Как Азербайджан использует удинский фактор

15 Февраль
40
Как Азербайджан использует удинский фактор
Благодаря алиевской пропаганде «автохтонности азербайджанцев» в регионе Южного Кавказа удины вновь оказались в эпицентре внимания научной общественности.

Позиционируя себя в качестве прямых «потомков» кавказских албан, азербайджанская общественность пытается решить банальную задачу: путем искажения исторических и научных фактов - доказать свое право на правопреемство, а именно, что азербайджанцы - прямые потомки народов Кавказской Албании, древнего государства, отличавшегося тесными политическими, культурными и духовными связями с Арменией. Более того, Кавказская Албания в течение длительного периода объективно оказывалась под влиянием ААЦ (Армянской Апостольской церкви). В 704—705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, церковь Албании потеряла автокефалию и вошла в состав армянской, а Албанская церковь превратилась в автономный католикосат Армянской церкви. Этот фактор впоследствии стал значимым в плане этнорелигиозных контактов кавказских албан и армян.

Потомки народов Кавказской Албании до сих пор населяют регион Южного Кавказа, это в основном представители лезгинской языковой группы, в частности, лезгины, табасараны, агулы, арчинцы, цахуры, рутульцы, джеки, гапутлинцы, крызы, будухцы, алыкцы, хиналугцы и удины. Единственной этнической группой, сохранившей христианство, являются - удины. Остальные не только приняли ислам суннитского толка, но и частично ассимилировались с азербайджанскими тюрками, образовывая этнорелигиозные ареалы проживания в Азербайджане. Что касается удин, то последние также частично ассимилировались с азербайджанскими тюрками. Потомки исламизированных и тюркизированных удин ныне проживают в азербайджанских селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Бум, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др. Эти села в основном расположены в районах Огуза и Габалы (ранее Куткашенский и Варташенский районы). Известно, что часть жителей городов Евлах и Барда также имеют удинское происхождение, потомками удин являются и жители некоторых сел Товузского района. Географически и исторически удинские села были расположены рядом с автохтонными армянскими селами Азербайджана, однако после депортации армянского населения из этой республики, часть удин также покинуло регион, перебравшись в Россию, Казахстан, Украину и Армению. В Армении оказались представители смешанных армяно-удинских семей, которые ныне проживают в основном в Ереване и на северо-западе страны в регионах Тавуша и Лори. Большинство удин Армении проживают в Ноемберяне, Ванадзоре, Иджеване, Дилижане, Дебетаване, Баграташене и других населенных пунктах северо-запада Армении. Что касается оставшихся в Азербайджане удин, то они в 1989 году в результате действий администрации населенного пункта Варташен, в лице членов партии "Народный фронт Азербайджана" были изгнаны из страны. Изгнание стало частью разразившегося армяно-азербайджанского конфликта в связи с отделением Арцаха (Нагорного-Карабаха) от Азербайджана. Удины носящие армянские имена и относящиеся к пастве армянской церкви, рассматривались как армяне, а следовательно, их постигла та же участь, что и других армян в Азербайджане. На сегодняшний день в Варташене осталось незначительное количество удин. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось всего 74 удина. Большинство удин в Азербайджане ныне проживает в селе Нидж - Габалинского района. По данным социолингвистических исследований, проведённых Международным летним Институтом лингвистики в конце 1990-х годов в Нидже, из шеститысячного населения 4.000 составляли удины. Отток удинского населения продолжается по сей день. Оставшиеся в Азербайджане удины, являются инструментом пропаганды для нынешних азербайджанских властей, которые с одной стороны пытаются доказать, что удины - якобы прямые предки азербайджанцев, с другой стороны, бакинская пропаганда использует фактор христиан- удин для того, чтобы представить мировому сообществу наличие удинского христианского исторического наследия вместо армянского, причем, на эти безосновательные тезисы государство тратит колоссальные средства, финансируя целые институты и организации, публикуя псевдонаучную литературу, искажая и фальсифицируя исторические данные региона.
Основной акцент азербайджанская пропаганда делает на теорию «пришлости» армян в регионе Южного Кавказа, при этом, не приводя каких-либо научных доказательств, лишь используя доктрину известного азербайджанского лжеученого Зия Буниятова, чья так называемая «научная школа» стала основой армяноненавистической идеологии современного руководства Азербайджана.

