Monument Watch: кампания по присвоению армянских ковров на этот раз в Нидерландах - Новости
Dialogorg.ru представляет публикацию, подготовленную независимой академической платформой Monument Watch, об очередном акте присвоения культурного наследия Арцаха со стороны азербайджанского государства.
Отметим, что Организация ДИАЛОГ ведет сотрудничество с Monument Watch и содействует деятельности этой востребованной научно-аналитической платформы.
Политика присвоения армянского культурного наследия, проводимая Азербайджаном, в последнее время активизировалась на различных международных площадках — в Нидерландах, Латвии, Польше, Ватикане — в форме выставок, конференций, лекций и так называемых «научных» мероприятий.
На этот раз объектом азербайджанской политики присвоения снова стало армянское ковровое искусство, представленное на выставке, организованной с 15-го мая по 20-е июня 2025-го года в зале мэрии Гааги (Atrium City Hall). Мероприятие под названием «Великолепие азербайджанских ковров: обучение через искусство» было организовано посольством Азербайджана в Нидерландах и другими государственными структурами (azertag.az).В представленных под видом «азербайджанских» коврах легко узнаются знаковые мотивы, изображения животных и птиц, орнаментальные композиции и связанные с ними представления, имеющие глубокие корни в культуре армянского ковроткачества.
Экспонаты выставки — продукция единственной ковровой фабрики Азербайджана «Азерхалча» (Azerkhalcha/Азәрхалча), что подтверждает государственный и монопольный характер деятельности по копированию орнаментов, происходящих из Арцаха. Продукция «Азерхалча» повторяет знаменитые армянские ковры из Джрабердского феодального княжества в Арцахе — так называемые «орлиные ковры» (Арцвагорги), ковры типа «Воротан» из области Гохтн в Сюнике и Нахиджеване, а также ковры Ширвана.
Некоторые из представленных на выставке ковров, в частности под названием «Ковры Карабаха», по официальной версии, отнесены к «азербайджанской ковровой школе». Однако исторические и этнографические источники однозначно свидетельствуют: Карабах веками был центром армянской культуры и ковроткачества. Армяне — коренное и постоянное население региона — развивали богатую традицию ковроделия, сформировав уникальные стилистические школы — Шушинскую, Варандскую, Джрабердскую, Кашатахскую. Эти ковры отличались высоким качеством красок, сложными композициями и символическим, философским содержанием (nidoragir.com).
Выставка в Гааге — не просто демонстрация заимствованных образцов, но и мероприятие с выраженным политическим подтекстом. Её стратегическая цель — переписать историю, стереть армянскую идентичность и наследие Арцаха, утвердив искажённый нарратив на международном уровне. Это вызывает серьёзные опасения как с точки зрения охраны культурного наследия, так и с этической позиции музейной деятельности.
Напомним, что аналогичная выставка прошла и в Латвии в 2024-го году, в Музее декоративного искусства и дизайна, под названием «Азербайджанские ковры: генетический код памяти», где также были представлены ковры, происходящие из Нагорного Карабаха и Армянского нагорья.
Наш ответ
Народ Арцаха, обладающий древней и богатой традицией ковроткачества, сегодня в результате насильственного перемещения лишён возможности продолжать своё культурное ремесло и участвовать в культурной жизни своей общины. Это является грубым нарушением культурных прав арцахских армян в соответствии со статьёй 27 Всеобщей декларации прав человека и статьёй 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Получается, с одной стороны, Азербайджан насильственным образом прервал традицию ковроткачества арцахских армян, а с другой — присваивает их нематериальное наследие, лишая армян возможности сохранять и развивать собственную культуру.
Выставка в Нидерландах представляет собой замаскированную, но опасную форму присвоения армянского культурного наследия. Путём искажения исторических фактов Азербайджан стирает истинные традиции и лишает наследие его подлинности. Это противоречит принципу аутентичности, закреплённому в документах ЮНЕСКО. Согласно Нарскому документу, принятому в 1994-ом году, подлинными считаются те знания и источники, на которых основывается наследие, и они должны сохраняться с достоверной информацией.






