Гор Караханян: Армения как ключевой партнер России в рамках политики импортозамещения в IT

14 апреля 2022
1001
Гор Караханян: Армения как ключевой партнер России в рамках политики импортозамещения в IT
Доклад на круглом столе РСМД и Общественной организации ДИАЛОГ «Россия и Армения: 30 лет союзнического взаимодействия» Москва, 8 апреля 2022 г.

Всем известно, что после распада Советского Союза произошел вынужденный, зачастую поспешный и необдуманный отказ от десятилетиями складывавшихся производственных, научно-технических и иных связей между бывшими союзными республиками. В результате на постсоветской территории случились резкое падение объемов производства, рост инфляции, снизился уровень жизни населения. В частности, в Армении объем ВВП в 1991 г. сократился на 8,8%, в 1992 г. – на 52,3, в 1993 г. – на 14,3%. Значительно ухудшились показатели внешней торговли. Одновременно уже с первых лет независимости на новых принципах начали налаживаться торгово-экономические отношения между Республикой Армения и Российской Федерацией. Так, одним из основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеторговые отношения между РФ и РА, было межправительственное Соглашение о свободной торговле, подписанное 30 сентября 1992 г. в Ереване.

Сегодня уже Российская Федерация является главным торговым партнером Республики Армения. За 2021 г. товарооборот между двумя государствами увеличился на 20,4% и достиг 2,6 млрд долларов, что составляет 31% от внешнеторгового оборота Армении. Объем экспорта из Армении в Россию за 2021г. увеличился на 24,5% и составил 847,2 млн. долларов (28% от общего объема экспорта из Армении). Объем импорта из России в Армению за 2021 год также увеличился на 20,5% и составил 2 млрд долларов (37% от общего объема импорта в Армению). Традиционно из России в Армению импортируются нефтепродукты, машины и оборудования, лекарственные средства, продукты растительного происхождения, а из Армении в Россию экспортируется руда, сельскохозяйственная продукция, дорогие и недорогие металлы. Доля российских накопленных инвестиций в Армении больше 40%. За последние годы сотрудничество между РФ и РА вышло на качественно более высокий уровень, особенно это касается реализации долгосрочных инвестиционных программ в сферах энергетики, транспорта, промышленности, информационных технологий и высоких технологий. Такие проекты реализуют ЗАО «Газпром-Армения», АО «Русатом Сервис» – дочернее предприятие госкорпорации «Росатом», ЗАО «ЮКЖД», Разданская ГЭС, Русал-Арменал и другие.

Российско-Армянское экономическое сотрудничество эффективно осуществляется также в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которому Армения присоединилась в 2015 году.

Однако, кроме уже годами налаженных связей в традиционных сферах сотрудничества, нам видится еще одно направление, которое постепенно становится одним из самых перспективных в условиях новых геополитических реалий. Речь идет о сотрудничестве в области информационных технологий – сфера, которая является одной их четырех обозначенных направлений политики России по импортозамещению, принятую в 2014 году.

В условиях жесткой санкционной политики Запада по отношению к России, использование ресурсов союзнической Армении становится все более актуальным. Это хорошая возможность для России в направлении диверсификации рисков.

Почему мы предлагаем рассматривать именно Армению в качестве основного партнера России в рамках политики информационно-технологического импортозамещения. В Армении отмечается позитивная динамика в области цифровизации, ставшая особенно заметной после разработки и принятия в 2017 году “Повестки цифровой трансформации Армении до 2030 года”, включающей три основных этапа цифровой трансформации: “цифровой скачок”, “цифровое ускорение” и “развитие на основе цифровизации”. Армения активно сотрудничает с профильными международными организациями для разработки проектов и дорожных карт по таким перспективным вопросам цифровой экономики, как цифровое сельское хозяйство (кстати, сельское хозяйство является одним из четырёх важных направлений политики импортозамещения в России).

В 2018 году в Армении создана Свободная экономическая зона (СЭЗ) “ECOS”, цель которой состоит в стимулировании развития цифровой бизнес-среды и производства инновационных технологических продуктов и услуг за счет привлечения и развития высокотехнологических стартапов со всего мира.

22 марта сего года состоялась встреча в онлайн-формате с участием Торгового представителя Российской Федерации в Республике Армения Анны Донченко и Председателя Совета главных конструкторов и генерального директора российского Автономного некоммерческой организации (АНО) «Цифровая страна» Евгения Бабаяна по теме реализации проекта по созданию в Армении «Цифровой долины». Евгений Бабаян рассказал о концепции проекта Консорциума «Цифровая экономика» по консолидированию технологических ресурсов IT-компаний, научных и инжиниринговых центров. Проект предусматривает строительство фабрики микроэлектронной продукции, научного городка со своим кампусом и лабораториями, создание экосистемы производства электронной продукции в Армении.

