Арчил Сихарулидзе: последний акт грузинской оппозиции
10 апреля 2025
94

Ситуация в Грузии идет к своему заключительному акту. Политический спектакль, который начался в октябре 2024 года, отказом оппозиции признавать результаты парламентских выборов, заходит в тупик. Несмотря на поддержку европейских коллег, невиданных доселе санкций против представителей власти со стороны США и ЕС, правительство Грузинской Мечты никуда не собирается уходить, полностью контролируя в стране обстановку.
Оппозиция в свою очередь не смогла все-таки убедить ни т.н. молчаливое большинство, ни даже большую часть собственного избирателя, что выборы были сфальсифицированы, а тех, кого все-таки смогла – потеряла в ходе многодневных протестов, которые ни к чему пока не привели. Ситуацию осложняет отсутствие явного харизматического лидера, который смог бы сформировать собственное видение, не связанное с сомнительными поступками и наследием многих видных оппозиционных лиц. Надежды на пятого президента Саломе Зурабишвили не оправдались, поскольку ее роль и статус внутри государства, как были минимальными, так и остались. Ее «политика гастролей» по европейским государствам с требованиями как можно жестче наказать правящую партию, да и большинство населения, за «антидемократические»,
«антизападные» и «пророссийские» действия вызывают одобрение лишь части даже оппозиционно настроенного электората. Все-таки средние века, когда «Богом избранный» лидер убегал за рубеж, чтобы собрать войско и вернуть себе «законную власть», давно прошли и не актуальны, по крайне мере, для грузин. Внутреннего ресурса же совсем не хватает и без дополнительного внешнего импульса все может закончится очень плачевно для оппонентов власти.
Ведь ранее депутаты от парламентского большинства поддержали заявления 49 оппозиционных парламентариев об отказе от мандатов, официально сократив численность законодательного органа со 150 до 101 человека. Заявления подали все члены трех оппозиционных политических сил – "Лело для Грузии", "Единство – Национальное движение" и "Коалиция за перемены". Следовательно, значительная часть оппозиционеров потеряли статус, финансирование и, что самое главное, защиту от уголовного преследования, которую они активно использовали во время насильственных протестов. Должность избранного парламентария давала им возможность идти на рожон, устраивать беспорядки и потасовки, заранее осознавая, что наказания не последует. Сейчас, каждое правонарушение напрямую наносит вред политической деятельности и может закончится тюремным сроком. Без внутренних и внешних финансовых потоков разные протестные и другие пиар акции сократились до минимума. В антиправительственных акциях принимают участие в основном политически и финансово незначительная молодежь и/или собственный партийный актив, т.е. зачастую одни и те же лица. Радикально настроенный электорат ждет плана победы, который не существует и требует действий от оппозиционных партий, которые эмоционально, морально, финансово и идейно выдохлись. Оппозиция, если она не сможет быстрыми темпами и формами измениться, переродиться, просто политически умрет.
Перерождение должно произойти или на предстоящих выборах местного самоуправления в октябре этого года, от которых оппозиция упрямо отказывается, или же прямо сейчас, в новый протестный сезон.
Очевидно, что заставить власть в Грузии провести внеочередные парламентские выборы, потому, что того «желает» народ, Америка или Европа – не по плечу ни оппозиции, ни протестующим, ни европейской номенклатуре в Брюсселе. Было бы логично перегруппироваться и использовать реальный механизм политической борьбы – выборы самоуправления. У оппозиции неплохие шансы победить в целом ряде ключевых городов, а также улучшить свои позиции в регионах, которые она в подчистую проиграла власти на парламентских выборах. Но для этого надо закончить этот цирк с бессмысленными протестами по вечерам напротив здания парламента в Тбилиси, который ориентирован на внешних игроков и служит в основном для политической пропаганды в англоязычных социальных сетях. Грузинский избиратель хочет видеть политический процесс и готовность оппозиции продолжить сражаться на выборах, а не только стоять на протестах, умоляя Запад помочь. Пока оппозиция думает. И понятно почему, ведь если выборы пройдут без них, Грузинская Мечта окончательно и бесповоротно оформит доминирование, полностью вытеснив эти оппозиционные группировки из политической и общественной жизни. Тут, даже Запад не сможет помочь политическим игрокам, у которых не будет прослеживаться даже пульс. Поэтому внутри оппозиции, при поддержке внешних игроков, идут активные дебаты – надо ли полностью понадеяться на Западные заверения, что Грузинскую Мечту «вынудят» провести парламентские выборы, или же все-таки не следует уничтожать все мосты для отступления. С точки зрения непосредственно внутриполитического процесса, отказ оппозиции участвовать на местных выборах еще раз укажет на ее несостоятельность среди непосредственно грузинского большинства. И так, многие считают, что оппоненты власти без Западного вмешательства ничего из себя не представляют.
Другой способ самосохранения для оппозиции – это новый протестный сезон, который, по традиции, открывается в Грузии в марте-апреле и заканчивается в начале июня. По сути, страна уже вошла в период, когда критически настроенные массы можно собрать и попробовать расшатать ситуацию в стране. Кстати, именно в апреле-мае прошлого года оппозиция смогла собрать самые масштабные митинги, которые ни к чему не привели, но явно указали правительству на существование в Грузии большого количества недовольных. Сегодня будет недостаточно опять собрать люд под эгидой борьбы за демократию и европейское будущее. Митинг должен перерасти в определенные активные шаги; шаги, которые обязаны парализовать столицу и разрушить быт грузинского большинства. Если оппоненты власти не смогут этого добиться через протесты до середины июня, а потом дополнительно откажутся от выборов в местные органы самоуправления, то по существующей политической оппозиции и ее сторонникам в гражданском обществе можно смело проводить поминальную службу.
Со своей стороны, Грузинской Мечте ничего особо делать и не надо. Оппозиция уже загнала себя в угол, а власть должна позволить ей там оставаться, обеспечивая отсутствие конкуренции на местных выборах. Что же касается протестов, то за все эти месяцы протест окончательно выдохся, в него не верят даже лидеры, а молчаливое грузинское большинство уже даже не знает, что происходит по вечерам напротив здания парламента в Тбилиси.
Арчил Сихарулидзе,
Специально для Dialogorg.ru
Поделиться
Интересное