Dialogorg.ru: Французское издание Revue des Deux Mondes: Азербайджан является центральным элементом новой пантурецкой и неоосманской конфигурации, возглавляемой турецким «старшим братом» -

18 февраля 2022
281
Dialogorg.ru: Французское издание Revue des Deux Mondes: Азербайджан является центральным элементом новой пантурецкой и неоосманской конфигурации, возглавляемой турецким «старшим братом»
Азербайджан является центральным элементом новой пантурецкой и неоосманской конфигурации, возглавляемой турецким «старшим братом» на Кавказе во имя политики «одна нация, два государства», которая хотела бы создать экономическую и идеологическую империю, основанную на отдаленном родстве языка и иногда фантазируемой территориальной принадлежности. Об этом как сообщает Dialogorg.ru, пишет французский журнал Revue des Deux Mondes.

В ноябре 2020 года Азербайджан нанес поражение армянским силам в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике, известной как Арцах, после шестинедельного блицкрига. Победа обусловлена ​​военным превосходством азербайджанцев, в частности благодаря наличию дронов-камикадзе Orbiter 1K и Harop2, израильского производства, грозных беспилотников Bayraktar TB2 последней модели, производства Турции. Вооружение обеспечивали специалисты, в частности турецкие инженеры, которые дистанционно руководили ходом атаки. Армения, совершенно неподготовленная, не имеющая никакого оборудования для нейтрализации этих атак, должна была быстро проиграть. Более того, следуя прецеденту в Ливии и на севере Сирии, Турция почти сразу же отправила повстанческих наемников-джихадистов из Сирийской национальной армии, поддерживаемых и обученных Анкарой. Задокументированы самые жестокие зверства, совершенные этими ополченцами в Ливии и Армении.

Азербайджан является центральным элементом новой пантурецкой и неоосманской конфигурации, возглавляемой турецким «старшим братом» на Кавказе во имя политики «одна нация, два государства», которая хотела бы создать экономическую и идеологическую империю, основанную на отдаленном родстве языка и иногда фантазируемой территориальной принадлежности. 

Практически все операции проводятся дистанционно, вдали от поля боя. Единственным прецедентом была двадцатидневная атака Израиля на сектор Газа в мае 2020 года, когда Силы обороны Израиля (ЦАХАЛ) использовали разведывательные и боевые беспилотники, тем самым пощадив собственную армию. Несомненно, Газа и Арцах являются индикаторами направления, в котором вооруженная борьба пойдет в будущем.

После этой турецкой победы военная промышленность стала для Эрдогана центральным элементом проекта экономического, социального и культурного господства, которое простирается от Центральной Азии до Африки, проходит через Северную Европу и с востока. Многие видеоролики, снятые непосредственно с дронов и постоянно демонстрируемые по азербайджанским каналам во время конфликта, теперь служат каталогом продаж завода Baykar, который, кстати, принадлежит зятю Эрдогана. Готовясь к столетию Турецкой Республики, которое состоится 29 октября 2023 года, Турция решила показать, что она является крупной державой, по крайней мере, в военной промышленности, где она рассчитывает конкурировать с Соединенными Штатами и Россией.

Еще одна бывшая советская территория, расположенная примерно в 2000 км от Армении, привлекает внимание турецких правителей. Украина отделена от Турции Черным морем и имеет суннитское туркмено-татарское население, сосредоточенное в бывшем Османском ханстве Крым, поддерживаемое непосредственно Анкарой, что объясняет ее сопротивление "аннексии" региона Россией. Большое количество крымских татар укрылось в Украине, что побудило турецкое правительство построить внушительную мечеть в самом центре Киева. Попутно следует отметить, что часть Украины, Подолье, в XVII веке входила в состав Османской империи.

Приобретенный в 2018 году «Байрактар» вселил невероятную уверенность в свои силы украинским военным, которые открыто свидетельствовали о нем, прекрасно осознавая непревзойденную разрушительную силу этих беспилотников даже против такой хорошо оснащенной армии, как армия Российской Федерации. Москва обеспокоена, и не зря. В полной напряженности с россиянами 14 января президент Алиев совершил официальный визит к своему коллеге в Киеве, подписав соглашение о взаимном сотрудничестве. Украинские стратеги были бы впечатлены своей военной стратегией в Арцахе и решили бы закупить припасы у того же поставщика беспилотников, чем, вероятно, и объясняется союз этих двух невероятных партнеров.

Первое применение «Байрактара» — и пока единственное — на передовой Донбасса было отмечено 26 октября, когда была уничтожена российская гаубица. Фактически с 2019 года украинские военные проходят обучение у своих турецких коллег на заводе Baykar в самой Турции. Под Васильковом в 20 км от Киева строится завод, предназначенный для выпуска турецких беспилотников следующего поколения типа ANKA с конца 2022 года.

3 февраля прошлого года Эрдоган прибыл с официальным визитом в Киев, предложив как великий владыка свои услуги посредника с Россией, отношения с которой, однако, несколько непростые. Отметим, что Турция является основным экономическим партнером Украины, две страны только что подписали соглашение о свободной торговле. Между тем, являются ли Азербайджан и Украина просто клиентами оппортунистической Турции? Автору этих строк кажется, что их кооперация касается гораздо более широкой политики с долгосрочной целью.

После войны с Нагорным Карабахом портфель заказов завода «Байкар» продолжал пополняться: от Польши до Африканского Рога, через Сербию и Грузию. Правда, эти беспилотники намного дешевле своих американских конкурентов: 1-2 миллиона долларов против 20 миллионов, которые приходится платить за один американский беспилотник Protector производства General Atomics. Следует признать, что китайские дроны дешевле, но они не предлагают послепродажное обслуживание, как Турция, которая только рада поддерживать долгосрочные плодотворные отношения со странами-клиентами.

Помимо коммерческого оппортунизма, эту новую клиентуру дронов Bakraktyar TB2 связывает общая нить. Турция вложила значительные средства в тюркоязычные страны после распада СССР.

Исследователь Байрам Балчи отмечал шаги турецкого правительства во главе с премьер-министром Сулейманом Демирелем, который призывал в начале 1990-х годов к созданию «турецкого мира от Адриатики до Китайской стены», не имея средств. Далекий Турецкий каганат, о котором говорил Демирель, возник еще до прихода ислама. Однако даже в школьных учебниках выстраивался объединяющий дискурс, подчеркивавший «исторические» связи Турции с этими новыми государствами — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией, — при этом последний, для которого лингва-франка был русским заявили об индивидуальной национальной идентичности после распада СССР. Присутствие популярного ислама в каждой из заинтересованных стран обеспечило моральный источник, быстро интегрированный в их внешнюю политику, а также были установлены торговые и культурные связи с мусульманскими странами и членство в исламских организациях.
Это угол, выбранный Турцией для прямого вмешательства Управления по делам религий (Диянет) во внутреннюю политику региона Центральной Азии и Кавказа, реальной и очень эффективной мягкой силы. Отсюда строительство мечетей (в османском стиле, не связанном с традиционной архитектурой), открытие университетов, богословских факультетов и почти бесплатных средних школ. С постепенным исчезновением бывших управленцев во главе стран этого региона можно ожидать большей гибкости перед предложениями Эрдогана, тем более, что они сопровождаются чрезвычайно выгодными коммерческими условиями, а в настоящее время доступом к передовым военной техники. Поэтому предложения Ирана и Саудовской Аравии полностью исключены.

Лучший способ объединить эти страны Центральной Азии в пантюркскую семью — это продажа беспилотников Bayraktar. Только Узбекистан пока выступил против удушения Турции в религиозных делах и торговых связях, а Россия и Китай остаются его основными партнерами. По крайней мере, до конца 2020 года. Ташкент только что объявил о строительстве собственных беспилотников, вероятно, с помощью Турции, после подписания соглашения о военном сотрудничестве. Вот так скоро страны Центральной Азии, помимо Азербайджана, окажутся вооруженными оружием массового сдерживания, гораздо менее дорогим, чем атомная энергетика, и годным к употреблению в случае необходимости… Перспектива тревожная…

Территории, даже на мгновение османские, имеют для Эрдогана почти мистическое значение: это почва турецкой нации с незапамятными моральными ценностями, подтвержденными исламом а-ля тюрка. Как объясняет Хамит Бозарслан, именно Эрдоган назвал себя исполнителем этого квазимессианского проекта.

Эмоционально ему ближе некоторые земли, в частности Балканы, те, где мусульман до сих пор называют «тюрками». Это, вполне естественно, «братья» в Албании, Косово и, в частности, в Боснии после войны (1992-1995 гг.). Эрдоган присвоил дело мусульман, которым "угрожали", — в общем и целом чрезвычайно практичное — чтобы выставить себя вооруженным крылом ислама: очевидное родство с боснийским лидером войны Алией Изетбегович упоминалось во многих фильмах и сериалах в его честь. Эрдоган также заботится о своих отношениях с православными странами региона, такими как Болгария и Сербия, предлагая эту новую неоосманскую империю в качестве реальной альтернативы Европейскому Союзу.

Без какой-либо дискриминации он готов продавать дроны всем. Поскольку Албания числится в списке клиентов, не исключено, что однажды Тирана и Белград пришлют друг другу одинаковые дроны… Тем временем президент Сербии Александр Вучич пригрозил использовать дроны для отвоевания Косово, сравнив достоинства своих амбиций, как в случае Азербайджана в Нагорном Карабахе – позор, если вспомнить, что Сербия гордо христианская, а Косово тем более демонизируется, потому что оно мусульманское! Неудивительно, что Приштина ответила, что они тоже предлагают обзавестись беспилотниками....

В отличие от Балкан и Средней Азии, за распадом Османской империи последовало создание республик по образцу кемалистов, включая Египет, Сирию, Ирак, Алжир и Тунис. Саудовская Аравия пошла по другому пути, который поставил ее в прямое соперничество с Турцией в областях регионального и духовного влияния: каждая из них считает себя единственным представителем ислама, одновременно консервативного и решительно современного, поддерживаемого неолиберальной экономикой и использованием передовых технологий. Для турок арабы могут быть союзниками (иногда) или клиентами, не но "братьями". Однако обратите внимание, что Эмираты, а также Саудовская Аравия и Катар, а также соперники и даже враги в Йемене готовятся покупать беспилотники в Турции. Там тоже, на этих бывших османских территориях, мы станем свидетелями противостояния одинаковых дронов?

Эта новая форма империализма естественным образом способствует созданию гегемонистских блоков в том смысле, в каком его понимал Грамши. Конечно, можно возразить, что план Маршалла аналогичным образом навязал американский образ жизни в Европе, с добавлением НАТО в качестве военного присутствия для защиты от коммунистического врага. Но здесь речь идет о реанимации и возрождении древнего господства в современных терминах, пронизанных строгой религиозной идеологией, даже когда речь идет о немусульманской стране. Например, православный образец в Украине в отношении прав женщин мало чем может позавидовать исламистскому видению Эрдогана. Такое же нежелание наблюдалось и перед Стамбульской конвенцией (криминализирующей насилие в отношении женщин), из которой Эрдоган вывел свою страну в 2021 году, в то время как к ней не присоединились ни Украина, ни Россия, ни Азербайджан, ссылаясь на обычаи и религию в качестве достаточных гарантий. Отметим, что ни одна из стран, покупающих Bayraktar, не отличилась своей защитой прав человека, что предполагает использование дронов против собственного населения, как Турция против курдов.

По данным ПОЛИСАРИО, в ноябре 2021 года Марокко использовало свой новый Bayraktar против колонны сахарских автомобилей, в результате чего погибло тринадцать мирных жителей. Так, в январе прошлого года произошла бомбардировка лагеря беженцев в Тыграе правительством Эфиопии, недавним клиентом Baykar Makina.

Весьма любопытно, что мир мало интересовался беспилотниками, когда Турция использовала их, в частности, против собственных курдских граждан (20% населения) на турецкой территории, во имя своей яростной борьбы с РПК с 1984 года, которая обострилась в 2016 год с разрушением целых городов, таких как Джизре, Кызылтепе, Ширнак и Сур. Вполне вероятно, что весь регион служил испытательным полигоном для новых дронов, которые разрабатывал завод Baykar. Бомбардировкам подверглись также старые и исторические районы, свидетельствующие о стремлении стереть следы древней и чужой культуры, как турки делали в Армении и Арцахе во главе со своим вассалом-Азербайджаном. 

Дело в том, что навязчивая война против курдов — это священная война для Эрдогана, понятие, которое он прикрывает термином «война против террора», начатым Соединенными Штатами в 2001 году, который теперь служит оправданием для многогранных репрессий почти всеобщих. Усиленный своей ролью линчевателя, он без колебаний занимает иностранное воздушное пространство (сирийское, иракское, азербайджанское) для осуществления необъявленного джихада против противников, которые по определению являются неверующими, что, несомненно, объясняет помощь, оказанную Исламскому государству (Исламское государство- запрещенная в России террористическая организация - ред.), чье видение мир в конечном счете разделяет Эрдоган.

Его борьба в течение пяти лет была сосредоточена против сил ПДС, Партии Демократического союза Рожавы, курдского кантона Сирии, в то время как их войска были единственными, кто сражался на земле против сил Исламского государства. Правда, поддержка Рожавы как единственного демократического и эгалитарного движения на Ближнем Востоке означала, что в 2019-2020 годах Канада, Германия и Великобритания перестали экспортировать компоненты, необходимые для производства дронов, но завод Baykar быстро наверстал за эти недостатки до такой степени, что Турция почти больше не импортирует вооружения из США. В августе 2021 года Турция за одну неделю осуществила двадцать атак беспилотников, специально нацеленных на отряды народной самообороны Рожавы (YPG), и ни США, ни Россия не дрогнули. В разгар угрозы вторжения на Украину со стороны России продолжаются нападения на курдов Сирии и Ирака, игнорируемые всеми. По правде говоря, трутни олицетворяют молнию Юпитера, вершащую «справедливое» наказание своим врагам, определяемое единоличной суверенной волей царя, для которого общество, по сути, является органическим телом, находящимся в состоянии войны.

Эрдоган с удовольствием процитировал слова поэта-националиста: «Друзья, знайте, что на протяжении шести веков мы правили тремя континентами и семью морями. Мы снова будем господствовать над ними… Минареты — наши штыки, купола — наши шлемы. Мечети — наши казармы, верующие — наши солдаты. Можно было бы добавить: "А Байрактар ​​будет нашим флагом", тем более, что термин означает именно "знаменосец".

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку