Dialogorg.ru: Новый министр иностранных дел Ирана рассматривается как «первый полноценный хаменеист» на своем посту

25 августа 2021
1452
Dialogorg.ru: Новый министр иностранных дел Ирана рассматривается как «первый полноценный хаменеист» на своем посту
Министерство иностранных дел Ирана назначило одного из своих высокопоставленных дипломатов, заместителя министра по арабским и африканским делам Хосейна Амира-Абдоллахяна, послом страны в Султанате Оман еще в апреле 2016 года. Хотя это назначение было воспринято уже экс-министром иностранных дел Мохаммадом Джавадом Зарифом, как шаг по ограничению роли Амира-Абдоллахяна в региональных вопросах. Заместитель министра должен был взять на себя роль в одной из самых важных и близких к Тегерану стран Персидского залива, места для обмена посланиями с регионом и миром. Однако дипломат, имеющий прочные связи с канцелярией верховного лидера, отклонил это предложение и через несколько недель покинул министерство иностранных дел, чтобы взять на себя другую роль, став помощником Али Лариджани, теперь уже бывшего спикера парламента, и политика, который курировал переговоры по формированию стратегического пакта Ирана с Китаем.

Многие союзники Ирана в регионе считали Амира-Абдоллахяна самым видным дипломатом «оси сопротивления». По словам Амира-Абдоллахяна, благодаря его личным отношениям с главой "Хезболлы" в Ливане Хасаном Насраллой они иногда встречались до рассвета. Дипломат Абдоллахян и Касем Сулеймани, покойный командующий Корпусом стражей исламской революции Ирана, также имели близкие личные отношения. Его последняя книга о Сирии «Собхе Шам» или «Утро Сирии» была написана по просьбе убитого командующего силами Кудса.

Новый министр иностранных дел Ирана выглядит полной противоположностью своего предшественника Зарифа. В то время как последний провел большую часть своей карьеры в Соединенных Штатах, развивая твердое знание английского языка и глубокое понимание Запада, карьера преемника развивалась на Ближнем Востоке. Он знает о нюансах культурных различий между людьми в этом регионе, от мельчайших деталей, например, кто предпочитает чай, кофе, до основных чувств, которые могут вызвать конфликты.

Но, как и Зариф, Амир-Абдоллахян был одним из первых иранских дипломатов, которые открыто разговаривали с американскими коллегами за круглым столом в 2007 году в Багдаде. Он также принял на себя роль посла Ирана в Бахрейне с 2007 по 2011 годы, когда был назначен директором отдела Персидского залива в министерстве иностранных дел, а год спустя - заместителем министра иностранных дел по арабским и африканским делам. Именно на этом посту он установил свои лучшие контакты с официальными лицами и коллегами из соседних стран.

Хотя он был последним официальным лицом Ирана, который связался с командой покойного президента Египта Мохаммеда Морси за несколько часов до того как последнего свергли, Амир-Абдоллахян был представителем своей страны год спустя на инаугурации Абдель Фаттаха ас-Сиси в качестве нового президента Египта. Дипломат воспользовался возможностью и остался на несколько дней в Каире, где встретился с египетской элитой, возможно, наиболее важным из которых был египетский писатель Мохаммед Хасанейн Хайкал. По его словам, он встречался с Хайкалом пять раз за годы, предшествовавшие его смерти в 2016 году в возрасте 92 лет.

В своей книге «Провал плана Большого Ближнего Востока на волне исламского пробуждения» новый министр иностранных дел Ирана заявляет, что события на Ближнем Востоке и в Северной Африке с 2011 года ослабили влияние США. Он приводит в пример исламскую идентичность среди молодежи и сдерживание усилий Запада по осуществлению социальных, культурных, политических изменений, а также изменений в сфере безопасности путем «захвата народных движений». В той же книге он выражает осторожность в отношении того, что он называет «попытками США создать раскол между Россией и Ираном в Сирии». Он несколько раз подчеркивает свое мнение о том, что отношения с Россией и Китаем всегда должны быть стратегическими.

Не секрет, что Амир-Абдоллахян, как и любой другой министр иностранных дел, был выбран верховным лидером аятоллой Али Хаменеи. Тем не менее, Амир-Абдоллахян считается первым полноценным "хаменеистом", занявшим эту позицию в смысле приверженности целям иранской революции при прагматическом подходе к внешней политике.

Когда его назначили помощником спикера по международным отношениям, создалось впечатление, что Амир-Абдоллахян оказался там, где его влияние будет ограничено, но он позиционировал себя как теневой министр иностранных дел в регионе и немного за его пределами. Это была возможность потренироваться без давления, вдали от Министерства иностранных дел и его протоколов. Он встречался с делегациями, организовывал конференции, давал интервью и помогал формировать альтернативный взгляд на внешнюю политику Ирана.

Учитывая то, что он сказал парламенту во время слушаний, предшествовавших вотуму доверия, новый министр иностранных дел сядет за стол переговоров, но не будет рассматривать ядерную сделку как один из главных приоритетов своей страны. Этими приоритетами обязательно будут отношения с регионом, имея в виду арабских соседей, соседей из Центральной Азии, региона Южного Кавказа, Турцию, Россию и, конечно же, стратегического партнера Ирана, Китай. Касательно соседей по региону Южного Кавказа, Амир-Абдоллахян неоднократно критиковал попытки Баку привлечь на свою сторону террористов. Так, в период 44- дневной войны в Нагорном Карабахе он на своей странице в Twitter написал: 

"Присутствие террористов-такфиров в зоне нагорно-карабахского конфликта представляет собой угрозу миру и безопасности. Единственным способом урегулирования нагорно-карабахского конфликта является немедленное прекращение войны и политические переговоры. Поддержание абсолютной безопасности на границах Ирана является главным приоритетом для Тегерана, и Тегеран не сделает никаких исключений для какой-либо страны».

Новый глава внешнеполитического ведомства Ирана будет наращивать политические отношения со своими союзниками от Ирака до Сирии, Ливана, Палестины и Йемена, используя личные отношения с президентом Сирии Башаром аль-Асадом, Хасаном Насраллой из "Хизбаллы", палестинскими фракциями и йеменской группой хуситов, а также будет выстраивать динамичные отношения со своими ближайшими соседями Турцией, Арменией и Азербайджаном.

Раяд Маждалани

Специально для Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку