Сусанна Ованесян: «Женщины в жизни Ваана Терьяна» - Новости
Сусанна Ованесян – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института литературы им. М.Абегяна НАН РА, член Международной академии литературы и искусства, лауреат международной премии им. Н.В. Гоголя, премии Фонда Погосян, премии СП Армении. Автор биографии Ов.Туманяна, представленной в 18 монографиях и трех сотнях исследований, статей и публикаций в периодических изданиях разных стран.
Приоритетными в литературоведческом плане являются исследования о жизни и творчестве классика армянской литературы Ов. Туманяна, а также актуальные проблемы русско-армянских литературных взаимосвязей. С.Ованесян выявила и ввела в научный оборот несколько неизвестных публицистических статей Туманяна, составила летопись семи лет жизни поэта. Научные исследования С.Ованесян широко известны как в Армении, так и за её пределами.
В настоящее время она подготовила к изданию монографию «Ваан Терьян, Ованес Туманян и Нвард. Документы и их анализ», основу которой составляют неопубликованные документы и личный архив Нвард Туманян. В ходе работы над книгой выяснилось, что биография Ваана Терьяна в силу идеологических соображений и запретов всё ещё недостаточно изучена и ждет своего исследователя.
ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ ВААНА ТЕРЬЯНА
Мир любви в поэзии Ваана Терьяна – это мир мечтаний и грёз, снов и иллюзий, нечто нереальное, бесплотное, хрупкое и эфемерное. Любовь расцветает, раскрывается в сказочном мире, полном чудес и волшебства. Тем не менее питающим источником этого сказочного мира является жизнь и реальные женщины, «чудо-девушки», которые в той или иной степени участвовали в создании этого мира. Одной из особенностей мировосприятия Терьяна было слияние жизни и мечты, их гармоничное единство.
Ваан Терьян был лирическим поэтом, а значит, человеком с обострённым чувством прекрасного и с любящим сердцем, и в его жизни было немало женщин, вдохновлявших его, к которым он испытывал искреннюю привязанность и восхищение. Причиной тому особое восприятие Терьяном любви и женщины. Когда он писал «Грёзы сумерек», он ещё не нашёл свою истинную любовь и даже не надеялся когда-либо найти, потому что любая встречавшаяся на его пути женщина, каким бы очарованием она ни обладала, не могла соответствовать идеалу женщины и любви по терьяновским меркам. Обязательными критериями для него, безусловно, были образованность, природный ум и интеллигентность женщины, что, в свою очередь, предполагает наличие духовных потребностей. В начале XX века таких армянок было не столь много.
Первая жена поэта, Сусанна, училась на Высших женских курсах в Москве. Антарам, с именем которой связаны дошедшие до нас шестьдесят два письма поэта, проникнутых любовью, изучала филологию и владела французским языком. Её сестра Марта, также ставшая для поэта источником вдохновения, получила музыкальное образование и окончила Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Нвард Туманян имела историко-филологическое образование, занималась вопросами востоковедения, переводила произведения персидского поэта Баба Тахира и, будучи дочерью Поэта всех армян, всегда находилась в центре национальной литературной и культурной жизни страны.
Вторая жена Терьяна, Анаит Шахиджанян, окончила русскую гимназию с золотой медалью, училась в музыкальной школе, а также на математическом отделении естественнонаучного факультета Высших женских курсов в Москве. В поисках женского идеала, «чудо-девушки», первым требованием и ожиданием Терьяна была ее искренность, верность себе, своей внутренней сущности и переживаниям, способность быть выше общественных условностей, а также предпочтение любви при выборе между чувством и долгом. Две из возлюбленных Терьяна – Нвард Туманян и Маргарита (Грета) Шахатуни – были дворянского происхождения, принадлежали к семьям благотворителей, авторитетных родов своего времени. И то, что его возлюбленная была «королевой ночей», совсем не приносило поэту душевного удовлетворения, поэтому она в его стихах оставалась той, кто причиняет невыносимую боль «жалом смерти», «нежной, как воспоминание о безвозвратном счастье...», поэтому даже «девушка-чудо», которая в поэзии Терьяна является образом-символом женственности, не превращала чудо и сказку в реальность. И поиски сказки поэтом продолжаются. Желание любить и стремление к женскому идеалу побуждали его искать пути к тому, чтобы научиться «любить неискренней любовью», создавать идеал из случайно встреченной женщины, приписывая ей то, чего, как он точно знал, в ней не было.
Я прекрасную девушку видел во сне
Под угрюмыми сводами неба чужого.
Я – убогий скиталец без друга, без крова,
А она – точно ангел, явившийся мне...
Пер. А.Налбандяна
Желание быть слепым, чтобы не уязвлять душу сценами суровой и жестокой действительности, стремление жить «неискренней любовью» никогда не покидали поэта. В этом признаётся он сам, называя многих женщин, ставших для него источником вдохновения, «объектами», потому что он сам создавал их в своём воображении. В письме Онику Оганджаняну от 29 августа 1907 года он пишет: «Вот искатель героинь! – воскликнешь ты, вспоминая мои увлечения или, как принято называть, объекты моей любви. Я намеренно использовал слово “объекты”. Да, брат мой, их было немало и, возможно, будет немало, потому что у меня есть склонность вкладывать свои ожидания, свои идеалы, одним словом, желаемое в тех женщин, которыми я был увлечён».
Терьян ценил в женщине не столько женское очарование, сколько человеческие достоинства. По его мнению, женщина может быть гораздо более надёжным другом в жизни: «Отрадно иметь кого-то, кто может понять тебя, на груди которого ты можешь свободно проливать слёзы о своей жизни, несбывшихся мечтах, заблуждениях и всей горечи надежд... Я много размышлял и, в конце концов, пришёл к выводу, что только женщина может быть таким близким другом. Но, конечно, не женщина-мещанка, а женщина-человек, умная женщина, женщина-друг». Можно предположить, что вскоре после этого Терьян встретился с такими женщинами – об этом свидетельствует сохранившаяся переписка с Антарам Мискарян и Нвард Туманян. Поэт доверял им свои самые сокровенные мысли и чувства.
В рамках темы «Женщины в жизни Терьяна» обычно говорят главным образом об Антарам Мискарян, а также о двух жёнах поэта, Сусанне Пахаловой и Анаит Шахиджанян. Краткий обзор личных отношений поэта с этими тремя женщинами, более известными в терьяноведении, мы считаем вполне достаточным для понимания их роли в жизни и творчестве Терьяна.
***
Антарам Мискарян (27.01.1881, Царицын – 12.07.1969, Москва) была уроженкой Шуши, происходила из арцахской семьи и была старшей дочерью владельца завода Мнацакана (Мисака) Мискаряна*. Она выбрала профессию врача, но ужасы работы в морге заставили её отказаться от этого намерения.В Москве Антарам поступила на историко-филологический факультет частных курсов Алфёрова, а также окончила трёхгодичные курсы французского языка.
Несмотря на неблагоприятно сложившиеся обстоятельства личной жизни, Антарам всегда оставалась близким и родным человеком в жизни Терьяна – далёкой, но родственной душой, которая, находясь за тысячи километров, благодаря своей эмпатии и развитой интуиции угадывала судьбоносные моменты в жизни поэта.
Поэт встретил и влюбился в семнадцатилетнюю Антарам в 1908 году в Москве, в трамвае, в котором они оба ехали в армянскую церковь. «Москва. Трамвай №17. Взгляд Терьяна застыл на девушке, стоящей спиной к нему у окна. Терьян приблизился к ней настолько, что при каждом толчке трамвая её косы касались его лица и он ощутимо чувствовал аромат и мягкость её волос... Между ними сразу родился неуловимый, едва зарождающийся огонь, первые неясные всполохи новой вспышки»**.Согласно воспоминаниям самой Антарам, Ваан сказал своему другу Коле Варагову, что у него было желание отрезать длинные косы этой незнакомой девушки. Чувства были взаимными с первого взгляда, однако роман не закончился свадьбой. Он был прерван не по вине Антарам или Терьяна. Их отношениям помешала другая женщина, влюблённая в поэта, – Сусанна Пахалова. История, как и уже прожитая, а тем более завершённая жизнь, не любит сослагательного наклонения. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что, если бы Ваан Терьян связал свою судьбу с искренней, по-настоящему любящей и добропорядочной Антарам, его жизнь могла бы сложиться совсем иначе и, возможно, он не ушёл бы из жизни так рано. Туберкулёзом болел не только сам Терьян, но и его первая жена Сусанна, и Антарам тоже, но, в отличие от поэта, обе они преодолели болезнь и прожили гораздо дольше. У Антарам признаки туберкулёза появились ещё в 1910 году, и отец отвёз ее для лечения в Германию, в санаторий Баденвайлера.
3 марта 1911 года Ваан написал Антарам очередное письмо, в котором огорошил её сообщением о своей женитьбе: «Не сердитесь, дорогая Антенка, что долгое время вам не писал. Дело в том, что я женился. Но моё желание увидеть вас нисколько не уменьшилось. Уверяю, что очень хотел бы вас увидеть... Антенка, дорогая, милая Антарам». Антарам отвечает незамедлительно и пишет, что она также собирается выйти замуж. Оскорбленное женское самолюбие побуждает её согласиться на предложение руки и сердца Владимира Морозова. Морозов ухаживал за ней несколько лет, однако девушка не давала ему никаких надежд и отвечала на неоднократные предложения отказом. Уже будучи женатым, Терьян признаётся, что ревнует Антарам: «На вашу свадьбу ни в коем случае не приду, потому что буду ужасно ревновать».
То, что чувства к Антарам всё ещё были очень глубоки, подтверждают признания женатого Терьяна: «Бодрствуя, я ощущаю ваше присутствие, осязаемо чувствую вас, слышу ваш голос...» или: «Крепко целую вас. Или, если не позволяете, – ваши руки»; в другом письме он сообщает: «Я так люблю вас... Вы принадлежите мне до тех пор, пока я вас люблю».
Автор строки «Не сожалей о сделанных ошибках» призывает Антарам избавиться от домостроевских условностей, «которые не сделали никого более счастливым», и в то же время признаётся, что им это удалось – встать выше общественного мнения, и «это было хорошо».
Антарам сделала русские подстрочные переводы книги Шарля Бодлера «Цветы зла», на основе которых Терьян перевёл Бодлера на армянский. По утверждениям Н.Арутюнян, Антарам также выполнила для Терьяна русские подстрочники стихов Поля Верлена. Алмаст Закарян, писавшая о роли музыки в жизни Терьяна, отмечает, что «талисманом духовной близости поэта и Антарам Мискарян была, безусловно, любовь к музыке». Не случайно сам поэт признавался, что он с большим сердечным трепетом внимал фортепианной игре Антарам. Каждый раз при звуках исполняемых Антенкой произведений душа поэта обретала покой, и он в эти минуты мечтал «погрузиться в музыку тишины». Не удивительно поэтому, что именно в письме к Антарам Терьян высказывал свои оценочные суждения о музыке, выраженные в афористичной форме: «В последнее время я часто ходил на концерты и убедился, что музыка лучше жизни. Когда я слушаю музыку, я ощущаю то, что никогда не смогу выразить ни одним словом. Это благословенное искусство, и счастливы те, кто может быть к ней причастен».