Как сообщает наш источник, в построении «Цифровой долины» предполагается участие ведущих вузов России и Армении - МГУ им. Ломоносова, МГИМО МИД Российской Федерации, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российско-Армянского (Славянский) университета, а также коммерческих предприятий и институтов развития «Ростех» и «Роскосмос». От себя добавлю, что в Армении достаточно успешно функционируют филиалы вышеназванных российских ведущих вузов - как МГУ имени Ломоносова, так и Российского Экономического университета имени Плеханова, в которых готовятся кадры по направлению IT. Более того в Ереванском филиале РЭУ имени Плеханова осуществляется обучение по направлению “Прикладная информатика в Экономике” на базе Лабораторий Перспективных исследований и Лабораторий Виртуальной реальности, где и собственно сосредоточен основной русскоязычный кадровый и научный потенциал Армении в данной области. Таким образом, филиалы названных российских вузов могут стать научно-экспериментальной базой для претворения в жизнь идеи превращения Армении в “Цифровую долину” всего Евразийского союза.

Но важно отметить, что само слово “цифровизация” в условиях новых геополитических реалий приобретает новые коннотации. Если раньше стояла задача, например, с помощью IT повысить комфортность в сфере закупок, увеличить скорость банковских переводов и платежной системы, обеспечить транспарентность финансовых потоков, оборотов и прочее, то сейчас на повестку выходит проблема необходимости обеспечения всей сферы информационных технологий Отечественной продукцией, включая программные обеспечения, организация и ведение соцсетей и т.д.

Для успеха проекта нужна государственная поддержка. В этом плане тоже есть определенные сдвиги. Так, в рамках Армянского бизнес-форума в сентябре прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством экономики Армении, Корпорацией развития и инвестиций Армении и Государственной корпорацией развития России, которая позволит реализовать в стране новые проекты при поддержке такого крупного финансового партнера, каковым, безусловно, является Государственная корпорация развития России. До этого кое-какие проекты реализовывались, но только на индивидуальной основе, сейчас речь идет о том, чтоб создать системную основу для сотрудничества с Арменией через госорганы.

Я обозначу несколько факторов, которые дают основу для некоторого оптимизма в пользу выдвынутого тезиса:

1. Прямые союзнические отношения между Арменией и Россией, а также сотрудничество в формате ЕАЭС. Этот фактор обеспечивает политико-правовую основу для углубления сотрудничества.

2. Политика импортозамещения в области информационных технологий в РФ.

Хотя некоторые эксперты считают, что продукция, планируемая к созданию Отечественного аналога из перечня, подлежащая импортозамещению, ни технически, ни экономически не может быть адекватна аналогичной продукции компаний — лидеров глобального радиоэлектронного рынка, но у нас есть пример Китая, которому удалось решить эту проблему и там вопрос импортозамещения вычислительной и коммуникационной техники не стоит на повестке дня. В Китае в рамках прямой экономической и политической поддержки государством реального сектора экономики созданы высокотехнологичные компании (например, Huawei Technologies и Lenovo), успешно осваивающие глобальные рынки.

3. Ужесточение санкционной политики Запада против России. Этот фактор будет импульсом и катализатором резкого повышения интереса российского бизнеса в поиске партнеров среди союзных и дружественных стран.

4. Потенциала Армении в области информационных технологий с учетом как функционирования Свободной Экономической зоны, так и наличия высококлассных специалистов.

5. Недавнего переезда значительного количества российских специалистов в области IT в Армению (по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в феврале-марте 2022 г. страну покинули около 50-70 тыс. человек, работающих в сфере информационных технологий. По неофициальным данным, в Армению передислоцировались от 2500 до 3000 ведущих российских специалистов в области информационных технологий. За тот же период в Армении гражданами России зарегистрировано 938 ИП (индивидуальный предприниматель), а 268 – граждан России зарегистрировали ООО (общество с ограниченной ответственностью). 93% зарегистрированных россиянами предприятий в Армении представляют сферу IT.

6. Функционированию в Армении российских вузов, специализирующихся в направлении информационных технологий.

7. Наконец, последний фактор – малогаборитность IT продукции в целом, что дает возможность эффктивно использовать авиасообщения, вместо железнодорожного, которая на данный момент между Арменией и Россией отсутствует. Более того, если речь идет о программных обеспечениях, то вопрос перевозок и вовсе снимается ввиду того, что продукция может передаваться через интернет.

На данный момент в Армении ведущие компании в сфере IT, количество которых более чем 600, созданы и функционируют с помощью западных инвестиций. Поэтому налицо как возможность, так и необходимость повернуть потенциал республики лицом к странам-членам ЕАЭС и, конечно, главным образом к России. На сегодняшний день проявляемый интерес со стороны российского бизнеса к инвестированию в IT-отрасль Армении нужно эффективно координировать, создавать площадки для разработки и реализации совместных кооперационных проектов под эгидой двух государств.

Спасибо за внимание!

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку