Арман Акопян: Этнический состав Турции. Новейшие данные

22 февраля 2021
15687
Арман Акопян: Этнический состав Турции. Новейшие данные
Турция всегда отличалась этнорелигиозной пестротой. Несмотря на длительную тюркизацию, исламизацию, и в конечном итоге — ассимиляцию, в стране проживает множество этнических и религиозных групп, которые с каждым годом все отчетливо говорят о своей идентичности.

Кто такие турки? Этот вопрос никогда не терял свой актуальности, особенно среди турецких граждан, которые пытаются больше узнать о своих корнях. Стоит вспомнить об открытии национального реестра населения Турции для широкой публики в начале прошлого года, которое было направлено на продвижение концепции мусульманского национализма как центральной составляющей турецкой идентичности и с треском провалилась.

Открытие реестра, содержащего документы, относящиеся к 1880-м годам, в феврале 2019 года вызвало большой общественный интерес. Веб-сайт, связанный с данными, потерпел крах в течение нескольких часов, поскольку миллионы турок бросились выяснять свое происхождение. Многие были удивлены, обнаружив, что у них греческие, еврейские или армянские корни. В отчете 2012 года, опубликованном в журнале Annals of Human Genetics, указывалось, что по отцовской линии у жителей Турции было 38 % европейцев, предки 35 % из Ближнего Востока, 18 % из Южной Азии и только 9 % потомки выходцев из Центральной Азии. Это не совсем соответствует тому нарративу, который турецкие правительства и националистические круги поддерживали и пропагандировали десятилетиями. В их повествовании редко учитывалась сложность человеческой генеалогии и утверждалось, что турки пришли из степей Средней Азии. Несмотря на то, что этот тезис полностью провалился, власти Турции продолжают «раскручивать» его, чтобы не вызывать кризис идентичности среди своих граждан. Так что же стояло за открытием регистров населения? Антропологи назвали этот шаг «революционным» и «серьезным признаком нормализации» в похоронении мифа о турецкой этнической чистоте. Остальные были встревожены. Некоторые турецкие левые опасались, что это может привести к трайбализму или даже гражданской войне.

Этнические группы в современной Турции

Тюркские группы

Власти Турции всегда скрывали настоящую численность этнических групп страны. Последняя перепись населения, определяющая этнический состав, была проведена в 1965 году. Сами турецкие исследователи никогда не воспринимали всерьез результаты данной переписи, полагая, что она не имела ничего общего с реальной картиной. И сейчас исследователи не доверяют официальной статистике Турецкой республики, которая признает турок доминирующим народом в стране. В 2019 году население Турции составило 83,2 миллиона человек при темпах роста 1,39% в год. По данным этой переписи турки - самая большая этническая группа, за ними идут курды.

Независимые источники заявляют о 30 % тюркском населении страны, чьи предки —выходцы из Средней Азии, и которые в процессе обитания в других регионах, переняли этнические, религиозные и культурные черты соседних народов.

Основную тюркскую этническую массу Турции представляют манавы, юрюки и другие потомки огузских племен. Важнейшей тюркской этнической группой считаются чепни, проживающие в районе Турецкого Причерноморья, также бейдилли, афшары, варсак и каракечили, которые считаются прямыми потомками туркмен. Все эти группы и составляют основной костяк тюрок Турции. Кроме них тюркскими этническими группами принято считать гаджалов (мусульман-гагаузов), а также шиитов-амуджа, проживающих на границе с Болгарией, тахтаджей, которые проживают на юге - в районе Мерсина и в некоторых частях Европейской Турции, абдалов- тюркских цыган, проживающих в центральной Анатолии, терекеменцев - предков азербайджанских тюрок - выходцев из Туркмении, которые населяют Карс, Игдыр и внутренние районы Анатолии. Также имеются и другие группы азербайджанцев, как шиитов, так и суннитов.

Крымские татары и ногайцы населяют центральные регионы Анатолии и особенно Анкару и Эскишехир, тюрки-кыпчаки - месхетинцы в основном проживают в районе Пософа, Эрзрума и Бурсы. Значительную группу представляют турки из Болгарии, у которых смешанный этногенез. Проживают они во многих городах и селах Европейской части Турции и на севере страны.

В Стамбуле проживают родственные турецким тюркам- уйгуры, численность которых в стране достигает 50 тыс. человек. Также имеются отдельные общины казахов, которые были переселены из Китая и Пакистана. Еще в 1980 -х в бывших армянских селах региона Вана были расселены памирские киргизы. Узбеки, эмигрировавшие в Турцию в 1952 году из Афганистана, проживают во многих частях страны.

Тюркские народы Северного Кавказа представлены как ногайцами, так и карачаевцами, балкарцами и кумыками. Карачаевцы и балкарцы проживают в Конье и Эскишехире, а кумыки в селах Яловы Токата и Бурсы.

Курды

Этнические курды составляют существенную часть населения Турции — порядка 20 %, по официальной информации турецкого национального совета, курды составляет от 15 до 25 % всего населения Турции. Основные места расселения курдов - это юг и юго-восток, однако, в результате периодических репрессий со стороны турецких властей курды теперь разбросаны по всей стране. Значительные их группы можно встретить в Стамбуле, Хаймане - Анкара, провинциях Самсун, Эскишехир и Бурса, и особенно в центральной Анатолии. Несмотря на ярко выраженную национальную идентичность, часть курдов сильно тюркизировалась.

Арабы

Согласно официальным турецким данным арабы - вторая после самих турок (учитывая многочисленных сирийско-арабских беженцев) или третья по численности этническая группа без учёта беженцев (после турок и курдов), проживающая на территории Турции.

Они являются потомками арабов, живших на территории Малой Азии ещё до образования Османской империи. Примечательно, что до сих пор арабы официально не признаны национальным меньшинством. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты и алавиты, а также христиане — греко-католики и греко-православные. Последние проживают в провинции Искандерун.

Турецкие арабы, исповедующие ислам, живут вдоль юго-восточной границы Турции с Сирией и Ираком в провинциях Батман, Битлис, Газиантеп, Хатай, Мардин, Муш, Сиирт, Ширнак, Шанлыурфа, Мерсин и Адана. Численность турецких арабов - до 8 млн. человек.

Цыгане

Считается, что цыгане являются четвертой крупнейшей этнической группой в Турции. Хотя и нет официальных данных о численности цыган в стране, однако, исследователи полагают, что их количество превышает 5 млн. Цыгане компактно проживают во многих стамбульских районах. Они преобладают в стамбульском районе Ортакей. В Восточной Фракии и в Измире также имеются значительные группы цыган. В целом, они населяют все регионы Турции и делятся на множество этнографических групп с региональными отличительными чертами. Например, на востоке Турции можно встретить армяноязычных цыган - поша, которые между собой общаются как на армянском, так и на своем языке- ломаверен. Основная группа армяноязычных цыган- поша была истреблена в период геноцида армян в Турции с 1915-21 гг. Однако некоторые их группы сохранились в районе Артвина ( особенно район Шавшата и Хопы), Ардагана и Эрзрума (район Олту), также в провинциях Чорум и Кастамону.

Албанцы

Оттоманизация албанцев является достижением турецкой этнической и религиозной экспансии. Миллионы албанцев в течение нескольких столетий были ассимилированы и тюркизированы. Целые группы албанцев были переселены на территорию современной Турции в период Османской Империи, Кемалистской Турции и даже в более позднее время вплоть до 1990-х годов. Более ранние переселенцы полностью растворились в турецкой среде, албанские переселенцы из Македонии, Косово, самой Албании и Греции были расселены во многих регионах Турции. Сегодня в Турции насчитывается почти 5 млн. потомков албанцев. Основная их масса проживает в Стамбуле, Измире, Бурсе, Сакарье, Эдирне. Сами албанцы называют город Бурса - столицей турецких албанцев. Выходцы из Косово проживают в провинции Самсун, где имеются десятки сел этнических албанцев.

Черкесы

Исторически черкесы являются одной из значимых групп - переселенцев в Османскую Империю. Исследователи приводят различные данные о реальной численности этой группы в Турции. Многие полагают, что количество турецких граждан с черкесскими корнями составляет до 5 млн. человек. Турецкие ученые утверждали, что потомками черкесов можно считать от 140.000 до 2 миллионов граждан Турции. Однако только кабардинцев в стране почти 200.000, потомков убыхов почти 300.000, значительные группы абадзехов, шапсугов, а также бжедугов, натухаевцев и других адыгских групп можно встретить во многих частях Турции. Но основные массивы компактного проживания черкесов - это Причерноморье Турции, центральная Анатолия и западная часть страны.