нидж.jpg
Печально констатировать, но именно удины стали важнейшим механизмом фальсификации истории армянского народа со стороны азербайджанских властей. Весь этнокультурный, духовно-религиозный пласт армянства Азербайджана именуется «албанским или удинским». Церкви и иные религиозные и культурные сооружения, которые остались в Азербайджане после депортации армянского населения, в одночасье превратились в «албанские и удинские». 
Механизмы тотальной фальсификации затронули, в частности, Арцах, который по теории горе-азербайджанских ученых стал «ареалом проживания удин», а региональные памятники армянской христианской архитектуры стали именоваться «удинскими и албанскими». Так называемое «ученое сообщество» Азербайджана пошло еще дальше. Албанскими в Азербайджане стали называть святой Эчмиадзин, храмы, церкви и монастырские комплексы на территории Армении. При этом ученых из Азербайджана не смущает полное отсутствие этнорелигиозного албанского элемента на территории Армении. Ученые Ильхама Алиева объявили армянские хачкары - камни-кресты «достоянием» Кавказской Албании. Но даже эти антинаучные утверждения не защитили их от полного уничтожения на территории Нахиджевана, который по утверждению ученых из Апшерона, также является «ареалом проживания кавказских албан».

Безусловно, азербайджанские теории происхождения армянского народа и участие большинства удин и других потомков народов Кавказской Албании в этногенезе азербайджанских тюрок не находят поддержки среди мировой научной общественности. Однако это не мешает Азербайджану продолжать строить концепцию полной фальсификации истории региона. Бакинские пропагандисты именуют албанскими и удинскими практически все христианские исторические памятники региона, в том числе грузинские, как в случае с Давид Гареджа, дагестанские, в частности, христианские памятники в районе Дербента, ну и конечно же, чудом уцелевшие армянские христианские памятники в самом Азербайджане. 

albania.jpg
Примечательно, что для фальсификации истории региона, азербайджанские научные круги используют примитивные методы, а именно тюркизируют топонимику региона, меняя автохтонные названия на тюркский - азербайджанский лад. Именно так древний армянский монастырский комплекс Дадиванк или Хутаванк в Арцахе превратился в Худавенг, а грузинский монастырский комплекс Давид Гареджа стал Кешикчидагом, более того, азербайджанцы именуют по - тюркски целые регионы Южного Кавказа, как к примеру, юг Грузии - Квемо-Картли, который именуется азербайджанцами Борчалу. Азербайджанцами стали известные персидские, дагестанские и талышские писатели, поэты и ученые Средневековья. Для них руководство Азербайджана придумало новую биографию, создавая мифы и распространяя ложные данные о происхождении многих исторических личностей. 

Необходимо отметить, что администрация Ильхама Алиева финансирует удинские организации, которые базируются в Баку и призваны содействовать армянофобской политике этого государства. Более того, начали появляться религиозные и духовные организации удин, цель которых доказать, что все христианские памятники в Азербайджане имеют удинское и албанское происхождение, тем самым, продолжая избавляться от армянского культурно-исторического наследия современного Азербайджана, что способствует укоренению ложных тезисов о происхождении современных азербайджанцев от кавказских албан. 

Как отмечает известный немецкий лингвист Вольфганг Маттиас Шульце, к удинам издавна проявляли интерес историки и лингвисты. Однако начиная с 1992 года, официально поддерживаемое азербайджанскими властями «возрождение» удин, продиктовано предположением о том, что удины представляет собой последние остатки автохтонного сегмента населения Азербайджана, который ассоциируется с одной из этнических групп Древней Кавказской Албании, и как утверждается живший в Карабахском регионе "задолго до" иммиграции армян и постепенной арменизации его коренных жителей. Эта взаимосвязь используется для подтверждения тезисов Азербайджана, о том, что Карабах был занят армянами в значительно позднее время, а не населен ими постоянно. Таким образом официальная "забота" об удинах тесно связана с "использованием" их в качестве главного свидетеля неармянской истории Нагорного Карабаха. 

Будучи в духовных и культурных связях с армянами, многие удины традиционно носили армянские имена и фамилии, которые в период правления Гейдара Алиева начали русифицироваться, а в период правления Ильхама Алиева «армянские окончания» фамилий полностью трансформировались в «удинские», к примеру, Кочаряны стали Кечари, Гукасяны - Гукаси, Аветисяны- Аветиси и так далее.

Армяно-удинские исторические и этнические связи имеют многовековую историю, в том время как азербайджанский тюркский элемент является чуждым для многих коренных народов региона. Представители туркменской этнической группы, частично смешавшись с ираноязычными народами и получившие этническое самоназвание - азербайджанские татары или закавказские тюрки, ныне позиционируют себя в качестве носителей «древнейшей культуры региона», при этом многие представители так называемой «азербайджанской элиты» не осознают свою идентичность, либо она у них дрейфующая, к примеру, при необходимости современный азербайджанец может называть себя тюрком, либо иранцем, многие современные азербайджанцы идентифицируют себя в качестве потомков кавказских албан, исходя из пропагандистских целей, игнорируя свое тюркское- огузское происхождение.

Формирование азербайджанского народа все еще находится на стадии завершения. Этот процесс подразумевает не только поэтапную ассимиляцию автохтонных народов региона, но и изменение историко-этнического ландшафта, который по итогам окончания формирования азербайджанского этноса, станет полностью монокультурным. 

Так, большинство коренных малочисленных лезгиноязычных народов Азербайджана уже поглощены местными тюрками, ираноязычные таты, которые ранее населяли весь Апшеронский полуостров, практически полностью тюркизировались, такая же участь постигла части талышей, проживающих в крупных городах страны и на севере так называемого Талышистана. Некоторые группы аварцев также оказались под сильным влиянием азербайджанских тюрок и сменили свою идентичность. Кроме того, большинство курдов, проживающих в центральных районах Азербайджана, ранее записались азербайджанцами, сохраняя лишь историческую память о предках. 

удины4.jpg
Как уже было отмечено выше, удинское население Азербайджана в большинстве своем было тюрикизировано и азербайджанизировано. Примечательно, что тюрки Азербайджана являются мусульманами-шиитами, однако часть тюрок, проживающих в зоне традиционного обитания удин, исповедуют суннитский толк ислама, что говорит об удинском или албанском происхождении, проживающих в этих регионах азербайджанцев. 

И, так, по мнению ряда специалистов, современная азербайджанская историография, выполняющая прямой заказ правительства Азербайджана, занимается (примерно с середины 1950-х гг.) фальсификацией истории албан, мотивированной националистическими соображениями. В частности, неправомерно удревняется история Албанского государства, преувеличивается его сила и значение; «албанами» безосновательно объявляют целый ряд армянских писателей; им же приписывают все армянские памятники на территории Азербайджана; Албании, вопреки ясному свидетельству исторических источников, «передаются» принадлежавшие Армении территории между Курой и Араксом, включая Арцах; албанам приписывается частично, а иногда даже полностью тюркское происхождение. Для обоснования этих идей используется прямая подтасовка и фальсификация источников. 

Важно отметить, что происходящее представляет реальную угрозу для практически всех народов, проживающих в регионе Южного Кавказа и не только. Лишь полная консолидация международного академического сообщества и жесткая реакция стран региона на азербайджанские фальсификации позволят остановить систематический процесс переписывания истории. В противном случае, «пришлыми» станут все коренные народы региона. 

Арман Акопян, специально для Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку