере присоединялась в селе Карели Воскресенской церкви священником Виссарионом Скородумовым. При присоединении были дьякон Климент Агароников, пономарь Константин Семенов и дьякон Петр Лазарев. Святого крещения при присоединении не было совершено, потому что она крещена ещё в младенчестве. Присоединилась она действительно по истинному и добровольному желанию своему и попросила просвятить её и крестить детей своих — Степана, Пелагею и Ирину. 29 июня вступила в законный брак с крестьянином Ионом Макшановым, потому что была в молоканском заблуждении сходилась как с Корсаковым, так и с Макшановым по молоканскому обряду. С 12 июня 1836 года по 1842 год усердно исполняла все христианские обязанности и бывала на исповеди и святом причастии. В 1842 году по неизвестным причинам со всем своим семейством выбыла. После этого о Макшановой сведений не имеем. Подпись 27 июня 1846 г.».
Тамбовская Духовная консистория 18 декабря 1846 года на запрос Эриванского Уездного суда уведомляет, что «подписка от Лукерии Макшановой о пребывании ею в православие не было. Присоединилась в 1836 году за существованием в то время 76 статьи 14 Тома Святых законов. Было подано на имя пресвященного от мужа ея государственного крестьянина Иона Макшанова, с котором она присоединилась».
К документу прилагается копия прошения на имя Преосвященного Арсения, епископа Тамбовского и Шаукого Маршанского уезда села Карели, казённым крестьянином Ионом Автономовым Макшановым от 10 июня 1836 года, который просил его Преосвященство присоединить с женою Гликерией 36 лет от роду, а детей – Степана, Пелагею и Ирину по таинству христианскому окрестить.
В этот период «подсудимая Корсакова, она же Макшанова, находится под надзором Александророльского уездного начальника и прежде за ней дурных пороков не имела. Дети прижитые ею со вторым мужем сын Егор и дочери Пелагея и Ирина с разрешения Губернского правления приписаны к Греческому обществу города Александрополя». Сын от первого брака – Степан – отправлен в Тамбовское Губернское правление.
Не во всех документах указывается имя одной из дочерей – Надежды, скорее всего, девочка умерла в младенчестве. Также вызывает вопрос название села, в котором оказалась Лукерья со своим первым мужем Тимофеем: Воскресенское (Никитино). Известно, что Никитино — это до 1939 года название села Фиолетово, а Воскресеновкой до 1941 года называли нынешнее село Лермонтово. Не исключено, что Никитино первоначально называлось Воскресенским, хотя иных документов, кроме вышеназванных упоминаний, пока не обнаружено.
При вынесении приговора Эриванский Уездный суд ссылается на 15-ый том Свода уголовных законов 1842 года издания, который являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи, расположенных в тематическом порядке.
Из архивных документов:
Статья 1180. Собственное признание подсудимого — есть лучшее свидетельство всего счета;
Статья 1182. Если признание найдено будет во всем собранным предшедшим правилам, тогда не требуется дальнейших доказательств, и судья не может опасаться учинить приговор;
Статья 206. Виновные как в распространении существующих отклонений от церкви православной ересей и расколов, так и в заведении либо новых сект подвергаются наказанию за сие преступления.
Лишению прав состояния и ссылке на поселение из европейской России в Закавказский, из областей Кавказской и Каспийской из Губернии Грузино-Имеретинской — в Сибирь, а по Сибири в отдалённейшие оной места для водворения особо от других поселенцев.
Те, которые на основании старого 79 сего…< не читается> будут вместо поселения отданы в военную службу рядовым, не могут получать ни отставки, ни временных отпусков, если не обратятся в Православие.
Таким же наказаниям и на том же основании подвергаются раскольники, которые поза……< не читается> фанатизма……< не читается> явно оскорблять церковь Православную или духовенство оной.
Совратившиеся из веры Православной в какую-либо ересь отсылаются к духовному начальству для их вразумления.
Последователи сект, именуемых духоборцами, иконоборцами, молоканами, иудействующими, скопцами, а равно и другие принадлежащие к ересям, которые установленным для сего порядка признаны или впоследствии будут признаны особенно вредными за распространение своей ереси и совращение в оную других в изобличении в сем преступлении, подвергаются лишению прав состояния и ссылке <сокращено мной, так как дублируется вышеуказанная информация о местах ссылки. – Е.Ш. >
Молокане и прочие из принадлежащих к ересям, признанных особо вредными, позволяющих себе проповедовать своё учение публично православным за самые первые сего рода действа признаются распространителями раскола.
Статья 213. Если последователи ереси или раскола, обратившийся в православную веру и вследствие того возвращённый с места ссылки, снова совратился в ересь или раскол, то он подвергается: лишению права состояния и ссылке на поселение безвозвратно на Кавказ или в отдалённейшие места Сибири на основании постановления 206 и 207 сего одобрения.
Статьи 1180 и 1182 15 Тома Свода уголовных законов издания 1842 года и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 206, 207 и 213 пп. Уездный суд полагает:
Женщину Лукерию Корсакову за отложение от православной веры и вступление в молоканскую секту, в которой она находилась и прежде, не подвергая никакому телесному наказанию, сослать в Сибирь на поселение. Но не приводя заключения сего в исполнение, представить оное вместе с подлинным делом и выпискою из оного на ревизию в Грузино-Имеретинскую палату уголовного и гражданского суда . Февраля 20 дня 1847 года».
Окончательное решение о судьбе Лукерьи Корсаковой было более чем лояльным. Мужи закона, ссылаясь на статью 210, где «Законом повелено: «Но если кто из обратившихся православной веры по возвращении из мест удаления снова совратится в раскол, такового по приговору суда отсылать в Закавказские провинции уже без возврата».
Лукерья и так уже находилась в Закавказской провинции вместе со своим первым мужем Тимофеем Корсаковым. Второй же муж — Ион Макшанов — «хоть в одно время с показтельницею и прочими малаканами прибыл в Грузию, но он остался на время в Карабахском уезде в селе Борисах, где и помер».
Представленное дело интересно с точки зрения фактологического материала в воссоздании картины развития молоканского религиозного течения в пространственно-временном континууме. Учитывая то, что в Тамбовской области в указанных в исследовании локациях — Карели, Алгасово и Моршанске мало что напоминает о молоканском следе, документы, хранящиеся в Национальном архиве Армении документы представляют большую ценность.
С целью изучения высылки и дальнейшего исхода молокан из Тамбовской губернии автор этого исследования посетила сёла Карели, Алгасово и райцентр Моршанск. Сохранился ли там молоканский след, об этом в следующем материале.
Елена- ШУВАЕВА-Петросян,
специально для Dialogorg.ru