Боснийцы

Боснийцы - одна из самых крупных исламизированных славянских общин Турции. Не зря эту группу называют пятой колонной Анкары на Балканах. На боснийцев повлияло религия и культура османов, более того, многие боснийцы переняли нравы и этническую характеристику турок, что повлияло на процесс интенсивной тюркизации этой славяноязычной мусульманской группы. Как и албанцы, боснийцы массово переселялись в современную Турцию в разные исторические периоды, особенно с 1877-81 гг. Количество потомков боснийцев в Турции ныне составляет почти 5 млн. человек. Основная масса боснийцев проживает в Стамбуле, Измире, Бурсе, Кыркларели, Сакарье, Измите, Эскишехире, Кютахье и других регионах страны. Внутри боснийцев выделяется группа славяноязычных мусульман - выходцев из сербского региона Санджак. Их потомки проживают в районе Cтамбула, а также в Сивасе, Кайсери и Элязыге и самсунского района Чаршамба.

Картвелоязычные мусульманские группы - грузины и лазы

Турция считается основным местом проживания картвелоязычных мусульман.

Исламизация лазов началась с 1700 годов, а позже к этому процессу присоединились и грузины Аджарии, Гурии, Шавшет- Имерхеви и Месхетии. Многие из них в процессе исламизации полностью отуречились, образовав ареалы проживания на северо- востоке Турции, часть этих отуреченных лазов и грузин переселилась в Стамбул. Грузины - мусульмане массово начали переселяться на территорию современной Турции в период русско-турецких войн, особенно в 1788-78 годах. Они образовали места компактного проживания во многих частях современной Турции, особенно в Самсуне, Орду, Гиресуне, Токате, Бурсе, Дюздже, Амасье, Cинопе, Коджаэли, Сакарье, Ялове, Балыкесире и Бурсе. По оценкам местных грузинских организаций число этнических грузины в Турции составляет порядка 3 млн. человек. Количество лазов - 1.5 млн. человек. В Турции имеются также села грузин-ингилойцев из Азербайджана. Примечательно, что многие этнические грузины и лазы Турции являются консервативными мусульманами.

Исламизированные армяне и криптоармяне

Назвать точное количество исламизированных и криптоармян армян Турции практически невозможно, так как этот процесс был длительным и затрагивал разные слои населения. Исламизация армянского населения происходила со дня появления турок-сельджуков в регионе. Однако интенсивный процесс исламизации начался в период геноцида армян 1915-21 гг. Недавно появилась факты, подтверждающие насильное обращение армян в ислам в 1938-41 годах. Исламизации были подвергнуты армяне, уцелевшие в годы геноцида армян, которые обосновались в ряде горных районов восточной Турции. Это были армяне Дерсима, Муша, Батмана и Диарбекира. Большинство независимых исследователей полагают, что как минимум 3 млн. потомков исламизированных и криптоармян можно встретить во многих регионах Турции. Отличаются некоторые группы исламизированных армян и криптоармян.

Так, одной из важнейших исламизированных групп армян считаются хемшилы. Они до сих пор населяют северо-восток Турции, занимая территории от Артвина до Ризе. Отдельные группы хемшил проживают в Эрзруме, Самсуне, Орду, Трабзоне, Гиресуне, а также на западе Турции, в частности, в провинциях Сакарья и Дюздже. Многие хемшилы переехали также в Измир и Стамбул.

Другая группа исламизированных армян - это потомки армян, принявших ислам в период массовых погромов 1894—1896 годах, Киликийской резни 1909 года и геноцида армян 1915-21 гг., и этнических чисток в Дерсиме 1938-43 гг,. Многие из них полностью утратили армянское самосознание и считают себя турками, малая часть сохраняет историческую память, но в религиозном плане мусульмане-сунниты. Они проживают почти во всех регионах страны, особенно в Cивасе, Малатье, Кайсери, Чоруме, Синопе, Кастамону, Токате, Амасье, Диарбекире и др.

Еще одна группа- это курдизированные армяне, часть которых, утратив язык и национальное самосознание, полностью слилась с курдами, а другая часть, несмотря на ассимиляцию, до сих пор сохраняет армянскую идентичность. Они в основном являются жителями исторической армянской области Сасун, а также проживают в районе озера Ван и на юге Турции - вдоль границы с Ираком и Сирией.

Арабизированные армяне. Большая их часть сохранила армянское самосознание, но придерживается ислама. Они сосредоточены в Муше и Батмане, а также в Мардине и Диарбекире.

Армяне Дерсима. В отличие от остальных армян, исповедующих ислам суннитского толка, армяне горного региона Дерсим являются последователями алевитского течения. Что касается криптоармян, то их чаще всего можно встретить в Адыямане, Амасье, Малатье и в других регионах, где ранее армяне составляли большинство.

Заза

Заза - иранский этнос, который переселился из области Дайлам, расположенной к югу от Каспийского моря. Большинство этого народа проживает в провинции Тунджели (историческая армянская область Дерсим). Они имеют ряд этнографических и религиозных особенностей. Так, северные заза населяют Дерсим. Центральные заза проживают в провинции Бингёль. Южные — район города Сиверек в провинции Шанлыурфа. Заза также проживают в районе города Диярбакыр.

После подавления восстания курдов в Дерсиме в 1938 году, многие из них были насильно переселены в турецкие города: Айдын, Биледжик, Бурдур, Бурса, Балыкесир, Денизли, Зонгулдак, Кыркларели, Кютахья, Мугла, Спарта, Текирдаг, Чанаккале, Эдирне и Эскишехир. Большая часть заза- алевиты, однако имеются и заза-сунниты, которые подвержены тюркизации. Общая численность носителей языка зазаки неизвестна, поскольку не учитывается переписями. Приблизительные оценки колеблются от 2 млн. до 4 млн чел.

Исламизированные греческие группы

Предки многих нынешних граждан Турции - этнические греки. Несмотря на этнические чистки и геноцид, в Турции сохранились отдельные эллиноязычные группы. Они в основном мусульмане, причем, в некоторых районах, как например, в районе Трабзона - этнические греки считаются консервативными мусульманами, а район Офа считается местом проживания наиболее консервативных греков-мусульман. Многие выходцы из Офа представляют духовенство Турции. Греки-мусульмане проживают почти во всех районах провинции Трабзон. Исследователи полагают, что основная часть населения города Трабзон - потомки принявших ислам греков. Понтийские греки-мусульмане проживают также в провинциях Артвин, Самсун, Гиресун, Орду, Ризе, Сакарья, Чанаккале.

Среди этнических греков-мусульман Турции выделяются критские мусульмане. Это общее название многочисленной и очень своеобразной мусульманской общины острова Крит, имевшей долгую и сложную историю, особенно в арабский период между 825 и 961 годами (Критский эмират), а также в османский период в 1648—1923 годах. Греки Крита перешли в ислам довольно поздно (в XVII—XIX веках) в основном по экономическим соображениям. При этом, в отличие от других регионов Османской империи, большинство местных мусульман не подверглось тюркизации и сохранило греческий язык в качестве родного. И даже после переселения в Турцию многие этнические греки -мусульмане острова сохранили язык и культуру. Они расселены в Стамбуле, Измире, Бурсе и в районе Мерсина и Аданы.

Другой грекоязычной этнической группой являются исламизированные греки-киприоты. Они проживают как в Турции, так и в оккупированной турками северной части острова Кипр. Там они населяют почти 50 населенных пунктов.
Валлахиды или как их называют в Турции - «патриоты». Еще одна группа грекоязычных мусульман. Они являются более поздними переселенцами. До переселения в Турцию они населяли север Греции, образовывая целые районы. Предки валлахидов приняли ислам в период Османской империи, однако, до сих пор не утратили греческий язык. Все они были переселены в Турцию в 1921 году. Валлахиды проживают в основном в Стамбуле, Мугле и Нигде.

Греки-мусульмане проживают и в других частях Турции. Их можно встретить и в исторической Каппадокии, но в этом регионе они полностью утратили национальное самосознание и язык, ассимилировавшись с местным тюркским населением.

Количество греков-мусульман ориентировочно составляет от 3 до 5 млн. человек.

Помаки

Помаки - еще одна славяноязычная мусульманская группа, проживающая в Турции. Большинство из них являются выходцами из Болгарии. Они считаются исламизированными в период Османской империи болгарами, однако, ряд исследователей выдвинули гипотезу об армянском происхождении помаков, рассматривая их потомков армянских павликиан, которых византийский император армянского происхождения Иоанн I Цимисхий в 970 году переселил из Малой Азии во Фракию с центром в Филиппополе для охраны границы, гарантировав им полную религиозную свободу. Далее их попытались обратить в православие, чему они упорно сопротивлялись. В период османского владычества Болгарии местные павликиане приняли ислам.

В течение последних нескольких столетий помаки интенсивно переселялись в современную Турцию. Они обосновались во многих частях страны - вплоть до Черноморского побережья. Но основная их масса сконцентрирована в европейской части Турции. Они проживают в провинциях Айдын, Биледжик, Кыркларели, Самсун Текирдаг, Чанаккале, Измир, Маниса, Бурса, Эскишехир, Коджаэли, Сакарья и Конья. По данным самих помакских объединений Турции, свыше 1, 5 млн. граждан Турции имеют помакское происхождение.

Другие славяноязычные мусульманские группы

В результате переселения жителей Балкан в нынешнюю Турцию в стране появились этноконфессиональные группы славян-мусульман. Среди них отличаются македонские мусульмане - славяне, которые именуются также «торбешами». Торбеши проживают в Бурсе, Измире, Манисе, Стамбуле и Кютахье. По оценкам македонского правительства, в Турции проживает 500.000 выходцев из Македонии. Среди них 50% торбеши.

Горанцы- еще одна исламизированная группа славян на Балканах. Часть из них вместе с другими славянами -мусульманами переселилась в Турцию. В отличие от других групп славяноязычных мусульман, которым удалось сохранить идентичность, горанцы Турции практически тюркизировались.

В Турции проживают также другие группы славян-мусульман такие как средчане, подгоряне, рафчане. Являясь потомками сербов и славянских групп Косово и Албании, последние в период балканских войн поддержали Османскую империю и частично переселились в современную Турцию, где «успешно» ассимилировались.

Еще одной группой славян-мусульман Турции считают потомков черногорцев-мусульман. Большинство из них также тюркизировалось.

Абхазы и абазины

Историческая связь абхазов и абазин с Османской империей традиционно была прочной. Первые абхазы во внутренних регионах Османской империи стали появляться задолго до так называемого «махаджирства». Согласно абхазским демографам, абхазская диаспора Турции является самой крупной и старейшей абхазской диаспорой в мире, количество абхазов в Турции в несколько раз превышает количество абхазов на родине и составляет почти 500.000. Столицей турецких абхазов считается город Адабазар. Большинство абхазов проживает в провинциях Дюздже и Сакарья, а также в Адане, Стамбуле, Анкаре, и в причерноморском регионе Турции. Примечательно, что в Турции проживают представители ныне отсутствующих в Абхазии этнографических групп: садзы, псхувцы, гумцы и другие. Абазины сосредоточены в Адане, Сивасе, Кайсери, Йозгате.

Вайнахи (чеченцы, ингуши и орстхойцы)

Чеченцы, как и родственные им другие вайнахские народы- ингуши и орстхоевцы, переселились в Османскую империю после Кавказской войны 1817—1864 и русско-турецкой войны 1877—1878 годов как беженцы. Основная масса вайнахов обосновалась в районах, в которых проживали армяне. Так, чеченцы были расселены в Кахраманмараше, Карсе, Сивасе, Йозгате и Кайсери. Ингуши поселились в районе Коньи (Бейшехир), но проживают также в больших городах Турции. Орстойхцы проживают в бывших армянских селах Муша, где большая их часть ассимилировалась с курдами.

Дагестанские народы (аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы и другие)

Эмиграционный процесс дагестанских народов в Османскую империю начался в 20-х годах XIX века. В регион переселялись не только тюрки Дагестана, но и автохтонные народы. Среди потомков дагестанских переселенцев можно встретить как аварцев ( проживают в Балыкесире, Анталье, Адане, Кахраманмараше, Cивасе, Муше, Ялове, Эрзруме), так и других многочисленных народов Дагестана, например, лезгин ( проживают в Ардагане, Бурсе и Измире), лакцев ( населяют села Карса, Измира, Сиваса и Ардагана), даргинцев (проживают в Бурсе, Кахраманмараше, Cивасе, Токате и Ялове). В районе Сиваса и Муша проживают также представители малочисленных дагестанских народностей.

Исламизированные ассирийцы/арамейцы

Эта группа не достаточна изучена. Однако в последние годы в ряде регионов Турции были исследованы группы, которые признавались в своем арамейском-ассирийском происхождении и создавали организации, которые пытались консолидировать вокруг себя ассирийцев/арамейцев, исповедующих ислам. Известно, что до истребления большинства ассирийского/арамейского населения в Османской Турции эти христианские группы проживали на юге и юго-востоке страны от Хаккяри и до Мардина. Впоследствии они лишились присутствия на исторических территориях проживания, часть была исламизирована и сейчас среди последних происходит процесс возрождения национального самосознания.

Афротурки

Уникальная этническая группа, проживающая в ряде провинций Турции. Они являются потомками выходцев из Африки, которые появились на территории Малой Азии в результате работорговли. Предки нынешних афротурок происходят из Танзании, Нигера, Саудовской Аравии, Ливии, Кении и Судана. В XIX веке в Измире существовало несколько африканских кварталов: Сабирташи, Долапкую, Тамашалык, Икичешмелковик и Баллыкую. Некоторые из них сохранились до сих пор. Определенная часть афротурок разговаривает на критском диалекте греческого языка. Ныне районы со значительной долей афротурецкого населения находятся в Эгейском регионе, особенно городах Измир, Айдын и Мугла. Афротурки живут и в некоторых деревнях и муниципалитетах провинций Анталия и Адана. По данным независимых источников, количество афротурок составляет почти 100.000 человек.

Осетины

В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения, которые в дальнейшем опустошились, так как многие осетины начали переселяться в города. Ранее сельское осетинское население проживало в Карсе и Йозгате, ныне их потомки проживают в Стамбуле, Анкаре, Измире. Численность осетин составляет порядка 50.000 человек.

Меглено-румыны

Предки этого православного народа жили на севере Греции, однако, в результате репрессий со стороны Османской империи часть меглено-румынов была вынуждена принять ислам. Исламизированные мегрело-румыны в процессе греко-турецкого обмена населения в 1921 года покинули Грецию и обосновались в Турции, где основали село Нотия. Мегрело-румыны проживают также в других населенных пунктах европейской части Турции.

Левантинцы

Левантинцы имеют южноевропейские, в основном итальянские и реже французские корни и происходят от купцов и колонистов, осевших на восточных берегах Средиземного моря в разные века, начиная с периода Крестовых походов. В XIX веке к ним прибавились диссиденты, ремесленники, инженеры и специалисты в области кораблестроения. Предки левантинцев переселялись по большей части из Генуи, Венеции, в меньшей степени — из Пизы, итальянских колоний Крыма и Приазовья и из других средиземноморских христианских территорий. В XVI веке турецкий султан предоставил итальянским купцам торговые привилегии, и в дальнейшем они составили особый социальный класс, которому была подконтрольна вся торговля между итальянскими городами и Востоком. К концу XIX века к этой группе стал применяться термин «левантинцы». Далее в эту группу включили голландцев и немцев. К левантинцам также относят общину сефардских евреев из итальянского Ливорно, прибывших в Турцию в XVIII веке и находившихся под протекцией французского консульства. Большинство левантинцев покинуло Турцию в результате Стамбульского погрома 1955 года. Ныне левантинцы проживают в Стамбуле ( район Галата) и в некоторых кварталах Измира.

Армяне - последователи Армянской апостольской церкви, католики и протестанты

Основная часть армянского населения современной Турции проживает в Стамбуле. Их количество составляет от 60 до 70 тыс. Имеются также традиционные общины армян католиков и протестантов. На сегодняшний день, армянская община в Стамбуле имеет 17 школ, 17 культурных и общественных организаций, три газеты, два спортивных клуба и два медицинских учреждения, а также многочисленные религиозные организации, созданные для поддержки различных видов деятельности.

Кроме Стамбула незначительное количество армянского христианского населения проживает в Анкаре и Диарбекире. Единственная сохранившаяся армянская деревня в Турции - Вакыфлы. Однако армян-христиан из числа сельских жителей можно встретить и в районах Муша, Дерсима, Адыямана и Батмана.

Евреи

Активная деятельность еврейских общин Турции началась в средние века, когда многие испанские и португальские евреи, высланные из Испании, нашли приют в Османской империи — включая регионы, являющиеся частью современной Турции. Еврейские кварталы были образованы во многих крупных городах современной Турции, особенно на Западе. И хотя значительная часть евреев Турции покинула страну, в некоторых городах по-прежнему действуют синагоги, общинные структуры. Известно, что салоникские евреи или так называемые "денме" переселились из Греции в Турцию и полностью ассимилировались с местным населением. Ныне евреи проживают в Стамбуле, Анкаре, Измире, Бурсе и Антакье. 

Езиды

Малочисленные езиды сегодня проживают в основном на юге Турции, где их села соседствуют с арабскими, курдскими, тюркскими и ассирийскими селами. Большинство езидов были уничтожены в период геноцида армян 1915-21гг. Малочисленные группы езидов ныне проживают в Мардине, Сиирте, Шанлыурфа и Диярбакыре.

Ассирийцы/арамейцы

Ассирийцы и другие группы арамейского христианского населения в современной Турции- остатки некогда значительной христианской общины, которая была истреблена младотурками в период геноцида армян и других христианских народов в 1915-21 годах. Ныне основным местом проживания ассирийцев/арамейцев являются Мидьят и Нусайбин. Незначительная группа ассирийцев проживает в Адыямане и Мардине. В этих районах проживают также ассирийцы-католики, которые именуются «халдеями».

Греки

Из некогда значительного греческого населения Турции сейчас осталось всего 5 тыс. православных греков. Почти все они проживают в Стамбуле, малая часть - на западе страны.

Другие этнические группы

Еще в середине 19 века на территории современной Турции проживали исламизированные группы румын, венгров и поляков. Все они полностью тюркизированы. Сохранилась лишь топонимика, связанная с ними.

Большинство из вышеперечисленных автором народов и этнических групп записаны как «турки». Несмотря на то обстоятельство, что граждане с тюркскими корнями составляют всего 30% населения современной Турции, процесс тюркизация страны не только не прекращается, но и усиливается. Политика изменения этнической и демографической картины в регионах страны преследует множество целей. В течение многих столетий османские правители меняли этническую и религиозную структуры путем расселения на территории проживания коренных народов иных этнических и религиозных групп, так, армяне перестали быть доминирующим народом на своей же исторической родине, впоследствии армяне и греки были переселены в Царскую Россию, а на их месте обосновались различные мусульманские этнические элементы. Христиан - болгар «заменили» мусульманами- помаками, а районы проживания ассирийских христиан заселили курдами и различными тюркскими племенами.

Процесс изменения этнической картины страны усилился в период Турецкой республики. Основатель республики Кемаль Ататюрк жестко пресекал любые попытки этнического ирредентизма. Так, политика тюркизации Ататюрка привела к тому, что многие северокавказские организации и структуры были закрыты, а их руководители либо ликвидированы, либо смещены с должностей. В период президентства Ататюрка черкесы Турции стали проявлять активность в вопросе создания черкесских автономий. Однако все эти попытки остались на бумаге.

В 30-50-х годах прошлого столетия турецкие власти начали использовать тактику борьбы против этнорелигиозных групп, «представляющих угрозу» для Турции. Один из таких примеров - Дерсимская резня, произошедшая в провинции Дерсим (сейчас Тунджели) в 1937 и 1938 годах, когда после восстания местного населения вооружённые силы Турции жестоко подавили его, устроив массовые погромы и чистки среди алевитов. В результате по разным данным было убито от 14.000 до 70.000 жителей. Среди них были и армяне, уцелевшие во время геноцида.

В период с 1950- 1980 гг, турецкие власти стали переселять тюркские группы из Афганистана, Пакистана и Китая. Последних расселяли внутри курдских общин, чтобы изменить этническую картину регионов. Так, в Турции обосновались уйгуры, киргизы, узбеки, казахи и другие тюркские группы. Турецкие власти пытались изменить и этническую картину в местах проживания не тюркских групп. Часть греков - мусульман власти переселили на запад страны, либо предлагали им новые места проживания, которые соседствовали с тюркскими группами. Это по замыслу властей, ускорило бы процесс их тюркизации. Так, к примеру, жители понтийского греческого мусульманского села Кадахор в 1965 году были переселены в район озера Ван, где для них основали село YeniDönerdere.

Турецкие власти использовали фактор тюрок - соплеменников, чтобы изменить этническую картину вдоль своих границ. Так, на армяно-турецкой границе появились азербайджанские тюрки, вдоль болгарской границы расселили тюркоязычных гаджалов и амуджа, а на юг стали направлять тюркские группы из внутренней Анатолии.

Турция Эрдогана, пожалуй, продолжает политику предшественников. Несмотря на подъем этнического самосознания у многих народов, проживающих в этой стране, вопросы связанные с идентичностью, все еще не столь актуальны, так как многих граждан Турции связывает религия, а не этническое происхождение.

Арман Акопян
Специально для Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку