Сусанна Ованесян: «Женщины в жизни Ваана Терьяна» - Новости

14 сентября 2025
97
Сусанна Ованесян: «Женщины в жизни Ваана Терьяна»
Dialogorg.ru представляет очерк Сусанны Ованесян «Женщины в жизни Ваана Терьяна», который опубликован во втором номере журнала «Литературная Армения» 2025 года. «Литературная Армения» – единственный русскоязычный литературно-художественный и общественно-политический журнал в Армении, с января 2024 года издается под патронатом Организации ДИАЛОГ.

Су­сан­на Ова­не­сян – док­тор фи­ло­ло­ги­чес­ких на­ук, ­ве­ду­щий на­уч­ный сот­руд­ник Инс­ти­ту­та ли­те­ра­ту­ры им. М.А­бе­гя­на НАН РА, член Меж­ду­на­род­ной ака­де­мии ли­те­ра­ту­ры и ис­кусст­ва, лау­ре­ат меж­ду­на­род­ной пре­мии им. Н.В. Го­го­ля, пре­мии Фон­да По­го­сян, пре­мии СП Ар­ме­ни­и. Ав­тор би­ог­ра­фии Ов.Ту­ма­ня­на, предс­тав­лен­ной в 18 мо­ног­ра­фи­ях и трех сот­нях исс­ле­до­ва­ний, ста­тей и пуб­ли­ка­ций в пе­ри­о­ди­чес­ких из­да­ни­ях раз­ных ст­ран.

П­ри­о­ри­тет­ны­ми в ли­те­ра­ту­ро­вед­чес­ком пла­не яв­ля­ют­ся ис­сле­до­ва­ния о жиз­ни и твор­чест­ве клас­си­ка ар­мянс­кой ли­те­ра­ту­ры Ов. Ту­ма­ня­на, а так­же ак­ту­аль­ные проб­ле­мы русс­ко-ар­мян­ских ли­те­ра­тур­ных вза­и­мос­вя­зей. С.О­ва­не­сян вы­я­ви­ла и вве­ла в на­уч­ный обо­рот нес­коль­ко не­из­вест­ных пуб­ли­цис­ти­чес­ких ста­тей Ту­ма­ня­на, сос­та­ви­ла ле­то­пись се­ми лет жиз­ни по­э­та. На­уч­ные исс­ле­до­ва­ния С.О­ва­не­сян ши­ро­ко из­вест­ны как в Ар­ме­ни­и, так и за её пре­де­ла­ми.

В нас­то­я­щее вре­мя она под­го­то­ви­ла к из­да­нию мо­ног­ра­фию «­Ва­ан Тер­ьян, Ова­нес Ту­ма­нян и Нвард. До­ку­мен­ты и их ана­лиз», ос­но­ву ко­то­рой сос­тав­ля­ют не­о­пуб­ли­ко­ван­ные до­ку­мен­ты и лич­ный ар­хив Нвард Ту­ма­нян. В хо­де ра­бо­ты над кни­гой вы­яс­ни­лось, что би­ог­ра­фия Ва­а­на Тер­ья­на в си­лу иде­о­ло­ги­чес­ких со­об­ра­же­ний и зап­ре­тов всё­ ещё­ не­дос­та­точ­но изу­че­на и ждет сво­е­го исс­ле­до­ва­те­ля.

­­­ЖЕН­ЩИ­НЫ В ЖИЗ­НИ  ВА­А­НА ТЕР­ЬЯ­НА

­Мир люб­ви в по­э­зии Ва­а­на­ Тер­ья­на – это мир меч­та­ний и грёз, снов и ил­лю­зий, неч­то не­ре­аль­но­е, бесп­лот­но­е, хруп­кое и эфе­мер­но­е. Лю­бовь расц­ве­та­ет, раск­ры­ва­ет­ся в ска­зоч­ном ми­ре, пол­ном чу­дес и вол­шебст­ва. Тем не ме­нее пи­та­ю­щим ис­точ­ни­ком это­го ска­зоч­но­го ми­ра яв­ля­ет­ся жизнь и ре­аль­ные жен­щи­ны, «­чу­до-де­вуш­ки», ко­то­рые в той или иной сте­пе­ни участ­во­ва­ли в со­зда­нии это­го ми­ра. Од­ной из осо­бен­нос­тей ми­ро­восп­ри­я­тия Те­рья­на бы­ло сли­я­ние жиз­ни и меч­ты, их гар­мо­нич­ное единст­во.

­Ва­ан Тер­ьян был ли­ри­чес­ким по­э­том, а зна­чит, че­ло­ве­ком с обост­рён­ным чувст­вом прек­рас­но­го и с лю­бя­щим серд­цем, и в его жиз­ни бы­ло не­ма­ло жен­щин, вдох­нов­ляв­ших его, к ко­то­рым он ис­пы­ты­вал иск­рен­нюю при­вя­зан­ность и вос­хи­ще­ни­е. При­чи­ной то­му осо­бое восп­ри­я­тие Тер­ья­ном люб­ви и жен­щи­ны. Ког­да он пи­сал «Г­рё­зы су­ме­рек», он ещё не на­шёл свою ис­тин­ную лю­бовь и да­же не на­де­ял­ся ког­да-ли­бо най­ти, по­то­му что лю­бая встре­чав­ша­я­ся на его пу­ти жен­щи­на, ка­ким бы оча­ро­ва­ни­ем она ни об­ла­да­ла, не мог­ла со­от­ветст­во­вать иде­а­лу жен­щи­ны и люб­ви по тер­ья­новс­ким мер­кам. Обя­за­тель­ны­ми кри­те­ри­я­ми для не­го, бе­зус­лов­но, бы­ли об­ра­зо­ван­ность, при­род­ный ум и ин­тел­ли­гент­ность жен­щи­ны, что, в свою оче­редь, пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ду­хов­ных пот­реб­нос­тей. В на­ча­ле XX ве­ка та­ких ар­мя­нок бы­ло не столь мно­го. 

