Роберт Гевондян: Эволюция российско-армянского военно-политического сотрудничества в свете региональных и геополитических изменений

11 апреля 2022
832
Роберт Гевондян: Эволюция российско-армянского военно-политического сотрудничества в свете региональных и геополитических изменений
Доклад на круглом столе РСМД и Общественной организации ДИАЛОГ «Россия и Армения: 30 лет союзнического взаимодействия» Москва, 8 апреля 2022 г.

Война и изменения в регионе

Война двухлетней давности Между Нагорным Карабахом и Азербайджаном полностью изменила логику соотношений сил региона. Если до сентября 2020 ого года Армения и армия обороны Нагорного Карабаха обеспечивали безопасность и равновесие противотекущих геополитических и региональных интересов, то после 9-ого ноября эти же интересы стали соперничать между собой – во многих случаях пренебрегая приоритетам консенсуса и компромиссов. По итогам войны изменились не только граница соприкосновения армяно-азербайджанских и карабахско-азербайджанских сил, но и субъектность сторон в регионе и в мире, их значимость для региональных 3-х держав – России, Турции и Ирана. Изменились также формы и принципы взаимоотношений в регионе этих трех государств как между собой, так и со сторонами конфликта.

Новые региональные реалии затронули ряд важнейших сфер как двусторонних, так и многосторонних отношений. Например, формат платформы 3+3 предложенный Турцией, по разному был принят государствами региона. Очевидно, что несмотря на то, что уже состоялись пару заседаний этой платформы, но учитывая разносторонние и часто соприкасающиеся несовместимые интересы сторон, будущее этого формата выглядит туманным.

Однако другие послевоенные договоренности работают и эволюционируют. Самое главное из них - подписанное 9-ого ноября заявление глав 3-х государств. Нужно сказать, что некоторые пункты этого заявления не соблюдаются Азербайджаном до сих пор. В частности, еще не возвращены все военнопленные, не открыты дорожные пути. Кроме этого, Азербайджан систематично проводит политику провокаций как на границах с Арменией, так и с Нагорным Карабахом. После прекращения войны до конца 2021 года только на границах с Арменией было предпринято 68 провокаций, а еще 9 на территории ответственности российских миротворцев, которые носили разные формы, начиная с вторжения на признанную территорию Армении, заканчивая обстрелами армянских сел и убийствами пастухов. Можно сказать, что Азербайджан действует в логике ползучей войны, посредством которого пытается создать предпосылки для дальнейшей реализации своих интересов. Об этом свидетельствует также оккупация села Парух и особенно часть высоты Караглух, который имеет стратегическое значение на этом участке.

Но главную свою миссию заявление 9-ого ноября выполняет – широкомасштабные военные действия прекращены. Этому способствует также российская миротворческая миссия. Кстати, пример нового двустороннего сотрудничества и работа русско-турецкого центра по контролю прекращения огня в Агдаме.

Еще одно важное обстоятельство, которое является прямым последствием изменившиеся ситуации в регионе - новый статус азербайджано-российских отношений. 22-ого февраля Азербайджан стал стратегическим партнером России, что означает ликвидацию различий на декларативном уровне по сравнению с армяно-российскими отношениями.

Меняющаяся обстановка, как в виде новых паттернов, так и в качестве текущего процесса, имеет особое воздействие также и на уже установленных институтах двустороннего сотрудничества. Важным региональным фактором обеспечении безопасности является армяно-российское военно-политическое сотрудничество, на котором непосредственно ощущаются как региональные, так и глобальные политические сдвиги.

Геополитические трансформации и региональные процессы

За минувшие 30 лет, с начала дипломотических отношений между Арменией и Россией, в глобальном миропорядке произошли колоссальные изменения, которые имеют во многом посредственное, но и в некоторых случаях прямое влияние на процессы развития и своевременной модернизации этих отношений. Послесоветский мир, где существовала одна единственная мировая держава, сменилась мультиполюсным миром, в котором ключевые решения начали принимать и ключевые функции начали выполнять региональные державы. Еще в 2008 году известный американский аналитик, редактор newsweek international Фарид Закария предвещал приближение постамериканского мира, в котором важнейшие политические решения будут приниматься на региональном уровне. Можно сказать, что это предсказание осуществилось уже после того, как президентом США стал Дональд Трамп. Именно его “политика изоляции” в полной мере дала свободу действии на региональном уровне, чем воспользовались не только крупные, но и сравненно мелкие государства для достижения своих целей.

Один из таких примеров Азербайджан, который сначала весной 2016-ого года, то есть непосредственно после того, как Трамп был избран, попытался силой решить Карабахский вопрос в свою пользу, а потом, в 2020-ом, когда уже близился конец правление Трампа, вовсю использовал сложившуюся геополитическую ситуацию. К сожалению, армянские стороны не смогли просчитать такое развитие событий, плохо подготовились и потерпели поражение.

Все перечисленное имеет прямую связь и в некоторой степени трансформирует логику армяно-российского военно-политического сотрудничества. Армения является стратегическим партнером России, что предусматривает согласованную внешнюю политическую деятельность. Эта согласованность варьирует в зависимости от интересов двух стран, но в большинстве своем остается в русле двухсторонных взаимосимпатий. Армяно-российское политическое сотрудничество плодотворно особенно на уровне региональных политических процессов. Южный Кавказ, как и весь Ближний Восток в целом, отличаются этническим и цивилизационным разнообразием. Этот факт усиливает вызовы безопасности и устойчивого развития всего региона. А в свете геополитических изменений, эти же вызовы обретают конкретные формы и являются угрозой для каждой из стран. Армяно-российское военно-политическое сотрудничество имеет важнейшее значение как сдерживающий фактор противборющихся течений, а политическое составляющее усиливает возможности для мирной трансформации имеющихся разногласий. Подобные результаты мы видим не только в Нагорном Карабахе, где миротворческая миссия России в некоторых случаях не позволяет разногласиям перерасти в откровенные боевые действия, но и например в Сирии, где группа армянских специалистов по гуманитарному разминированию и медицинский персонал вместе с российскими миротворцами плодотворно работают.

В отличие от сотрудничества в области политических взаимосвязей, военно-стратегическое составляющее протекает несколько по - другому.

Как мы все знаем, Армения также является членом организации договора о коллективной безопасности, в рамках которого получает по внутренним ценам вооружение из России. В то же время систематические поставки наступательного вооружения Азербайджану оставляли в недоумении многих в Армении. Это же оружие было использовано во время войны против Карабаха, где также стояло российское вооружение. Конечно, с экономической точки зрения это было целесообразно, однако привело к двум важнейшим проблемам. Одна из этих проблем имеет гуманитарный характер, а вторая я уже озвучил - это потеря стратегического партнера Армении с Карабахом статуса балансирующей силы в регионе. Этот факт же, в свою очередь, означает более чувствительные и непредсказуемые процессы. Процессы, инициаторами которых являются разные цивилизационно-геополитические импульсы.

Можно было бы предполагать снижение российского влияния в регионе, за счет активации других близких и дальних стран. Но, как уже я упоминал, новое соглашение о стратегическом партнерстве России и Азербайджана поставило все на свои места. 

Но, несмотря на это, армяно-российское военно-стратегическое сотрудничество продолжает являться одним из важнейших факторов системы безопасности в регионе. Дальнейшее развитие сотрудничества как в пределах ОДКБ, так и в двустороннем формате, может быть более эффективным, если модернизация военно-промышленных комплексов двух стран будут соответствовать современным технологическим возможностям. Конечно в условиях санкций этого достичь будет не легко. Кроме этого, сложная политическая ситуация как вокруг Армении, так и связанная с противостоянием России с Западом также снижает эффективность сотрудничества. Установление более или менее сбалансированного международного порядка безусловно откроет новые горизонты для укрепления сотрудничества и взаимной пладотворной работы для реализаций совпадающих интересов. А такие интересы у наших двух стран многочисленны. Можно привести пример военно-промышленного сотрудничества. В частности, в Армении производятся некоторые виды военной продукций, такие как автоматы Калашникова в Чаренцаване, или бронеавтомобили “Буран”, контракт по производству которых был подписан на днях. Здесь сочетаются как военно-политические, так и экономические интересы двух стран.

Заключение

Таким образом, нужно отметить, что 30-летний опыт как в двустороннем, так и многостороннем формате, дает основания утверждать, что армяно-российское военно-политическое сотрудничество имеет все признаки устойчивой системы не только в области двусторонних интересов, но и в качестве балансирующего составляющего сдержек и противовесов в регионе и в мире. Армяно-российское сотрудничество синергично и жизнеспособна в перманентно меняющейся внешней обстановке, а также со временем не теряет функциональность и целевые ориентиры.

Противотекучщие и совпадающие течения в политической и военно-торговой сфере двух стран сбалансированы между собой, а сама система трансформируется под требованием времени, что позволяет более эффективно противостоять вызовам. Хотя обе стороны активны и в других направлениях, но тесное сотрудничество по важнейшим отраслям продолжается.

На основании изложенного можно анализировать 30-и летний стаж сотрудничества как системное явление. В результате подобного несложного моделирования можно представить большую вероятность дальнейшей плодотворной совместной работы, которая может включить как политические и экономические возможности Армении в сложившиеся сложной геополитической ситуации, так и жизненно необходимое для самой Армении укрепление системы региональной безопасности – вопреки ожиданиям новоиспеченных стратегических партнеров России.

В конце, поздравляя с 30-летием установления дипломатических отношений, хочу пожелать всем нам в будущем жить в лучшем мире, где единственными нашими совместными заботами будут взаимное экономическое обогащение, демократическое развитие обществ двух стран и добрососедские отношения с другими странами региона и мира.

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку