Александр Цинкер: Предъявляя высокие требования к проведению выборов, руководство Арцаха всегда демонстрировало, что республика живет по демократическим законам
9 апреля 2020
2206

Один из них доктор Александр Цинкер, политолог, президент Международного экспертного Центра Избирательных Систем (ICES).
Dialogorg,ru в рамках проекта Арцах 2020 побеседовал с господином Цинкером.
- В Арцахе прошли президентские и парламентские выборы, которые ознаменовались значительным количеством кандидатов. Многие эксперты указывают на высокий уровень организации и проведения выборов и об их конкурентности. Наблюдали ли Вы за прошедшими выборами?
- Международный экспертный Центр Избирательных Систем (ICES), который я имею честь возглавлять, был приглашен ЦИК Арцаха в качестве миссии иностранных наблюдателей за выборами. Ранее в связи с выборами мы дважды уже посещали Арцах. Однако в этом году из-за коронавируса наши эксперты не смогли присутствовать на прошедших выборах. К тому же, мы активно наблюдали за внутриполитическими процессами, протекающими в Израиле, и, в частности, за формированием правительственной коалиции. Кстати, в этом плане опыт Израиля может быть поучительным для Арцаха.
Тем не менее, отслеживая избирательный процесс в Арцахе, мы зафиксировали некоторые аспекты предвыборной кампании. В частности, необходимо отметить участие значительного числа кандидатов на пост президента республики и среди них, группу молодых политиков, представляющих новое поколение, что уже само по себе является положительным знаком.
Правда, основная борьба, как и ожидалось, происходила между опытными политиками, бывшим премьер-министром Арцаха Араиком Арутюняном и нынешним главой МИД Масисом Маиляном. Они и вышли по результатам подсчета голосов ЦИК во второй тур президентских выборов.
Хочу особо подчеркнуть, что уровень проведения и организации выборов в Нагорном Карабахе традиционно намного качественнее, чем во многих странах постсоветского пространства. Несмотря на определенные недостатки организации избирательного процесса, возникающие во многих странах новой демократии, а также на проблемы, связанные с опасностью заражения избирателей коронавирусом, ЦИК Арцаха, в целом, провел эффективную работу.
- В своих интервью Вы часто затрагиваете тему демократизации Арцаха. На Ваш взгляд, как должен протекать процесс демократизации в республике и сможет ли это привести к ее международному признанию?
- При становлении Республики Арцах изначально большое внимание было уделено созданию институционально-законодательных основ республики – как важнейшей составляющей демократического обустройства и практического управления демократической власти, избранной прямым волеизъявлением ее главного субъекта – народа.
Республика Арцах изначально формировалась как народное государство, где выборные процедуры стали неотъемлемой частью политической жизни. Предъявляя высокие требования к проведению выборов, руководство Нагорного Карабаха всегда демонстрировало, что республика живет по демократическим законам и что институты власти в глазах общества являются легитимными – а также то, что, не решая проблемы статуса, выборные процедуры в НКР гарантируют внутренний мир и стабильность в Республике Арцах. К сожалению, необходимо отметить, что данный подход пока не воспринимается международным сообществом, которое зачастую принимает чисто политические решения. Таким примером может служить признание Косово рядом европейских стран и США.
Мне кажется, сегодня необходимо сконцентрироваться на вопросе вовлечения Нагорного Карабаха в переговорный процесс. Не следует забывать, что, начиная с момента создания Минской группы ОБСЕ, НКР была представлена на трехсторонних переговорах, и можно было констатировать, что Степанакерт был де-юре признан стороной конфликта. Однако впоследствии Республика Арцах была вытеснена из переговорного процесса, и на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация, когда формат переговоров не соответствует формату конфликта.
Прошедшие выборы в очередной раз показали, что в Арцахе правит не какая-то группа полевых командиров, а власть в республике демократически избрана и легитимна. Народ своими голосами подтверждает легитимность не только самой власти, но и легитимность мандата от общества на ведение переговоров. А это весьма важный пункт в процессе разрешения карабахского конфликта.
- Как Вы думаете, сможет ли Арцах в недалеком будущем стать отдельным фактором в геополитике? Или все-таки объединение с Арменией является основной целью местных политиков.
- После бархатной революции в Армении в 2018 году отношения между властями Армении и Арцаха были не самыми теплыми. Порой даже натянутыми. Если в Армении произошла смена нового поколения и к власти пришло большое количество молодых политиков, то в Арцахе в этом плане не произошли существенные изменения. Кроме того, всем известно, что президент Арцаха Бако Саакян до сих пор оказывает поддержку второму президенту Армении Роберту Кочаряну. Эти и другие факторы на какой- то период были определяющими во взаимоотношениях между Ереваном и Степанакертом. Несмотря на это, премьер Армении Никол Пашинян неоднократно заявлял о том, что Армения идет по пути интеграции с Арцахом. При этом я не уверен, что сегодня власти Арцаха думают также.
Скорее всего в политической повестке властей Арцаха в ближайшее время будет работать парадигма “один народ - два государства”, даже несмотря на то, что Арцах полностью зависит от Армении, как в военном, так и политическом плане.
К сожалению, я не вижу каких-либо положительных изменений в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Сейчас на фоне пандемии коронавируса, когда не понятно, каким будет мир и как будут дальше выстраиваться взаимоотношения между странами и региональными игроками, вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта на какое -то время потеряет свою актуальность для международного сообщества. Сегодня необходимо думать о развитии отношений Арцаха и Армении, в особенности по части безопасности, потому что на границе с Азербайджаном до сих пор неспокойно.
- Второй тур не за горами Ваш прогноз.
- Один из кандидатов, вышедший во второй тур - Масис Маилян поднял вопрос о нецелесообразности проведения второго тура выборов в период, когда в мире царит пандемия коронавируса. Правда стоит отметить, что первый тур был очень динамичным с большим процентом голосующих, не испугавшихся эпидемии. Но фактор коронавируса в любом случае повлияет на картину избирательного процесса. Проигравшая сторона будет использовать его в своих интересах, заявляя, что проведение выборов на фоне отсутствия международных наблюдателей и СМИ негативно повлияет на международном имидже республики.
Однако я считаю, что после проведения второго тура президентских выборов противостояние между политическими силами должно прекратиться с учетом сложной обстановки в регионе. Сейчас как никогда необходима консолидация политических сил республики. Единение, нахождение определенного консенсуса и совместная работа. Вот чем должны заняться избранные политики Арцаха.
Напоследок приведу пример Израиля. В Израиле прошли третьи парламентские выборы за 11 месяцев. Каждый раз было невозможно собрать коалицию, потому что голоса были примерно равные. Казалось бы, соперники никогда не смогут прийти к консенсусу. Однако, когда перед государством встал вопрос пандемии, то основные враждующие стороны постарались оставить в стороне свои претензии и разногласия. Более того в ближайшие дни будет создано правительство национального единства для борьбы с коронавирусом.
Я призываю все политически силы в Арцахе прийти к общенациональному консенсусу, чтобы, объединив свои силы заняться разрешением как внутренних, так и внешних проблем.
Источник: Dialogorg.ru
Поделиться
Интересное