Россия-Армения: 10 лет спустя

20 Август
247
Россия-Армения: 10 лет спустя
19-20 августа 2010 года состоялся первый государственный визит президента РФ Дмитрия Медведева в Армению, в ходе которого проходили его переговоры с президентом Армении Сержем Саргсяном, были подписаны ряд документов, в том числе о продлении пребывания российской военной базы в Армении и о строительстве энергоблоков АЭС. Президенты двух государств также приняли участие в церемонии открытия мемориального комплекса «Холм чести» в городе Гюмри. Тогда в Ереване состоялся также неформальный саммит ОДКБ.

К государственному визиту президента РФ в Армению авторский коллектив из Москвы и Еревана подготовил аналитический доклад «Армения и Россия в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы». В докладе оценивается динамика развития ситуации в регионе Южного Кавказа в региональном и глобальном контексте, подчеркивается, что углубление российско-армянского сотрудничества играет важную стабилизирующую роль на Кавказе, имеет позитивное значение для находящейся в процессе становления системы региональной и глобальной безопасности. Рассматривается как достижения, так и проблемные моменты отношений России и Армении в военно-политической, экономической и гуманитарной сферах.

Авторский коллектив предложил пути совершенствования двусторонних связей на различных уровнях, представил прогнозные сценарии их развития, высказал рекомендации, направленные на придание различным формам двустороннего сотрудничества большей динамики. Доклад, который был издан Институтом Евразийских Исследований ограниченным тиражом на армянском и русском языках, адресован представителям научного и экспертного сообщества, органов государственной власти Армении и России, а также широкому кругу лиц, интересующихся вопросами мировой и региональной политики, а также роли и месту в них Армении и России.

Отметим, что в состав авторского коллектива аналитического доклада «Армения и Россия в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы» входили Андрей Арешев, Эдуард Абрамян, Александр Крылов, Левон Мелик-Шахназарян и Юрий Навоян.

По случаю 10-летия аналитического доклада Dialogorg.ru представляет комментарии одного из членов авторского коллектива, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН, президента Научного общества кавказоведов Александра Крылова.

IMG_0694.PNG
Десять лет назад пятью авторами из России и Армении (А.Арешев, Э.Абрамян, А.Крылов, Л.Мелик-Шахназарян и Ю.Навоян) был написан аналитический доклад, посвященный актуальным проблемам наших двусторонних отношений и их международному контексту. Данная работа была адресована органам власти, научным, общественным организациям и всем тем, кто заинтересован в поступательном развитии наших двусторонних отношений.

Я был одним из авторов этого доклада и по случаю 10-летнего юбилея вновь перечитал его с большим интересом. Насколько обоснованными оказались прогнозы и были ли услышаны наши рекомендации теми государственными органами, к которым они были обращены? Остановлюсь на тех местах доклада, которые в нашей нынешней реальности показались мне наиболее показательными.

В докладе указывалось, что «мировой экономический кризис, оказывающий системное воздействие на мировые и региональные общественно-политические и экономические процессы, еще долго продолжит оставаться одним из основных трендов». 

Теперь, на фоне современных проблем, многократно усиленных эпидемией COVID-19, кризис образца 2010 года может показаться едва ли не временем всеобщего процветания. Сразу возникает вопрос: если так пойдет и дальше, то до какого уровня может ухудшаться ситуация? Или она застынет на уровне нынешнего кризиса, ведь никаких признаков возврата к хотя бы относительно благополучным временам пока не наблюдается.

Очевидно, что мировой экономический кризис пришел «всерьез и надолго», и что он и дальше будет оказывать разрушающее воздействие на ситуацию в мире, будет стимулировать рост напряженности в отдельных странах, в межгосударственных отношениях, способствовать обострению старых конфликтов и появлению новых. На Южном Кавказе все это наблюдается в полной мере и здесь показательны следующие указанные в докладе-2010 потенциальные угрозы: 

- происходит усиление напряженности вокруг Нагорного Карабаха на фоне предпринимавшихся с подачи США шагов по нормализации армяно-турецких отношений;

- серьезное повышение внимания со стороны Турции и Ирана к происходящему у их границ;

- обсуждение различных вариантов территориальных перекроек в кавказском регионе.

Как известно, все попытки США перекроить карту региона закончились провалом. «Футбольная дипломатия», вызывавшая столько восторгов по поводу скорого открытия границ если теперь и вспоминается, то лишь как анекдот. Столь же бесславная судьба постигла американский план Гобла, который предлагал решить карабахскую проблему путем перекройки границ Азербайджана и Армении. По этому плану к Армении присоединялся Нагорный Карабах (в границах бывшей НКАО Азербайджанской ССР) вместе с Лачинским районом, а к Азербайджану его эксклав – Нахичеванская автономия и бывший Мегринский район Армянской ССР.

В результате Армения лишилась бы границы с Ираном, открывался путь для турецкой экспансии в Центральную Азию и тюркоязычные республики России. Хотя Г. Алиев и Р. Кочарян согласились с планом Гобла, он не был реализован из-за активного противодействия спикера К.Демирчяна, премьер-министра В.Саркисяна (оба были убиты в парламенте 27 октября 1999 г.) и тогдашнего министра обороны В.Арутюняна (отправленного вскоре в отставку). Последующие попытки американцев реанимировать план Гобла были безрезультатными, однако история получила продолжение и теперь главную роль в ней играют не США, а Турция.

В докладе-2010 подчеркивалось: «в наступившем десятилетии речь идет о том, сумеют ли Азербайджан и Армения сохраниться в качестве независимых субъектов международных отношений или их суверенитет будет сильно ограничен». 

Действительно, власти Азербайджана заявили о принадлежности азербайджанцев к единой турецкой нации, их нынешняя политика ведет к утрате государственного суверенитета. Зависимость от Турции нарастает во всех сферах: офицерский корпус, части специального назначения и т.п. готовятся в Турции, осуществляется масштабные экономические, социальные и образовательные проекты, которые направлены на усиление турецкого влияния.

Турецкое военное присутствие на азербайджанской территории приобрело постоянный характер, его масштабы увеличиваются с каждым годом. Все более отчетливо вырисовывается перспектива превращения Азербайджана в аналог "Турецкой республики Северного Кипра", превращенной в фактическую провинцию Турции. Подобный сценарий прекрасно вписывается в проводимую президентом Р.Т. Эрдоганом политику наращивания политического влияния Турции от Северной Африки до Китая, однако он чреват для Турции новыми конфликтами и непредсказуемыми последствиями.

Очевидно, что сценарий фактического поглощения Азербайджана Турцией противоречит интересам России и Ирана, а также государств региона, которые заинтересованы в стабильности на Южном Кавказе. Для Армении этот сценарий имеет характер национальной угрозы и здесь нужно отдать должное профессионализму армянской дипломатии. Именно по ее настоянию в подписанном десять лет назад Протоколе о продлении сроков действия межгосударственного договора о 102-й российской военной базе до 2044 г. зона гарантированной РФ безопасности была распространена не только на внешние границы бывшего СССР на их армянском участке, но и на всю протяженность современных международно признанных границ Армении.

За прошедшие десять лет линия фронта вялотекущей войны распространилась из зоны карабахского конфликта на всю протяженность границы между Арменией и Азербайджаном. Можно себе представить, насколько более взрывоопасной была бы ситуация, если бы в условиях прогрессирующего слияния турецкой и азербайджанской армий российские гарантии безопасности не распространялись бы на всю границу Армении, включая ее нахичеванский участок. 

Десять лет назад мы исходили из того, что основой компромиссного решения карабахской проблемы может стать «заинтересованность Баку и Еревана в том, чтобы Азербайджан и Армения сохранились в качестве независимых государств, сумев адекватно ответить на вызовы, создаваемые как возрастающими сложностями геополитического характера, так и глобальными экономическими трендами». Готовность Баку отказаться от государственного суверенитета во имя единства турецкой нации разрушает эту основу, превращает Южный Кавказ в заложника политики Т.Р. Эрдогана. 

Карабахскую проблему больше нельзя рассматривать как конфликт Армении и НКР с Азербайджаном. Реальной стороной конфликта фактически выступает Турция, власти которой рассматривают Армению и мировое армянство как своих исторических врагов. Намерение нынешних турецких и азербайджанских лидеров придать конфликту с Арменией всемирный характер наглядно проявилось в инцидентах и проявлениях армянофобии, которые недавно прокатились по многим странам мира, в том числе и по России. 

В нашем докладе-2010 указывалось, что «переживаемые кавказским регионом радикальные трансформации не являются по своим последствиям однонаправленными. Они содержат в себе, наряду с новыми угрозами безопасности (либо актуализацией прежних), также и новые формы конструктивного сотрудничества, направленного на преодоление внешних и внутренних противоречий, способных придать дополнительный импульс развитию всего региона и, в частности, Республики Армения».

Прошедшее десятилетие показало, что негативные тенденции (обострение старых, появление новых угроз безопасности) оказались в регионе куда сильнее, чем позитив в виде конструктивного сотрудничества, развития и т.п. Во многом это результат продолжающегося кризиса, эпидемии COVID-19 и все более усложняющейся ситуации в мире. Однако даже самые тяжелые времена когда-нибудь заканчиваются и перед выстоявшими в испытаниях открываются новые возможности и перспективы. Это придает особую значимость союзным отношениям России и Армении, так как они повышают шансы наших стран на успешное преодоление нынешнего периода мировой турбулентности. 

IMG_0695.PNG

Источник: Dialogorg.ru


Поделиться

Интересное

Возврат к списку