Гор Караханян: О некоторых вопросах сотрудничества между Арменией, Россией и ЕАЭС. Образовательный аспект

15 февраля 2019
2737
Гор Караханян: О некоторых вопросах сотрудничества между Арменией, Россией и ЕАЭС. Образовательный аспект
Доклад сопредседателя Общественной организации ДИАЛОГ Гора Караханяна на круглом столе «Россия и Армения в новых политических условиях». Мероприятие 6 февраля совместно провели РСМД и Общественная организация ДИАЛОГ в рамках Дискуссионного форума «Лорис-Меликов».

Армения и Россия в рамках ЕАЭС и ОДКБ достаточно плотно сотрудничают как в военной, так и в экономической сфере. Учитывая членство Армении в Таможенном Союзе, экономики наших стран достаточно интегрированы. По последним данным, в Армении функционируют около 1300 больших и малых предприятий с российским капиталом. Общая доля российских инвестиций в армянскую экономику составляет порядка 40% от общей инвестиционной картины.

Недавно во время видеоконференции на вопрос киргизской журналистки, почему после вхождения в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Киргизия продолжает импортировать больше, чем экспортировать, как это ожидалось ранее, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая привела пример Армении, заявив, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию и определенную изолированность Армении, армянские предприниматели, преодолевая сложности и препятствия, после вхождения страны в ЕАЭС активизировались и энергично продвигают свои товары на евразийском рынке. «В этом плане, конечно, нам есть чему поучиться у наших армянских коллег, поскольку они максимально используют все возможности, предоставляемые Евразийским экономическим союзом», - сказала Валовая.

На недавней встрече в Москве, приуроченной к переходу председательства в органах ЕАЭС от Российской Федерации к Республике Армения, премьер-министр Армении Никол Пашинян в своем выступлении, представляя приоритетные направления деятельности союза, подчеркнул: «….следует активно работать над реализацией программы по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа, а также формированию общего электроэнергетического рынка. Необходимо активизировать усилия, направленные на проведение скоординированной энергетической политики и на скорейшее решение чувствительного вопроса по ценообразованию».

Углубление сотрудничества между членами ЕАЭС привело также к необходимости формирования договорной базы евразийской интеграции. Важный принцип «унификации национальных законодательств» работает как в сфере безопасности (в частности, борьбы с терроризмом), так и в экономике. К этому подталкивает сам процесс создания и функционирования Единого экономического пространства.

Таким образом, при обсуждении интеграционных вопросов зачастую на первый план выдвигаются именно вышеназванные направления. Поэтому, естественно, официальные и независимые эксперты обстоятельно анализируют вопросы интеграции именно в указанных сферах.

Однако здесь хотелось бы затронуть другой не менее важный аспект сотрудничества, который на наш взгляд несколько отстает, вероятно, в виду своей недооцененности. Вопрос касается недостаточной степени интеграции образовательных систем двух стран.

По сути, каждая сторона – член ЕАЭС (и ОДКБ) руководствуется своими образовательными стандартами, между которыми нет корреляций. Это полностью сводит на нет возможность запуска программ по академической мобильности, что подразумевает мобильность как студентов, так и преподавателей. Так, например, в рамках Европейского Союза академическая мобильность становится все более важным компонентом образовательной и исследовательской деятельности вузов. В странах, лидирующих на международном рынке образовательных услуг, вопросы организации академической мобильности являются частью государственной политики, в рамках которой разрабатываются национальные программы поддержки мобильности, нормативно-правовое обеспечение, эффективная система финансирования, создается необходимая инфраструктура. У нас пока нет достаточного понимания необходимости серьезных сдвигов в этом направлении, которое стало бы важным шагом на пути интеграции образовательных систем Армении и России с одной стороны, с другой – всех стран-членов ЕАЭС.    

Недостаточная степень интеграции образовательных систем Армении и России препятствует также переводам из одного ВУЗ-а в другой (не важно из российского в армянский или наоборот). Дело в том, что в учебных планах одного и того же направления имеется разница в предметах и академических часах в таком количестве, которое превышает допустимую норму по праву пересдачи студентом и его возможности получения права на перевод. Таким образом, осуществление переводов как таковых невозможно. Например, студент, поступивший в Народно-хозяйственный университет Республики Армения при желании ни на каком этапе не в состоянии перевестись в Российский Экономический университет имени Плеханова, хотя оба образовательные учреждения готовят экономистов.

К сожалению, образовательная среда нас больше отдаляет друг от друга, нежели приближает. А что такое образование? Это область, которая не только дает знания и навыки, но и предопределяет культурно-цивилизационные ориентиры, поведенческие нормы и, наконец, политические приоритеты личности.

Сегодня бизнес активная среда в основном все еще представлена представителями того поколения, которое получило образование все еще в общей стране под названием СССР. Но если образование будет и далее нас отдалять друг от друга, то завтра-послезавтра новое поколение, сейчас уже лучше владеющее английским, а не русским языком, будет больше тяготеть не в сторону российских рынков сбыта, а будет искать новые направления (в том числе небезопасный Ближний Восток).

Поэтому, по моему глубокому убеждению, в перспективе экономическая и политическая интеграция могут столкнуться с проблемами, связанными с недостаточной интеграцией образовательных систем. Этот вопрос полностью вписывается в сферу формирования нового, евразийского правового поля.

Источник: Dialogorg.ru 

Поделиться

Интересное

Возврат к списку