Марика Гегечкори: В Тбилиси звучат призывы выступать с осторожных позиций в вопросе нагорно-карабахского конфликта
20 апреля 2020
2326
В Грузии внимательно следили за выборами в Нагорном Карабахе, при этом официальная позиция властей страны не изменилась. Тбилиси не признает выборы в Нагорном Карабахе и защищает территориальную целостность Азербайджана. Заявления Тбилиси о защите территориальной цельности Азербайджана воспринимаются в грузинском обществе уже не так однозначно, в особенности после фактической оккупации грузинского монастырского комплекса Давид-Гареджа со стороны Азербайджана.
Отметим, что Грузия с Азербайджаном имеет общую государственную границу протяжённостью в 446 км. Власти Азербайджана оспаривают эти данные, сказывая иную цифру - 480 км. Из них на сегодняшний день около 180 км остаются несогласованными. Делимитация и демаркация государственной границы началась в 1996 году двусторонней грузино-азербайджанской межправительственной комиссией. В настоящее время делимитировано и демаркировано всего 66 % общей границы. В ходе работы комиссии, начиная с 2007 года, возникли непреодолимые препятствия — в связи с монастырским комплексом Давид-Гареджи, который находится в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Азербайджан считает, что монастырь является якобы памятником “албанской культуры”, и называет его “Кешиш-Даг”. Этот вопрос стал довольно болезненным для грузинского общества ввиду большой культурно-исторической и духовной ценности монастыря. И несмотря на заверения властей Грузии о том, что переговоры по данному вопросу с Азербайджаном продолжаются, многие в Грузии уверены, что вопрос монастырского комплекса уже разрешен и произошла фактическая его оккупация Азербайджаном.
1 ноября 2019 года британские издание Bellingcat сообщило об установлении контроля азербайджанскими военными над горой Бабакьяр на участке границы с Грузией, вблизи от точки соединения государственных границ Армении, Грузии и Азербайджана. Издание утверждает, что Азербайджан «передвинул свои фортификационные сооружения в северном направлении на территорию Грузии». Изменение расположений позиций азербайджанских военных подтверждается приложенными спутниковыми снимками. Согласно картам, азербайджанская сторона перенесла свои фортификации на 330 м вглубь территории Грузии. Ранее, в августе 2019 года, начальник штаба пограничных войск Азербайджана, генерал-майор Эльчин Ибрагимов отмечал, что «азербайджанским пограничникам удалось продвинуться в нескольких направлениях на линии соприкосновения и занять позиции на стратегических высотах». И так, власти Азербайджана путем необъявленной аннексии решают свои геополитические задачи, между тем официальная политика Грузии по отношению к вражеским действиям Азербайджана все еще остается безответной, за исключеним осторожных заявлений о готовности “разрешить все имеющиеся проблемы с Баку”. В последнее время в грузинском обществе также возникли опасения относительно процессов, происходящих в регионе Квемо-Картли. Отметим, что Квемо-Картли- это регион на юго-востоке Грузии, где компактно проживают этнические азербайджанцы, именуя регион по -тюркски “Борчалу”. В регионе официальный язык азербайджанский. Большинство жителей имеют тесные связи с Азербайджаном, не интегрируясь в грузинское общество и проявляя отдельные формы сепаратизма.
В Грузии растет недовольство политикой Баку по отношению к Тбилиси. Правда, об этом открыто говорят лишь экспертные круги и часть гражданских активистов. Однако все провокационные шаги властей Азербайджана по отношению к Грузии лишь усиливают это недовольство. На этом фоне в Тбилиси звучат призывы выступать с осторожных позиций в вопросе нагорно-карабахского конфликта, воздержаться от озвучивания тезисов азербайджанской стороны. Более того среди грузинских активистов бытует мнение о том, что грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты имеют иную предысторию и отличаются от карабахского конфликта. К примеру, так считает и политолог Нодар Барамидзе, выражая уверенность, что Тбилиси должен быть осторожен в своих заявлениях касательно урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По его словам, Армения и Азербайджан ближайшие соседи Грузии и нет необходимости выбирать одну из сторон в вопросе карабахского конфликта. Как отмечает Барамидзе, по этой части пора внести корректировки во внешнеполитической доктрине страны. А по словам эксперта Левана Квициани, усиление азербайджанского фактора опасно с точки зрения геополитических интересов Грузии. Никто не знает, как долго продержится власть Алиевых и вполне возможно, что в соседней страны произойдут внутриполитические изменения, поэтому необходимо уже сейчас придерживаться нейтральной позиции в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Безусловно не все в Грузии согласны с данной позицией. Экономические связи с Азербайджаном только усиливают зависимость Тбилиси от Баку. Однако дипломатия играет важную роль в вопросе корректировки построения взаимоотношений с региональными игроками и недопущения попадания страны в геополитическую ловушку. В этом плане для Тбилиси важно понимание сути нагорно-карабахского конфликта с учетом перспектив его развития и разрешения. Опыт возможного разрешения нагорно-карабахского конфликта поможет выявить пути разрешения конфликтов, терзающих Грузию долгие годы.
Ну и в конце концов, для Тбилиси возникновение нового регионального субъекта может стать благоприятным фактором в плане диверсификации внешней политики и усиления региональной роли Грузии.
Марика Гегечкори, Тбилиси
Специально для Dialogorg.ru
Поделиться
Интересное