Шестьдесят два письма, адресованные Антарам Мискарян, и шесть писем, написанных Вааном Терьяном её сестре Марте, являются одними из самых красивых страниц армянской эпистолярной литературы. Собранные вместе, они представляют собой своеобразный эпистолярный роман. Письма эти требуют серьёзного научного исследования и могут раскрыть некоторые особенности творческой жизни Терьяна, указывая на источники его поэтического вдохновения. Влюблённость или сильные эмоции не являлись непременными посылами к творчеству. Даже самое лёгкое увлечение могло оказаться достаточным, чтобы превратиться в художественное произведение. И поэт не скрывал от женщин, которых любил, этой черты своего творческого характера и даже благодарил все случайные или неслучайные встречи, которые порождали новые стихотворения. К женскому обаянию и красоте он подходил как к произведению искусства, и то, что он создавал, размышляя о них, на самом деле было внутри него и значительно меньше относилось к реальной женщине, чем к его представлениям об идеале. Необходимость писать побуждала поэта бесконечно искать своё вдохновение, свою Музу.
В письме, отправленном Антарам в декабре 1909 года, Ваан Терьян пишет: «Передайте Марте Мискарян мои приветствия, только приветствия, потому что передать ей что-то большее я не осмелюсь. Но мне хотелось бы, потому что теперь она для меня светлая муза. Я написал несколько стихотворений, думая о ней, и за это я должен ей быть очень благодарен».
История любви Антарам Мискарян и Ваана Терьяна осталась незавершённой, поскольку в жизни поэта появилась Сусанна Пахалова, которая стала его первой женой и сыграла весьма неоднозначную, роковую роль в его судьбе. Однако Антарам всегда оставалась для Терьяна родственной душой, способной сопереживать и предчувствовать судьбоносные моменты в жизни своего любимого поэта. За десять дней до смерти Терьяна она увидела во сне его кончину. Антарам всегда хранила в себе неугасимую любовь к поэту. Она вышла замуж без любви, затем развелась с мужем, прожила нелегкую и несчастливую жизнь и скончалась в одиночестве.
***
Сусанна (Шушаник) Пахалова (13.09.1887, Ставрополь – 1936, Тифлис) была шестым ребенком и четвертой девочкой в большой семье, в которой было девять детей – пятеро сыновей и четыре дочери. Семья Сусанны переселилась из Западной Армении в Новый Нахиджеван (армянонаселённый район в Ростове-на-Дону), а оттуда в Ставрополь. Гимназию Сусанна окончила в родном Ставрополе. Ее фамилия – изначально Бакхалян, в западноармянском произношении Пахалян – впоследствии была русифицирована. Своё образование Сусанна продолжила в Москве, в годы учёбы пела в армянской церкви.
Ваан Терьян познакомился с Сусанной Пахаловой в 1908 году будучи уже влюблённым в Антарам Мискарян. Первое стихотворение, посвященное новой знакомой, озаглавленное «Сусаннe» и начинающееся строкой «Когда трепещет пламя облаков», было опубликовано в 1908 году в астраханской еженедельной газете «Лрабер» (№ 22, от 21 сентября). В четырехтомном собрании сочинений Терьяна оно было напечатано без заголовка-посвящения. В том же еженедельнике 30 ноября 1908 года публикуется ещё одно стихотворение, посвящённое Сусанне, под заголовком «Чёрная лилия». Сусаннe посвящены также стихотворения «В тумане меркнет огниво светила...» и «Мне телеграмму получить бы вдруг...».
На Сусанне Пахаловой Ваан Терьян женился во второй половине февраля 1911 года. Венчание состоялось в Москве, крёстным братом был один из близких друзей Терьяна – известный критик и литературовед того времени Цолак Ханзадян, а крёстным отцом невесты – один из покровителей и родственников Терьяна, преподаватель армянского языка в Лазаревском институте восточных языков, педагог и литературовед Карапет Кусикян.
Инициатива заключения брака и его поспешность исходили от Сусанны. Терьян признавался, что для него этот брак тоже был неожиданностью: «Я вовсе не предполагал, что это (то есть мой брак) состоится так скоро». Образ Сусанны Пахаловой воспринимается неоднозначно. Её характеризуют как «красивую, но владеющую всеми женскими уловками, чтобы привлечь мужчину», как «роковую женщину, владеющую хитростями, позволяющими удержать мужчину рядом». «Именно благодаря этим навыкам она уверенно проникла в жизнь Терьяна и Антарам. В феврале 1911 года Сусанна уверяет Терьяна, что беременна, и у поэта не остаётся другого выхода, кроме как жениться на ней». Независимо от того, как образ Сусанны воспринимался в кругу друзей Терьяна, поэт не испытывал недостатка в поздравлениях и доброжелателях. Во втором выпуске альманаха «Гарун», изданном в Москве в год свадьбы Терьяна под редакцией П.Макинцяна, Ц.Ханзадяна и В.Терьяна, поэт Ал. Цатурян посвятил стихотворение новобрачным, только имя Сусанны он указал в армянском варианте – Шушан (лилия).
Сусанна знала о влюбчивом нраве и увлечениях своего мужа и, как «хитрая и умная женщина», не препятствовала его заочным отношениям с другими женщинами. Через пять лет после их женитьбы, в мае 1916 года, родился и умер первый ребенок Терьяна. Сусанна еще находилась в больнице, когда Терьян сообщил об этом Нвард Туманян: «Со мной случилось ещё одно несчастье. Несколько дней назад Сусанна родила девочку, которая, к сожалению, скончалась, к великому горю моему и, особенно, Сусанны». Годы спустя, в 1918 году, умерла их другая новорождённая дочь, Люся, чья потеря добавила новую боль к многочисленным страданиям поэта. Из этих переживаний родился цикл стихов «Моей малышке».
Поэт посвятил своим умершим сразу после рождения и не увидевшим весенних и летних дней дочерям ещё три стихотворения («Наступит май – и розы расцветут...», «Я яркое пламя хранил всегда...», «Ангелы с нежными крыльями...»). В своих рано ушедших детях он ищет и находит себя: они тоже, его «добрые», «чистые», «ясные, как звезды» малыши, любили бы, как и он, огонь, май и розы, если бы жили. В стихах Терьяна из этого цикла звёзды – не проклятие «безупречных и несчастных» душ, как в «Стенаниях» П.Дурьяна, а символ вечного существования человеческой души, как в мифологии. Он восстает против смерти, против великой несправедливости, отнявшей у него детей, но опять же без гнева – с терьяновской проникновенностью и глубиной. И, не находя справедливости на земле, он ищет «утешение свыше», в потустороннем мире, где находит «нежных ангелов», ласкающих его и его детей. Чтобы выйти из состояния душевного смятения, как и многие, он мечтает о небесном мире светлых духов, как сказал бы П.Дурьян, о «жизни последующей», о «жизни в бесконечном сиянии, благоухании, молитве». Сам Терьян, как и Дурьян, сомневается в существовании этого мира, но при этом не становится громовержцем, не восстает против мстительного Бога и не «вонзает в него копьё». Он не умоляет доброе Солнце светить, как Мецаренц, потому что Солнце символизирует жизнь и любовь, реальность и природу и всё то, что прекрасно в жизни. Солнце дарует жизнь. Терьян не имеет слов для «пылкого и нежного» Солнца; он уже не может умолять о жизни, уже поздно: его малышек больше нет на свете.
Поэту остается лишь мечтать о существовании другого мира, чтобы его дети продолжали жить после смерти в неизвестной и незримой дали, в какой-то небесной жизни. Он не пытается обмануть себя «ложной верой» и просто мечтает:«Ах, если б было, если б только было...» В цикле «Моей малышке» поэт намеревался написать и другие стихотворения, черновые названия которых сохранились в списке, составленном поэтом («Джан-малышка», «Купил я башмачки моей малышке», «Я тебе козлёночка куплю...»).
Без сомнения, потеря детей была большим горем и для их матери, однако факт остается фактом – общее горе не сблизило супругов. Сусанна не поддержала Терьянав самые трудные годы его жизни, более того, в 1918 году она уехала из Москвы в родной Ставрополь, оставив заразившегося от неё туберкулёзом тяжело больного мужа одного на произвол судьбы. Терьян намеревался поехать за женой в Ставрополь, но смутное время, разруха и занятость неотложными государственными делами помешали ему, а на его просьбы и уговоры вернуться в Москву жена отвечала отказом. И сама же инициировала развод. А в 1921-м, то есть спустя год после смерти Терьяна,Сусанна вышла замуж за известного революционного политического и государственного деятеля, члена президиума Центрального исполкома СССР и ЦК РКП(б) Александра Мясникяна. Время от времени она лечилась от туберкулёза в Абастумане. После трагической кончины Ал.Мясникяна (он погиб 22 марта 1925 года в авиакатастрофе), по свидетельству современников, супругов Ознецян, Сусанна вообще перестала считаться с общественным мнением, вела жизнь женщины свободных нравов, а своё вызывающее поведение оправдывала, то и дело повторяя: «Я сегодня или завтра умру...» Известно, что в последующие годы она сблизилась с другими видными политическими и государственными деятелями – Серго Орджоникидзе и Сергеем Кировым. После смерти Ваана Терьяна она до конца своей жизни пользовалась всеми номенклатурными льготами и привилегиями, предоставляемыми ей как вдове великого поэта и видного политического и государственного деятеля.
***
Из всех женщин, с которыми встречался Ваан Терьян, только Анаит Шахиджанян (9.11.1899, Дербент – 13.11.1950, Москва), вторая жена поэта, посвятила себя ему с самозабвенной, жертвенной любовью*. Её отец был из села Араджадзор в Арцахе. В её семье питали особую любовь к литературе и музыке. Анаит окончила женские гимназии в Дербенте и Тифлисе, училась в Московской консерватории, на отделении математики факультета естествознания Высших женских курсов. Работала в Комиссариате по армянским делам при Наркомате по делам национальностей.
Такой теплоты и заботы Терьян не видел ни от одной другой женщины. Они встретились на закате жизни поэта, когда он был смертельно болен и покинут своей женой Сусанной. Анаит Шахиджанян с самоотверженной преданностью становится спутницей жизни Терьяна, единственной женщиной, которая по-настоящему искренне любитего и заботится о нём. Её мать была против этой связи, как и Ов. Туманян был против связи Терьяна со своей дочерью Нвард. В письме к дочери мать писала: «Не губи свою молодую жизнь, оставь этого эгоиста. Зная, что он болен, с какой совестью он хочет жениться на тебе? Уйди от этого самовлюблённого человека»**.Анаит не подчиняется запретам родственников, оформляет свой брак с поэтом и до последнего вздоха мужа заботится о нём и не отходит от него ни на шаг. А после смерти поэта молодая женщина на шестом месяце беременности занимается ещё и хлопотами, связанными с похоронами мужа. Проявлением её безграничной любви стало также то, что она назвала свою дочь именем одной из любимых женщин её мужа – Нвард, в честь дочери Ованеса Туманяна. Была ли у них предварительная договорённость с мужем и женщина осталась верной данному Терьяну обещанию, или же это имя было дорого ей как священное для её мужа, неизвестно, но в любом случае это было проявление великой любви и трогательный поступок со стороны Анаит. Об этом свидетельствует также внучка Ов. Туманяна Ирма Сафразбекян. Она пишет: «Нвард Терьян часто приходила в музей, к нам в гости, и всегда говорила, что её назвали в честь дочери Туманяна».
Ваан Терьян посвятил Анаит Шахиджанян два стихотворения, написанные в 1919 г.: «Ты звени – весна твоего сердца...» и «О, дни наступят более печальные...». Когда в 1918 году они встретились впервые – девятнадцатилетняя пышущая здоровьем, полная жизненных сил Анаит Шахиджанян и смертельно больной, переживающий закат своей жизни тридцатитрехлетний известный поэт Ваан Терьян, – это была встреча «незрелой любви» и «зрелого страдания» (выражение П.Севака). Анаит была для Терьяна «маленькой девочкой», образ которой перекликался со стихотворением М.Зарифяна «Сострадание». Она стала для умирающего поэта последним пристанищем, той единственной и самой родной женщиной, которая оставалась рядом с ним до последнего вздоха, которая подарила ему ребенка – дочь, родившуюся через три месяца после смерти поэта.
Любовь Анаит Шахиджанян и Ваана Терьяна, как прекрасная лирическая история любви, нашла свое отражение в художественно-документальном фильме «Последнее путешествие», созданном в 2012 году (соавторы – Грайр Тамразян и Гаяне Даниелян). Здесь показаны последние дни совместной жизни Ваана Терьяна и его жены Анаит, озвучены размышления и беседы поэта, которые спустя столетие звучат столь же актуально.
***
Судьба рано ушедшего поэта не могла не отразиться на судьбах любимых им женщин. Без Терьяна из их жизни исчезло счастье. Антарам Мискарян, хотя и прожила долгую жизнь – 78 лет, потеряла единственного сына: он погиб в Великой Отечественной войне, а сама она жила одними воспоминаниями. Дочь Терьяна Нвард познакомилась с Антарам в её московской квартире и ощутила теплоту и родство по отношению к себе: «Вошла пожилая женщина, – вспоминает Нвард Терьян, – с широко открытыми большими глазами, мы сразу узнали друг друга, рыдая, обнялись.
– Вы ненавидите меня?
– За что? Я вас так люблю! Мой отец писал вам такие хорошие письма. Вы хорошо знали моего отца».
Сусанна, хотя и вышла замуж через год после смерти Терьяна за Ал.Мясникяна, спустя четыре года овдовела. Туберкулез, который поселился у неё в груди гораздо раньше, чем у Терьяна, стал причиной её ранней смерти в возрасте 49 лет. Фамилию Терьян она сохранила до конца жизни, и именно она была выгравирована на её надгробном камне.
А Нвард Туманян, несмотря на большое количество поклонников, долгое время не могла сделать выбор и вышла замуж в зрелом возрасте, когда уже не могла познать радость материнства. Её мужем стал сын известного писателя Газароса Агаяна Мушег, которого она знала с детства.
После рождения дочери Терьяна – напомним, что произошло это через три с половиной месяца после смерти поэта, – Анаит обратилась с просьбой к другу Терьяна Ал.Мясникяну и бывшей жене Сусанне с просьбой выдать ей направление в санаторий, чтобы содержать новорождённую дочь на чистом воздухе, под присмотром врачей, и получила ответ: «Отдайте ребенка в детский дом».
Велико было разочарование Анаит, но она посчитала, что такое отношение было продиктовано не столько безразличием к единственной дочери Терьяна, сколько желанием удочерить её. Двадцатидвухлетняя Анаит, не имея другого выбора, вышла замуж за сорокалетнего Егиазара Григорьевича Егиазарова, торгового представителя Армении в Москве, человека доброго и состоятельного: Анаит считала своим долгом обеспечить дочери поэта благополучную жизнь. Через восемь лет после смерти второго мужа она снова вышла замуж, чтобы не оставить других детей сиротами, но, как и другие любимые женщины Ваана Терьяна, не нашла навсегда утраченного женского счастья.
* Мнацакан Мискарян обосновался в Царицыне (ныне Волгоград). Был депутатом Государственной думы, попечителем армянской церкви. Известен своей благотворительной деятельностью. По его инициативе и на его средства были построены здание армянской церкви и армянская школа при церкви. В день его похорон 16 февраля 1913 года звонили и колокола русских церквей.
** Отношения Антарам Мискарян и Ваана Терьяна изложены в книге Н.Арутюнян «Незабытые имена», Ер., 2006 (на арм. яз.).
* Более подробно о взаимоотношениях Ваана Терьяна и Анаит Шахиджанян см.: https://oragir.news/index.php/hy/material/2023/12/06/99692
** Исраелян Овсанна, Любовь Анаит и Ваана Терьянов.





