Александр Цинкер: Предъявляя высокие требования к проведению выборов, руководство Арцаха всегда демонстрировало, что республика живет по демократическим законам

9 Апрель
952
Александр Цинкер: Предъявляя высокие требования к проведению выборов, руководство Арцаха всегда демонстрировало, что республика живет по демократическим законам
Парламентские и президентские выборы, прошедшие в Арцахе 31 марта, продолжают оставаться в эпицентре внимания экспертного сообщества. В связи с пандемией коронавируса многие наблюдатели не смогли присутствовать на выборах, но тем не менее, следили за ходом выборов.
Один из них доктор Александр Цинкер, политолог, президент Международного экспертного Центра Избирательных Систем (ICES).
Dialogorg,ru в рамках проекта Арцах 2020 побеседовал с господином Цинкером.

- В Арцахе прошли президентские и парламентские выборы, которые ознаменовались значительным количеством кандидатов. Многие эксперты указывают на высокий уровень организации и проведения выборов и об их конкурентности. Наблюдали ли Вы за прошедшими выборами?

- Международный экспертный Центр Избирательных Систем (ICES), который я имею честь возглавлять, был приглашен ЦИК Арцаха в качестве миссии иностранных наблюдателей за выборами. Ранее в связи с выборами мы дважды уже посещали Арцах. Однако в этом году из-за коронавируса наши эксперты не смогли присутствовать на прошедших выборах. К тому же, мы активно наблюдали за внутриполитическими процессами, протекающими в Израиле, и, в частности, за формированием правительственной коалиции. Кстати, в этом плане опыт Израиля может быть поучительным для Арцаха.

Тем не менее, отслеживая избирательный процесс в Арцахе, мы зафиксировали некоторые аспекты предвыборной кампании. В частности, необходимо отметить участие значительного числа кандидатов на пост президента республики и среди них, группу молодых политиков, представляющих новое поколение, что уже само по себе является положительным знаком.

Правда, основная борьба, как и ожидалось, происходила между опытными политиками, бывшим премьер-министром Арцаха Араиком Арутюняном и нынешним главой МИД Масисом Маиляном. Они и вышли по результатам подсчета голосов ЦИК во второй тур президентских выборов.

Хочу особо подчеркнуть, что уровень проведения и организации выборов в Нагорном Карабахе традиционно намного качественнее, чем во многих странах постсоветского пространства. Несмотря на определенные недостатки организации избирательного процесса, возникающие во многих странах новой демократии, а также на проблемы, связанные с опасностью заражения избирателей коронавирусом, ЦИК Арцаха, в целом, провел эффективную работу.

- В своих интервью Вы часто затрагиваете тему демократизации Арцаха. На Ваш взгляд, как должен протекать процесс демократизации в республике и сможет ли это привести к ее международному признанию?

- При становлении Республики Арцах изначально большое внимание было уделено созданию институционально-законодательных основ республики – как важнейшей составляющей демократического обустройства и практического управления демократической власти, избранной прямым волеизъявлением ее главного субъекта – народа.

Республика Арцах изначально формировалась как народное государство, где выборные процедуры стали неотъемлемой частью политической жизни. Предъявляя высокие требования к проведению выборов, руководство Нагорного Карабаха всегда демонстрировало, что республика живет по демократическим законам и что институты власти в глазах общества являются легитимными – а также то, что, не решая проблемы статуса, выборные процедуры в НКР гарантируют внутренний мир и стабильность в Республике Арцах. К сожалению, необходимо отметить, что данный подход пока не воспринимается международным сообществом, которое зачастую принимает чисто политические решения. Таким примером может служить признание Косово рядом европейских стран и США.

Мне кажется, сегодня необходимо сконцентрироваться на вопросе вовлечения Нагорного Карабаха в переговорный процесс. Не следует забывать, что, начиная с момента создания Минской группы ОБСЕ, НКР была представлена на трехсторонних переговорах, и можно было констатировать, что Степанакерт был де-юре признан стороной конфликта. Однако впоследствии Республика Арцах была вытеснена из переговорного процесса, и на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация, когда формат переговоров не соответствует формату конфликта.

Прошедшие выборы в очередной раз показали, что в Арцахе правит не какая-то группа полевых командиров, а власть в республике демократически избрана и легитимна. Народ своими голосами подтверждает легитимность не только самой власти, но и легитимность мандата от общества на ведение переговоров. А это весьма важный пункт в процессе разрешения карабахского конфликта.

- Как Вы думаете, сможет ли Арцах в недалеком будущем стать отдельным фактором в геополитике? Или все-таки объединение с Арменией является основной целью местных политиков.

- После бархатной революции в Армении в 2018 году отношения между властями Армении и Арцаха были не самыми теплыми. Порой даже натянутыми. Если в Армении произошла смена нового поколения и к власти пришло большое количество молодых политиков, то в Арцахе в этом плане не произошли существенные изменения. Кроме того, всем известно, что президент Арцаха Бако Саакян до сих пор оказывает поддержку второму президенту Армении Роберту Кочаряну. Эти и другие факторы на какой- то период были определяющими во взаимоотношениях между Ереваном и Степанакертом. Несмотря на это, премьер Армении Никол Пашинян неоднократно заявлял о том, что Армения идет по пути интеграции с Арцахом. При этом я не уверен, что сегодня власти Арцаха думают также.

Скорее всего в политической повестке властей Арцаха в ближайшее время будет работать парадигма “один народ - два государства”, даже несмотря на то, что Арцах полностью зависит от Армении, как в военном, так и политическом плане.

К сожалению, я не вижу каких-либо положительных изменений в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Сейчас на фоне пандемии коронавируса, когда не понятно, каким будет мир и как будут дальше выстраиваться взаимоотношения между странами и региональными игроками, вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта на какое -то время потеряет свою актуальность для международного сообщества. Сегодня необходимо думать о развитии отношений Арцаха и Армении, в особенности по части безопасности, потому что на границе с Азербайджаном до сих пор неспокойно.

- Второй тур не за горами Ваш прогноз.

- Один из кандидатов, вышедший во второй тур - Масис Маилян поднял вопрос о нецелесообразности проведения второго тура выборов в период, когда в мире царит пандемия коронавируса. Правда стоит отметить, что первый тур был очень динамичным с большим процентом голосующих, не испугавшихся эпидемии. Но фактор коронавируса в любом случае повлияет на картину избирательного процесса. Проигравшая сторона будет использовать его в своих интересах, заявляя, что проведение выборов на фоне отсутствия международных наблюдателей и СМИ негативно повлияет на международном имидже республики.

Однако я считаю, что после проведения второго тура президентских выборов противостояние между политическими силами должно прекратиться с учетом сложной обстановки в регионе. Сейчас как никогда необходима консолидация политических сил республики. Единение, нахождение определенного консенсуса и совместная работа. Вот чем должны заняться избранные политики Арцаха.
  
Напоследок приведу пример Израиля. В Израиле прошли третьи парламентские выборы за 11 месяцев. Каждый раз было невозможно собрать коалицию, потому что голоса были примерно равные. Казалось бы, соперники никогда не смогут прийти к консенсусу. Однако, когда перед государством встал вопрос пандемии, то основные враждующие стороны постарались оставить в стороне свои претензии и разногласия. Более того в ближайшие дни будет создано правительство национального единства для борьбы с коронавирусом.

Я призываю все политически силы в Арцахе прийти к общенациональному консенсусу, чтобы, объединив свои силы заняться разрешением как внутренних, так и внешних проблем.

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку