Юрий Навоян: президент России дал старт программы восстановления Армении и Карабаха, своеобразного «Плана Маршалла» для армянского государства

23 Ноябрь
276
Юрий Навоян: президент России дал старт программы восстановления Армении и Карабаха, своеобразного «Плана Маршалла» для армянского государства
Армения и Карабах преодолевают последствия вооружённого конфликта с Азербайджаном и восстанавливают гражданские инфраструктуры, в чем содействует, в частности, российское руководство. О значении помощи России в преодолении гуманитарной катастрофы после второй карабахской войны и необходимости повышения отношений Армении и России на новый уровень в создавшихся условиях, информационно-аналитическому порталу Dialogorg.ru рассказал председатель организации ДИАЛОГ Юрий Навоян.

Ситуация, которая сложилась в ходе и по итогам второй карабахской войны, правительство Армении давно характеризовало как «гуманитарную катастрофу», масштаб которой еще полностью не определен. Достаточно отметить, что первое заседание рабочей группы по противодействию гуманитарной катастрофе в Карабахе, было проведено только 19 ноября, которое вел вице-премьер армянского правительства.

Но, несмотря на действия официальных ведомств Армении и усилия отдельных организаций и фондов, кризисная ситуация в социальной и других сферах только углубляется. При существующем ограниченном ресурсе еще имеют место проблемы управленческого характера и некомпетентность многих высокопоставленных лиц, чем, к сожалению, в основном характеризуется нынешнее правительство Армении.

В этих условиях прорывом преодоления кризисной ситуации становится российская целевая помощь Армении и Карабаху, о чем на межведомственном совещании 20 ноября заявил президент РФ Владимир Путин. Фактически, своими поручениями на этом совещании и командировкой внушительной межведомственной правительственной делегации в регион, президент России дал старт программы восстановления Армении и Карабаха, своеобразного «Плана Маршалла» для армянского государства.

Российский стандарт организации работ по приоритетным направлениям и конкретная финансово-материальная помощь Москвы позволит запустить антикризисную программу, оказать адресную и целевую поддержку конкретным группам населения и восстановить гражданские инфраструктуры Карабаха.

В Степанакерте основная нагрузка этих работ ляжет на Центр гуманитарного реагирования МЧС России, в составе которого работа разворачивается по пяти направлениям. С целью преодоления последствий войны и обеспечения жизнедеятельности гражданских инфраструктур, немаловажным фактором являются также параллельные усилия России для международной поддержки.

В создавшихся условиях Армении следует начать разработку и реализацию совместных эффективных программ сотрудничества с российскими ведомствами и поставить их на постоянную и институциональную основу, не допуская впредь образования вакуума в российско-армянских отношениях, что первым делом бьет по безопасности и экономики Армении.

Пора преодолеть периодически повторяющий цикл, когда сначала в определенных армянских кругах накапливаются определенные претензии к России, а потом следует этап благодарности за действия Москвы. И так по кругу....

Конечно, отдельным блоком является военно-политическое и военно- техническое сотрудничество Армении с Россией. В неотложном порядке предстоит определить новую оборонную доктрину Армении, учитывать наличие российских миротворцев в регионе и тенденции военно-политического сотрудничества между другими государствами, провести рационализацию армии, проработать новую программу перевооружения армии и соответственно – усовершенствовать программу военного взаимодействия с Россией.

С учетом новых геополитических тенденций, которые проявились в ходе второй карабахской войны и стали очевидными по ее итогам, созрел вопрос создания российской военной базы также в южном регионе Армении, к примеру, в Горисе. Размещение российского военного контингента в узле геополитических интересов – Сюнике, будет иметь дополнительный сдерживающий характер. Этот вопрос приобрел актуальность с учетом новых намерений и поведения Турции и других государств в регионе.

Уместно также открытие в Горисе генерального консульства РФ. Имея в виду фактор присутствия российских миротворцев в Карабахе, усиление контингента российских пограничников на юге Армении, а также определенных тенденций в будущем, в регионе число российских граждан только увеличится. Российское дипломатическое присутствие на юге Армении востребовано также с точки зрения обслуживания инфраструктурных и экономических программ, ведь Сюник не только «южные ворота» Армении, но и "окно" Евразийского экономического союза в Иран и Персидский залив.

Все происходящие события и тенденции в регионе показали необходимость более рациональной оценки возможностей эффективного развития армянского государства и обеспечения достойной жизни армян на своей исторической территории. К сожалению, в 21-ом веке, уже при наличии государства мы опять имеем армянских беженцев. А это явление долгое время было характерной чертой армянской истории тогда, когда не существовала собственная государственность.

С учетом новой ситуации и взаимных армянских и российских интересов, которые показывают свою актуальность и жизнеспособность, полагаю, что пора создать межгосударственную рабочую группу для выработки параметров Союзного государства Армении и России. Создание союзного государство двух равноправных субъектов международного права – Армении со значимым геополитическим расположением и России со статусом ядерной державы, послужит новым положительным примером международного сотрудничества и обеспечит баланс интересов на Южном Кавказе.

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку