Сергей Смбатян: «Культура и искусство для армян – важнейшая часть самоидентификации»
Сергей Смбатян – основатель, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Армении и Детского оркестра ЮНИСЕФ, а с сентября 2019 года является главным дирижером Мальтийского филармонического оркестра.
Стоит отметить, что Государственный симфонический оркестр Армении возник из молодежного оркестра Армении, организованного восемнадцатилетним студентом Сергеем Смбатяном. Помимо дирижерской работы, Смбатян вносит значительный вклад в развитие искусства Армении. Он стал основателем четырех музыкальных фестивалей – Фестиваля армянского композиторского искусства, Международного фестиваля имени Хачатуряна, Международного музыкального фестиваля «Армения» и Фестиваля композиторов «Современная классика», а также создал дирижерскую номинацию для ежегодного Международного конкурса имени Арама Хачатуряна.
До нынешнего визита в российскую столицу, армянский дирижер в Ереване принимал московских гостей: 18 марта прошло масштабное мероприятие российско-армянского гуманитарного диалога – акция-концерт «Героическая баллада», посвященное 100-летию со дня рождения Арно Бабаджаняна. Мероприятие было организовано Московской организацией ДИАЛОГ, международным проектом «Музыканты за мир» и Государственным симфоническим оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна.
В преддверии выступления в Москве Dialogorg.ru удалось задать несколько вопросов Маэстро.
– Сколько времени прошло с вашего последнего визита в Москву?
– В Москве мы с Государственным симфоническим оркестром Армении выступали в январе 2020 года в концертном зале «Зарядье».
– Что первое Вам бросилось в глаза в Москве в апреле 2021 года?
– Хорошая погода.
– В Армении не так тепло?
– У нас в Армении тоже тепло, но Москва – город с более холодным климатом. Москву я очень люблю. Я тут вырос, учился, хорошо знаю город. Он вызывает много эмоций и сам по себе, и эмоций, связанных с воспоминаниями детства. Москва – родной мне город.
– Сергей, Вы занимаетесь музыкой 29 лет. Из Ваших интервью я узнала, что интерес к музыке у Вас проявился в четырехлетнем возрасте…
– Да мне было четыре года, когда я решил, что буду заниматься музыкой. Моим первым педагогом и наставником была моя бабушка (Татьяна Айрапетян – одна из основательниц детской музыкальной школы им. П. И Чайковского в Ереване, заслуженный учитель Армянской ССР. – Прим. ред.) Она нашла инструмент уникально маленького размера, и я начал заниматься скрипкой.
– А что стало стимулом для совсем еще маленького мальчика отдать предпочтение музыке, а не детским забавам и развлечениям подобно своим сверстникам?
– Мы с бабушкой смотрели концерт. В нем играл скрипач – и с этой секунды я принял решение стать скрипачом. В семье музыкантов выбор будущей профессии ребенка очевиден, и как мне кажется, даже не оригинален. Это естественный импульс.
– Поклонникам классической музыки Сергей Смбатян известен как выдающийся дирижер, основатель Государственного симфонического оркестра Армении. Когда Вы ощутили в себе потребность сменить скрипичный смычок на дирижерскую палочку?
– Именно моя бабушка увидела у меня организаторские способности. По моему характеру она поняла, что дирижерство может быть мне интересным. Мне было пятнадцать, когда сменился предыдущий вектор – с этого все и началось.
У нас в Армении был феноменальной педагог Юрий Гайкович Давтян (дирижер, Заслуженный артист Армянской ССР. – Прим. ред.), который много лет работал в разных городах, в разных театрах. Бабушка позвонила Юрию Гайковичу, и сказала, что ее внук тоже хочет узнать дирижерскую профессию.
– Сергей, в одном из Ваших интервью я прочитала о том, что классическая музыка – это элитарный вид искусства. И Вы много работаете над тем, чтобы у классической музыки появлялись новые поклонники.
– Говоря элитарная, я вовсе не имею в виду некое высшее или утонченное понимание музыки. Элита – это интеллектуальные сильные люди, знающие, что они любят. Я считаю – чем больше в мире будет людей, которые могут жить классической музыкой или понимать в ней – тем лучше будет общество. Мы с нашим оркестром (Государственный симфонический оркестр Армении. – Прим. ред.) занимаемся образовательными проектами. И мы видим, что дети, приходя на концерт, понимают, как слушать музыку и как определить, понравился концерт, или нет. Я знаю детей, которые три раза в год ходят на концерты сложной симфонической музыки, и это – дорогого стоит.
Да, я не считаю, что классическая музыка должна быть массовым явлением. Это и не нужно. На мой взгляд, прослушивание классической музыки влияет на качество жизни людей. Поэтому, чем больше людей будут приходить на концерты, тем у большего числа людей улучшится качество жизни. Большинство людей стремится именно к этому. Я вижу много людей, которые поверили в это, и это поменяло их жизни.
– Лично для меня классическая музыка была и остается сложной для понимания, хотя в детстве тоже занималась скрипкой. Вместе с тем, с большим удовольствием могу послушать Вивальди «Времена года». Но сказать, что это является неотъемлемой частью моей жизни мне сложно.
– Но, если Вы слушаете Вивальди – значит у Вас есть потребность к этому. «Времена года» Вивальди и «Щелкунчик» Чайковского – это самые популярные произведения в мире. Они намного популярнее, чем любые попсовые песни. Это называется «классический поп».
– Интерес к классической музыке, на Ваш взгляд, растет? Эта востребованность лично Вами ощущается?
– Конечно растет, конечно, ощущается. Классическая музыка – это самое новое искусство по сравнению с другими. Это самое молодое направление, здесь многое предстоит открыть и понять. Классическая музыка идет вперед, есть люди, которые ведут ее «за руку».
Еще раз повторюсь: классическую музыку должны слушать не все. Для тех, кто услышит ее впервые – важен процесс знакомства. Если начинать его с симфонии Брукнера или симфонии Малера – вряд ли возникнет желание продолжить знакомство. Это будет сложно.
– То есть начинать знакомство с классической музыкой следует с более простых произведений?
– Да.
– Давайте немного поговорим об армянской классической музыке. Насколько она востребована за пределами Армении?
– Армянская музыка многогранна. Если говорить, например, о музыке Бабаджаняна – однозначно востребована. Это симфоническая камерная музыка с армянским ДНК, но она имеет современные мотивы. И людям это очень нравится. Есть музыка Авета Тертеряна, написанная в шестидесятые годы. Этот безусловный гений открыл новый язык музыкального самовыражения. Арам Хачатурян – наиярчайший композитор, которого знает весь мир. Он создал шедевры, можно сказать, изменил балетную культуру.
У нас есть такие композиторы, которые основываясь на западноевропейской и русской школе композиторского искусства – создали свое направление. Мы начали нашу беседу с вопроса о моем предыдущем визите в Москву. В январе 2020 года у нас был концерт, на котором мы играли Симфонию №2 «Судьба человека» Джона Тер-Татевосяна по одноименному роману Шолохова. Это очень яркая, самобытная, новая музыка. И публика приняла ее очень хорошо.
Творчество Тер-Татевосяна очень высоко ценил Шостакович. Он говорил об этом в своем письме, восхищаясь музыкой маэстро.
– События сентября-ноября 2020 года оставили негативный отпечаток на настроении Ваших слушателей, друзей, знакомых? Или народ Армении, перевернув очередную трагическую страницу своей истории, продолжает жить, любить, созидать?
– Жизнь продолжается. В Армении сейчас однозначно очень сложно. Культура в общем, и музыка в частности – уникальное средство, позволяющее человеку уйти от реальности. Я не считаю, что весь армянский народ должен сейчас посредством культуры уйти от сложившейся реальности. Но тем, кто слушает музыку – это помогает.
Культура и искусство для армян – важнейшая часть самоидентификации. Для меня, как для человека искусства, очень важно, чтобы наша нация в этот сложнейший период не потеряла интерес к культуре и искусству. Я верю и надеюсь, что нам удастся не только сохранить культурный и интеллектуальный потенциал Армении и армянского народа, но и увеличить его.
Источник: Dialogorg.ru