Пер­вая же­на по­э­та, Су­сан­на, учи­лась на Выс­ших женс­ких кур­сах в Моск­ве. Ан­та­рам, с име­нем ко­то­рой свя­за­ны до­шед­шие до нас шесть­де­сят два пись­ма по­э­та, про­ник­ну­тых лю­бов­ью, изу­ча­ла фи­ло­ло­гию и вла­де­ла фран­цузс­ким язы­ком. Её сест­ра Мар­та, так­же став­шая для по­э­та ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ни­я, по­лу­чи­ла му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние и окон­чи­ла Мос­ковс­кую кон­сер­ва­то­рию име­ни П.И. Чай­ковс­ко­го. Нвард Ту­ма­нян име­ла ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­чес­кое об­ра­зо­ва­ни­е, за­ни­ма­лась воп­ро­са­ми вос­то­ко­ве­де­ни­я, пе­ре­во­ди­ла про­из­ве­де­ния пер­сидс­ко­го по­э­та Ба­ба Та­хи­ра и, бу­ду­чи до­чер­ью По­э­та всех ар­мян, всег­да на­хо­ди­лась в цент­ре на­ци­о­наль­ной ли­те­ра­тур­ной и куль­тур­ной жиз­ни ст­ра­ны.

В­то­рая же­на Тер­ья­на, Ана­ит Ша­хид­жа­нян, окон­чи­ла русс­кую гим­на­зию с зо­ло­той ме­дал­ью, учи­лась в му­зы­каль­ной шко­ле, а так­же на ма­те­ма­ти­чес­ком от­де­ле­нии ес­тест­вен­но­на­уч­но­го фа­куль­те­та Выс­ших женс­ких кур­сов в Моск­ве. В по­ис­ках женс­ко­го иде­а­ла, «­чу­до-де­вуш­ки», пер­вым тре­бо­ва­ни­ем и ожи­да­ни­ем Те­рья­на бы­ла ее иск­рен­ность, вер­ность се­бе, сво­ей внут­рен­ней сущ­нос­ти и пе­ре­жи­ва­ни­ям, спо­соб­ность быть вы­ше об­щест­вен­ных ус­лов­нос­тей, а так­же пред­поч­те­ние люб­ви при вы­бо­ре меж­ду чувст­вом и дол­гом. Две из воз­люб­лен­ных Тер­ья­на – Нвард Ту­ма­нян и Мар­га­ри­та (Г­ре­та) Ша­ха­ту­ни – бы­ли дво­рянс­ко­го про­ис­хож­де­ни­я, принадлежали к се­мьям бла­гот­во­ри­те­лей, ав­то­ри­тет­ных ро­дов сво­е­го вре­ме­ни. И то, что его воз­люб­лен­ная бы­ла «­ко­ро­ле­вой но­чей», сов­сем не при­но­си­ло по­э­ту ду­шев­но­го удов­лет­во­ре­ни­я, по­э­то­му она в его сти­хах ос­та­ва­лась той, кто при­чи­ня­ет не­вы­но­си­мую боль «­жа­лом смер­ти», «­неж­ной, как вос­по­ми­на­ние о без­возв­рат­ном счаст­ье...», по­э­то­му да­же «­де­вуш­ка-чу­до», ко­то­рая в по­э­зии Тер­ья­на яв­ля­ет­ся об­ра­зом-сим­во­лом женст­вен­нос­ти, не прев­ра­ща­ла чу­до и сказ­ку в ре­аль­ность. И по­ис­ки сказ­ки по­э­том про­дол­жа­ют­ся. Же­ла­ние лю­бить и ст­рем­ле­ние к женс­ко­му иде­а­лу по­буж­да­ли его ис­кать пу­ти к то­му, что­бы на­у­чить­ся «­лю­бить не­иск­рен­ней лю­бов­ью», соз­да­вать иде­ал из слу­чай­но вст­ре­чен­ной жен­щи­ны, при­пи­сы­вая ей то, че­го, как он точ­но знал, в ней не бы­ло.

Я прек­рас­ную де­вуш­ку ви­дел во сне

­Под уг­рю­мы­ми сво­да­ми не­ба чу­жо­го.

Я – убо­гий ски­та­лец без дру­га, без кро­ва,

А она – точ­но ан­гел, явив­ший­ся мне...

                                                                ­Пер. А.Нал­бан­дя­на

­Же­ла­ние быть сле­пым, что­бы не уязв­лять ду­шу сце­на­ми су­ро­вой и жес­то­кой дейст­ви­тель­нос­ти, ст­рем­ле­ние жить «­не­иск­рен­ней лю­бов­ью» ни­ког­да не по­ки­да­ли по­э­та. В этом приз­на­ёт­ся он сам, на­зы­вая мно­гих жен­щин, став­ших для не­го ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ни­я, «об­ъек­та­ми», по­то­му что он сам соз­да­вал их в своём во­об­ра­же­ни­и. В пись­ме Они­ку Оганд­жа­ня­ну от 29 ав­гус­та 1907 го­да он пи­шет: «­Вот ис­ка­тель ге­ро­инь! – воск­лик­нешь ты, вспо­ми­ная мои ув­ле­че­ния или, как при­ня­то на­зы­вать, об­ъек­ты моей люб­ви. Я на­ме­рен­но ис­поль­зо­вал сло­во “об­ъек­ты”. Да, брат мой, их бы­ло не­ма­ло и, воз­мож­но, бу­дет не­ма­ло, по­то­му что у ме­ня есть ск­лон­ность вк­ла­ды­вать свои ожи­да­ни­я, свои иде­а­лы, од­ним сло­вом, же­ла­е­мое в тех жен­щин, ко­то­ры­ми я был ув­ле­чён».

­Тер­ьян це­нил в жен­щи­не не столь­ко женс­кое оча­ро­ва­ни­е, сколь­ко че­ло­ве­чес­кие дос­то­инст­ва. По его мне­ни­ю, жен­щи­на мо­жет быть го­раз­до бо­лее на­дёж­ным дру­гом в жиз­ни: «От­рад­но иметь ко­го-то, кто мо­жет по­нять те­бя, на гру­ди ко­то­ро­го ты мо­жешь сво­бод­но про­ли­вать слё­зы о сво­ей жиз­ни, нес­быв­ших­ся меч­тах, заб­луж­де­ни­ях и всей го­ре­чи на­дежд... Я мно­го раз­мыш­лял и, в кон­це кон­цов, при­шёл к вы­во­ду, что толь­ко жен­щи­на мо­жет быть та­ким близ­ким дру­гом. Но, ко­неч­но, не жен­щи­на-ме­щан­ка, а жен­щи­на-че­ло­век, ум­ная жен­щи­на, жен­щи­на-д­руг». Мож­но пред­по­ло­жить, что вс­ко­ре пос­ле это­го Тер­ьян вст­ре­тил­ся с та­ки­ми жен­щи­на­ми – об этом сви­де­тельст­ву­ет сох­ра­нив­ша­я­ся пе­ре­пис­ка с Ан­та­рам Мис­ка­рян и Нвард Ту­ма­нян. По­эт до­ве­рял им свои са­мые сок­ро­вен­ные мыс­ли и чувст­ва.

В рам­ках те­мы «­Жен­щи­ны в жиз­ни Тер­ья­на» обыч­но го­во­рят глав­ным об­ра­зом об Ан­та­рам Мис­ка­рян, а так­же о двух жё­нах по­э­та, Су­сан­не Па­ха­ло­вой и Ана­ит Ша­хид­жа­нян. Крат­кий об­зор лич­ных от­но­ше­ний по­э­та с эти­ми тре­мя жен­щи­на­ми, бо­лее из­вест­ны­ми в тер­ья­но­ве­де­ни­и, мы счи­та­ем впол­не дос­та­точ­ным для по­ни­ма­ния их ро­ли в жиз­ни и твор­чест­ве Тер­ья­на.

***­

Ан­та­рам Мис­ка­рян (27.01.1881, Ца­ри­цын – 12.07.1969, Моск­ва) бы­ла уро­жен­кой Шу­ши, про­ис­хо­ди­ла из ар­цахс­кой сем­ьи и бы­ла стар­шей до­чер­ью вла­дель­ца за­во­да Мна­ца­ка­на (Ми­са­ка) Мис­ка­ря­на*. Она выб­ра­ла про­фес­сию вра­ча, но ужа­сы ра­бо­ты в мор­ге зас­та­ви­ли её от­ка­зать­ся от это­го на­ме­ре­ни­я.

В Моск­ве Ан­та­рам пос­ту­пи­ла на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­чес­кий фа­куль­тет част­ных кур­сов Ал­фё­ро­ва, а так­же окон­чи­ла трёх­го­дич­ные кур­сы фран­цузс­ко­го язы­ка.

­Нес­мот­ря на неб­ла­гоп­ри­ят­но сло­жив­ши­е­ся обс­то­я­тельст­ва лич­ной жиз­ни, Ан­та­рам всег­да ос­та­ва­лась близ­ким и род­ным че­ло­ве­ком в жиз­ни Тер­ья­на – да­лё­кой, но родст­вен­ной ду­шой, ко­то­ра­я, на­хо­дясь за ты­ся­чи ки­ло­мет­ров, бла­го­да­ря сво­ей эм­па­тии и раз­ви­той ин­ту­и­ции уга­ды­ва­ла судь­бо­нос­ные мо­мен­ты в жиз­ни по­э­та.

­По­эт вст­ре­тил и влю­бил­ся в сем­над­ца­ти­лет­нюю Ан­та­рам в 1908 го­ду в Моск­ве, в трам­ва­е, в ко­то­ром они оба еха­ли в ар­мян­скую цер­ковь. «­Моск­ва. Трам­вай №17. Взг­ляд Тер­ья­на зас­тыл на де­вуш­ке, сто­я­щей спи­ной к не­му у ок­на. Тер­ьян приб­ли­зил­ся к ней нас­толь­ко, что при каж­дом толч­ке трам­вая её ко­сы ка­са­лись его ли­ца и он ощу­ти­мо чувст­во­вал аро­мат и мяг­кость её во­лос... Меж­ду ни­ми сра­зу ро­дил­ся не­у­ло­ви­мый, ед­ва за­рож­да­ю­щий­ся огонь, пер­вые не­яс­ные вс­по­ло­хи но­вой вс­пыш­ки»**.

­Сог­лас­но вос­по­ми­на­ни­ям са­мой Ан­та­рам, Ва­ан ска­зал сво­е­му дру­гу Ко­ле Ва­ра­го­ву, что у не­го бы­ло же­ла­ние от­ре­зать длин­ные ко­сы этой нез­на­ко­мой де­вуш­ки. Чувст­ва бы­ли вза­им­ны­ми с пер­во­го взг­ля­да, од­на­ко ро­ман не за­кон­чил­ся свадь­бой. Он был пре­рван не по ви­не Ан­та­рам или Тер­ья­на. Их от­но­ше­ни­ям по­ме­ша­ла дру­гая жен­щи­на, влюб­лён­ная в по­э­та, – Су­сан­на Па­ха­ло­ва. Ис­то­ри­я, как и уже про­жи­та­я, а тем бо­лее за­вер­шён­ная жизнь, не лю­бит сос­ла­га­тель­но­го нак­ло­не­ни­я. Тем не ме­нее мож­но с уве­рен­ност­ью ут­верж­дать, что, ес­ли бы Ва­ан Тер­ьян свя­зал свою судь­бу с иск­рен­ней, по-нас­то­я­ще­му лю­бя­щей и доб­ро­по­ря­доч­ной Ан­та­рам, его жизнь мог­ла бы сло­жить­ся сов­сем ина­че и, воз­мож­но, он не ушёл бы из жиз­ни так ра­но. Ту­бер­ку­лё­зом бо­лел не толь­ко сам Тер­ьян, но и его пер­вая же­на Су­сан­на, и Ан­та­рам то­же, но, в от­ли­чие от по­э­та, обе они пре­о­до­ле­ли бо­лезнь и про­жи­ли го­раз­до доль­ше. У Ан­та­рам приз­на­ки ту­бер­ку­лё­за по­я­ви­лись ещё в 1910 го­ду, и отец от­вёз ее для ле­че­ния в Гер­ма­ни­ю, в са­на­то­рий Ба­ден­вай­ле­ра.

3 мар­та 1911 го­да Ва­ан на­пи­сал Ан­та­рам оче­ред­ное пись­мо, в ко­то­ром ого­ро­шил её со­об­ще­ни­ем о сво­ей же­нить­бе: «­Не сер­ди­тесь, до­ро­гая Ан­тен­ка, что дол­гое вре­мя вам не пи­сал. Де­ло в том, что я же­нил­ся. Но моё же­ла­ние уви­деть вас нис­коль­ко не умень­ши­лось. Уве­ря­ю, что очень хо­тел бы вас уви­деть... Ан­тен­ка, до­ро­га­я, ми­лая Ан­та­рам». Ан­та­рам от­ве­ча­ет не­за­мед­ли­тель­но и пи­шет, что она так­же со­би­ра­ет­ся вый­ти за­муж. Ос­корб­лен­ное женс­кое са­мо­лю­бие по­буж­да­ет её сог­ла­сить­ся на пред­ло­же­ние ру­ки и серд­ца Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва. Мо­ро­зов уха­жи­вал за ней нес­коль­ко лет, од­на­ко де­вуш­ка не да­ва­ла ему ни­ка­ких на­дежд и от­ве­ча­ла на не­од­нок­рат­ные пред­ло­же­ния от­ка­зом. Уже бу­ду­чи же­на­тым, Тер­ьян приз­на­ёт­ся, что рев­ну­ет Ан­та­рам: «­На ва­шу свадь­бу ни в ко­ем слу­чае не при­ду, по­то­му что бу­ду ужас­но рев­но­вать».

­То, что чувст­ва к Ан­та­рам всё ещё бы­ли очень глу­бо­ки, под­тверж­да­ют приз­на­ния же­на­то­го Тер­ья­на: «­Бодрст­ву­я, я ощу­щаю ва­ше при­сутст­ви­е, ося­за­е­мо чувст­вую вас, слы­шу ваш го­лос...» или: «К­реп­ко це­лую вас. Или, ес­ли не поз­во­ля­е­те, – ва­ши ру­ки»; в дру­гом пись­ме он со­об­ща­ет: «Я так люб­лю вас... Вы при­над­ле­жи­те мне до тех пор, по­ка я вас люб­лю».

Ав­тор ст­ро­ки «­Не со­жа­лей о сде­лан­ных ошиб­ках» при­зы­ва­ет Ан­та­рам из­ба­вить­ся от до­мост­ро­евс­ких ус­лов­нос­тей, «­ко­то­рые не сде­ла­ли ни­ко­го бо­лее счаст­ли­вым», и в то же вре­мя приз­на­ёт­ся, что им это уда­лось – вс­тать вы­ше об­щест­вен­но­го мне­ни­я, и «э­то бы­ло хо­ро­шо».

Ан­та­рам сде­ла­ла русс­кие подст­роч­ные пе­ре­во­ды кни­ги Шар­ля Бод­ле­ра «Ц­ве­ты зла», на ос­но­ве ко­то­рых Тер­ьян пе­ре­вёл Бод­ле­ра на ар­мянс­кий. По ут­верж­де­ни­ям Н.А­ру­тю­нян, Ан­та­рам так­же вы­пол­ни­ла для Тер­ья­на русс­кие подст­роч­ни­ки сти­хов По­ля Вер­ле­на. Ал­маст За­ка­рян, пи­сав­шая о ро­ли му­зы­ки в жиз­ни Тер­ья­на, от­ме­ча­ет, что «­та­лис­ма­ном ду­хов­ной бли­зос­ти по­э­та и Ан­та­рам Мис­ка­рян бы­ла, бе­зус­лов­но, лю­бовь к му­зы­ке». Не слу­чай­но сам по­эт приз­на­вал­ся, что он с боль­шим сер­деч­ным тре­пе­том вни­мал фор­те­пи­ан­ной иг­ре Ан­та­рам. Каж­дый раз при зву­ках ис­пол­ня­е­мых Ан­тен­кой про­из­ве­де­ний ду­ша по­э­та об­ре­та­ла по­кой, и он в эти ми­ну­ты меч­тал «­пог­ру­зить­ся в му­зы­ку ти­ши­ны». Не уди­ви­тель­но по­э­то­му, что имен­но в пись­ме к Ан­та­рам Тер­ьян выс­ка­зы­вал свои оце­ноч­ные суж­де­ния о му­зы­ке, вы­ра­жен­ные в афо­рис­тич­ной фор­ме: «В пос­лед­нее вре­мя я час­то хо­дил на кон­цер­ты и убе­дил­ся, что му­зы­ка луч­ше жиз­ни. Ког­да я слу­шаю му­зы­ку, я ощу­щаю то, что ни­ког­да не смо­гу вы­ра­зить ни од­ним сло­вом. Это бла­гос­ло­вен­ное ис­кусст­во, и счаст­ли­вы те, кто мо­жет быть к ней при­час­тен». 

Шесть­де­сят два пись­ма, ад­ре­со­ван­ные Ан­та­рам Мис­ка­рян, и шесть пи­сем, на­пи­сан­ных Ва­а­ном Тер­ья­ном её сест­ре Мар­те, яв­ля­ют­ся од­ни­ми из са­мых кра­си­вых ст­ра­ниц ар­мянс­кой эпис­то­ляр­ной ли­те­ра­ту­ры. Соб­ран­ные вмес­те, они предс­тав­ля­ют со­бой сво­е­об­раз­ный эпис­то­ляр­ный ро­ман. Пись­ма эти тре­бу­ют сер­ьёз­но­го на­уч­но­го исс­ле­до­ва­ния и мо­гут раск­рыть не­ко­то­рые осо­бен­нос­ти твор­чес­кой жиз­ни Тер­ья­на, ука­зы­вая на ис­точ­ни­ки его по­э­ти­чес­ко­го вдох­но­ве­ни­я. Влюб­лён­ность или силь­ные эмо­ции не яв­ля­лись неп­ре­мен­ны­ми по­сы­ла­ми к твор­чест­ву. Да­же са­мое лёг­кое ув­ле­че­ние мог­ло ока­зать­ся дос­та­точ­ным, что­бы прев­ра­тить­ся в ху­до­жест­вен­ное про­из­ве­де­ни­е. И по­эт не ск­ры­вал от жен­щин, ко­то­рых лю­бил, этой чер­ты сво­е­го твор­чес­ко­го ха­рак­те­ра и да­же бла­го­да­рил все слу­чай­ные или нес­лу­чай­ные вст­ре­чи, ко­то­рые по­рож­да­ли но­вые сти­хот­во­ре­ни­я. К женс­ко­му оба­я­нию и кра­со­те он под­хо­дил как к про­из­ве­де­нию ис­кусст­ва, и то, что он соз­да­вал, раз­мыш­ляя о них, на са­мом де­ле бы­ло внут­ри не­го и зна­чи­тель­но мень­ше от­но­си­лось к ре­аль­ной жен­щи­не, чем к его предс­тав­ле­ни­ям об иде­а­ле. Не­об­хо­ди­мость пи­сать по­буж­да­ла по­э­та бес­ко­неч­но ис­кать своё вдох­но­ве­ни­е, свою Му­зу.            

В пись­ме, отп­рав­лен­ном Ан­та­рам в де­каб­ре 1909 го­да, Ва­ан Тер­ьян пи­шет: «­Пе­ре­дай­те Мар­те Мис­ка­рян мои при­ветст­ви­я, толь­ко при­ветст­ви­я, по­то­му что пе­ре­дать ей что-то боль­шее я не ос­ме­люсь. Но мне хо­те­лось бы, по­то­му что те­перь она для ме­ня свет­лая му­за. Я на­пи­сал нес­коль­ко сти­хот­во­ре­ний, ду­мая о ней, и за это я дол­жен ей быть очень бла­го­да­рен».

Ис­то­рия люб­ви Ан­та­рам Мис­ка­рян и Ва­а­на Тер­ья­на ос­та­лась не­за­вер­шён­ной, пос­коль­ку в жиз­ни по­э­та по­я­ви­лась Су­сан­на Па­ха­ло­ва, ко­то­рая ста­ла его пер­вой же­ной и сыг­ра­ла весь­ма не­од­ноз­нач­ну­ю, ро­ко­вую роль в его судь­бе. Од­на­ко Ан­та­рам всег­да ос­та­ва­лась для Тер­ья­на родст­вен­ной ду­шой, спо­соб­ной со­пе­ре­жи­вать и пред­чувст­во­вать судь­бо­нос­ные мо­мен­ты в жиз­ни сво­е­го лю­би­мо­го по­э­та. За де­сять дней до смер­ти Тер­ья­на она уви­де­ла во сне его кон­чи­ну. Ан­та­рам всег­да хра­ни­ла в се­бе не­у­га­си­мую лю­бовь к по­э­ту. Она выш­ла за­муж без люб­ви, за­тем раз­ве­лась с му­жем, про­жи­ла не­лег­кую и нес­част­ли­вую жизнь и скон­ча­лась в оди­но­чест­ве.

***

­Су­сан­на (Шу­ша­ник) Па­ха­ло­ва (13.09.1887, Став­ро­поль – 1936, Тиф­лис) бы­ла шес­тым ре­бен­ком и чет­вер­той де­воч­кой в боль­шой сем­ье, в ко­то­рой бы­ло де­вять де­тей – пя­те­ро сы­но­вей и че­ты­ре до­че­ри. Сем­ья Су­сан­ны пе­ре­се­ли­лась из За­пад­ной Ар­ме­нии в Но­вый На­хид­же­ван (ар­мя­но­на­се­лён­ный ра­йон в Рос­то­ве-на-До­ну), а от­ту­да в Став­ро­поль. Гим­на­зию Су­сан­на окон­чи­ла в род­ном Став­ро­по­ле. Ее фа­ми­лия – из­на­чаль­но Бак­ха­лян, в за­пад­но­ар­мянс­ком про­из­но­ше­нии Па­ха­лян – впос­ледст­вии бы­ла ру­си­фи­ци­ро­ва­на. Своё об­ра­зо­ва­ние Су­сан­на про­дол­жи­ла в Моск­ве, в го­ды учё­бы пе­ла в ар­мянс­кой церк­ви.

­Ва­ан Тер­ьян поз­на­ко­мил­ся с Су­сан­ной Па­ха­ло­вой в 1908 го­ду бу­ду­чи уже влюб­лён­ным в Ан­та­рам Мис­ка­рян. Пер­вое сти­хот­во­ре­ни­е, пос­вя­щен­ное но­вой зна­ко­мой, озаг­лав­лен­ное «­Су­саннe» и на­чи­на­ю­ще­е­ся ст­ро­кой «­Ког­да тре­пе­щет пла­мя об­ла­ков», бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в 1908 го­ду в аст­ра­ханс­кой еже­не­дель­ной га­зе­те «Л­ра­бер» (№ 22, от 21 сен­тяб­ря). В че­ты­рех­том­ном соб­ра­нии сочи­не­ний Тер­ья­на оно бы­ло на­пе­ча­та­но без за­го­лов­ка-пос­вя­ще­ни­я. В том же еже­не­дель­ни­ке 30 но­яб­ря 1908 го­да пуб­ли­ку­ет­ся ещё од­но сти­хот­во­ре­ни­е, пос­вя­щён­ное Су­сан­не, под за­го­лов­ком «­Чёр­ная ли­ли­я». Су­саннe пос­вя­ще­ны так­же сти­хот­во­ре­ния «В ту­ма­не мерк­нет ог­ни­во све­ти­ла...» и «М­не те­лег­рам­му по­лу­чить бы вд­руг...».

­На Су­сан­не Па­ха­ло­вой Ва­ан Тер­ьян же­нил­ся во вто­рой по­ло­ви­не фев­ра­ля 1911 го­да. Вен­ча­ние сос­то­я­лось в Моск­ве, крёст­ным бра­том был один из близ­ких дру­зей Тер­ья­на – из­вест­ный кри­тик и ли­те­ра­ту­ро­вед то­го вре­ме­ни Цо­лак Хан­за­дян, а крёст­ным от­цом не­вес­ты – один из пок­ро­ви­те­лей и родст­вен­ни­ков Те­рья­на, пре­по­да­ва­тель ар­мянс­ко­го язы­ка в Ла­за­ревс­ком инс­ти­ту­те вос­точ­ных язы­ков, пе­да­гог и ли­те­ра­ту­ро­вед Ка­ра­пет Ку­си­кян.

И­ни­ци­а­ти­ва зак­лю­че­ния бра­ка и его пос­пеш­ность ис­хо­ди­ли от Су­сан­ны. Тер­ьян приз­на­вал­ся, что для не­го этот брак то­же был не­о­жи­дан­ност­ью: «Я вов­се не пред­по­ла­гал, что это (то есть мой брак) сос­то­ит­ся так ско­ро». Об­раз Су­сан­ны Па­ха­ло­вой восп­ри­ни­ма­ет­ся не­од­ноз­нач­но. Её ха­рак­те­ри­зу­ют как «к­ра­си­ву­ю, но вла­де­ю­щую все­ми женс­ки­ми улов­ка­ми, что­бы прив­лечь муж­чи­ну», как «­ро­ко­вую жен­щи­ну, вла­де­ю­щую хит­рос­тя­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми удер­жать муж­чи­ну ря­дом». «И­мен­но бла­го­да­ря этим на­вы­кам она уве­рен­но про­ник­ла в жизнь Тер­ья­на и Ан­та­рам. В фев­ра­ле 1911 го­да Су­сан­на уве­ря­ет Тер­ья­на, что бе­ре­мен­на, и у по­э­та не ос­та­ёт­ся дру­го­го вы­хо­да, кро­ме как же­нить­ся на ней». Не­за­ви­си­мо от то­го, как об­раз Су­сан­ны восп­ри­ни­мал­ся в кру­гу дру­зей Тер­ья­на, по­эт не ис­пы­ты­вал не­дос­тат­ка в позд­рав­ле­ни­ях и доб­ро­же­ла­те­лях. Во вто­ром вы­пус­ке аль­ма­на­ха «­Га­рун», из­дан­ном в Моск­ве в год свадь­бы Тер­ья­на под ре­дак­ци­ей П.Ма­кин­ця­на, Ц.Хан­за­дя­на и В.Тер­ья­на, по­эт Ал. Ца­ту­рян пос­вя­тил сти­хот­во­ре­ние но­воб­рач­ным, толь­ко имя Су­сан­ны он ука­зал в ар­мянс­ком ва­ри­ан­те – Шу­шан (ли­ли­я).

­Су­сан­на зна­ла о влюб­чи­вом нра­ве и ув­ле­че­ни­ях сво­е­го му­жа и, как «­хит­рая и ум­ная жен­щи­на», не пре­пятст­во­ва­ла его за­оч­ным от­но­ше­ни­ям с дру­ги­ми жен­щи­на­ми. Че­рез пять лет пос­ле их же­нить­бы, в мае 1916 го­да, ро­дил­ся и умер пер­вый ре­бе­нок Тер­ья­на. Су­сан­на еще на­хо­ди­лась в боль­ни­це, ког­да Тер­ьян со­об­щил об этом Нвард Ту­ма­нян: «­Со мной слу­чи­лось ещё од­но нес­част­ье. Нес­коль­ко дней на­зад Су­сан­на ро­ди­ла де­воч­ку, ко­то­ра­я, к со­жа­ле­ни­ю, скон­ча­лась, к ве­ли­ко­му го­рю мо­е­му и, осо­бен­но, Су­сан­ны». Го­ды спус­тя, в 1918 го­ду, умер­ла их дру­гая но­во­рож­дён­ная дочь, Лю­ся, чья по­те­ря до­ба­ви­ла но­вую боль к мно­го­чис­лен­ным ст­ра­да­ни­ям по­э­та. Из этих пе­ре­жи­ва­ний ро­дил­ся цикл сти­хов «Мо­ей ма­лыш­ке».

­По­эт пос­вя­тил сво­им умер­шим сра­зу пос­ле рож­де­ния и не уви­дев­шим ве­сен­них и лет­них дней до­че­рям ещё три сти­хот­во­ре­ния («­Нас­ту­пит май – и ро­зы расц­ве­тут...», «Я яр­кое пла­мя хра­нил всег­да...», «Ан­ге­лы с неж­ны­ми крыл­ья­ми...»). В сво­их ра­но ушед­ших де­тях он ищет и на­хо­дит се­бя: они то­же, его «­доб­ры­е», «­чис­ты­е», «яс­ны­е, как звез­ды» ма­лы­ши, лю­би­ли бы, как и он, огонь, май и ро­зы, ес­ли бы жи­ли. В сти­хах Тер­ья­на из это­го цик­ла звёз­ды – не прок­ля­тие «­бе­зуп­реч­ных и нес­част­ных» душ, как в «С­те­на­ни­ях» П.Дур­ья­на, а сим­вол веч­но­го су­щест­во­ва­ния че­ло­ве­чес­кой ду­ши, как в ми­фо­ло­ги­и. Он восс­та­ет про­тив смер­ти, про­тив ве­ли­кой несп­ра­вед­ли­вос­ти, от­няв­шей у не­го де­тей, но опять же без гне­ва – с тер­ья­новс­кой про­ник­но­вен­ност­ью и глу­би­ной. И, не на­хо­дя сп­ра­вед­ли­вос­ти на зем­ле, он ищет «у­те­ше­ние свы­ше», в по­тус­то­рон­нем ми­ре, где на­хо­дит «­неж­ных ан­ге­лов», лас­ка­ю­щих его и его де­тей. Что­бы вый­ти из сос­то­я­ния ду­шев­но­го смя­те­ни­я, как и мно­ги­е, он меч­та­ет о не­бес­ном ми­ре свет­лых ду­хов, как ска­зал бы П.Дур­ьян, о «­жиз­ни пос­ле­ду­ю­щей», о «­жиз­ни в бес­ко­неч­ном си­я­ни­и, бла­го­у­ха­ни­и, мо­лит­ве». Сам Тер­ьян, как и Ду­рьян, сом­не­ва­ет­ся в су­щест­во­ва­нии это­го ми­ра, но при этом не ста­но­вит­ся гро­мо­верж­цем, не восс­та­ет про­тив мс­ти­тель­но­го Бо­га и не «­вон­за­ет в не­го коп­ьё». Он не умо­ля­ет доб­рое Солн­це све­тить, как Ме­ца­ренц, по­то­му что Солн­це сим­во­ли­зи­ру­ет жизнь и лю­бовь, ре­аль­ность и при­ро­ду и всё то, что прек­рас­но в жиз­ни. Солн­це да­ру­ет жизнь. Тер­ьян не име­ет слов для «­пыл­ко­го и неж­но­го» Солн­ца; он уже не мо­жет умо­лять о жиз­ни, уже позд­но: его ма­лы­шек боль­ше нет на све­те.

­По­э­ту ос­та­ет­ся лишь меч­тать о су­щест­во­ва­нии дру­го­го ми­ра, что­бы его де­ти про­дол­жа­ли жить пос­ле смер­ти в не­из­вест­ной и нез­ри­мой да­ли, в ка­кой-то не­бес­ной жиз­ни. Он не пы­та­ет­ся об­ма­нуть се­бя «­лож­ной ве­рой» и прос­то меч­та­ет:«Ах, ес­ли б бы­ло, ес­ли б толь­ко бы­ло...» В цик­ле «­Мо­ей ма­лыш­ке» по­эт на­ме­ре­вал­ся на­пи­сать и дру­гие сти­хот­во­ре­ни­я, чер­но­вые наз­ва­ния ко­то­рых сох­ра­ни­лись в спис­ке, сос­тав­лен­ном по­э­том («Д­жан-ма­лыш­ка», «­Ку­пил я баш­мач­ки мо­ей ма­лыш­ке», «Я те­бе коз­лё­ноч­ка куп­лю...»).

­Без сом­не­ни­я, по­те­ря де­тей бы­ла боль­шим го­рем и для их ма­те­ри, од­на­ко факт ос­та­ет­ся фак­том – об­щее го­ре не сб­ли­зи­ло суп­ру­гов. Су­сан­на не под­дер­жа­ла Тер­ья­нав са­мые труд­ные го­ды его жиз­ни, бо­лее то­го, в 1918 го­ду она уе­ха­ла из Моск­вы в род­ной Став­ро­поль, ос­та­вив за­ра­зив­ше­го­ся от неё ту­бер­ку­лё­зом тя­же­ло боль­но­го му­жа од­но­го на про­из­вол судь­бы. Тер­ьян на­ме­ре­вал­ся по­е­хать за же­ной в Став­ро­поль, но смут­ное вре­мя, раз­ру­ха и за­ня­тость не­от­лож­ны­ми го­су­дарст­вен­ны­ми де­ла­ми по­ме­ша­ли ему, а на его прось­бы и уго­во­ры вер­нуть­ся в Моск­ву же­на от­ве­ча­ла от­ка­зом. И са­ма же ини­ци­и­ро­ва­ла раз­вод. А в 1921-м, то есть спус­тя год пос­ле смер­ти Тер­ья­на,Су­сан­на выш­ла за­муж за из­вест­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го по­ли­ти­чес­ко­го и го­су­дарст­вен­но­го де­я­те­ля, чле­на пре­зи­ди­у­ма Цент­раль­но­го ис­пол­ко­ма СССР и ЦК РКП(б) Алек­санд­ра Мяс­ни­кя­на. Вре­мя от вре­ме­ни она ле­чи­лась от ту­бер­ку­лё­за в Абас­ту­ма­не. Пос­ле тра­ги­чес­кой кон­чи­ны Ал.Мяс­ни­кя­на (он по­гиб 22 мар­та 1925 го­да в ави­а­ка­таст­ро­фе), по сви­де­тельст­ву сов­ре­мен­ни­ков, суп­ру­гов Оз­не­цян, Су­сан­на во­об­ще пе­рес­та­ла счи­тать­ся с об­щест­вен­ным мне­ни­ем, ве­ла жизнь жен­щи­ны сво­бод­ных нра­вов, а своё вы­зы­ва­ю­щее по­ве­де­ние оп­рав­ды­ва­ла, то и де­ло пов­то­ря­я: «Я се­год­ня или завт­ра ум­ру...» Из­вест­но, что в пос­ле­ду­ю­щие го­ды она сб­ли­зи­лась с дру­ги­ми вид­ны­ми по­ли­ти­чес­ки­ми и го­су­дарст­вен­ны­ми де­я­те­ля­ми – Сер­го Орд­жо­ни­кид­зе и Сер­ге­ем Ки­ро­вым. Пос­ле смер­ти Ва­а­на Тер­ья­на она до кон­ца своей жиз­ни поль­зо­ва­лась все­ми но­менк­ла­тур­ны­ми ль­го­та­ми и при­ви­ле­ги­я­ми, пре­дос­тав­ля­е­мы­ми ей как вдо­ве ве­ли­ко­го по­э­та и вид­но­го по­ли­ти­чес­ко­го и го­су­дарст­вен­но­го де­я­те­ля.

***­

Из всех жен­щин, с ко­то­ры­ми вст­ре­чал­ся Ва­ан Тер­ьян, толь­ко Ана­ит Ша­хид­жа­нян (9.11.1899, Дер­бент – 13.11.1950, Моск­ва), вто­рая же­на по­э­та, пос­вя­ти­ла се­бя ему с са­мо­заб­вен­ной, жерт­вен­ной лю­бов­ью*. Её отец был из се­ла Арад­жад­зор в Ар­ца­хе. В её сем­ье пи­та­ли осо­бую лю­бовь к ли­те­ра­ту­ре и му­зы­ке. Ана­ит окон­чи­ла женс­кие гим­на­зии в Дер­бен­те и Тиф­ли­се, учи­лась в Мос­ковс­кой кон­сер­ва­то­ри­и, на от­де­ле­нии ма­те­ма­ти­ки фа­куль­те­та ес­тест­воз­на­ния Выс­ших женс­ких кур­сов. Ра­бо­та­ла в Ко­мис­са­ри­а­те по ар­мянс­ким де­лам при Нар­ко­ма­те по де­лам на­ци­о­наль­нос­тей.

­Та­кой теп­ло­ты и за­бо­ты Тер­ьян не ви­дел ни от од­ной дру­гой жен­щи­ны. Они вст­ре­ти­лись на за­ка­те жиз­ни по­э­та, ког­да он был смер­тель­но бо­лен и по­ки­нут сво­ей же­ной Су­сан­ной. Ана­ит Ша­хид­жа­нян с са­мо­от­вер­жен­ной пре­дан­ност­ью ста­но­вит­ся спут­ни­цей жиз­ни Тер­ья­на, единст­вен­ной жен­щи­ной, ко­то­рая по-нас­то­я­ще­му иск­рен­не лю­битего и за­бо­тит­ся о нём. Её­ мать бы­ла про­тив этой свя­зи, как и Ов. Ту­ма­нян был про­тив свя­зи Тер­ья­на со сво­ей до­чер­ью Нвард. В пись­ме к до­че­ри мать пи­са­ла: «­Не гу­би свою мо­ло­дую жизнь, ос­тавь это­го эго­ис­та. Зна­я, что он бо­лен, с ка­кой со­вест­ью он хо­чет же­нить­ся на те­бе? Уй­ди от это­го са­мов­люб­лён­но­го че­ло­ве­ка»**.

А­на­ит не под­чи­ня­ет­ся зап­ре­там родст­вен­ни­ков, оформ­ля­ет свой брак с по­э­том и до пос­лед­не­го вз­до­ха му­жа за­бо­тит­ся о нём и не от­хо­дит от не­го ни на шаг. А пос­ле смер­ти по­э­та мо­ло­дая жен­щи­на на шес­том ме­ся­це бе­ре­мен­нос­ти за­ни­ма­ет­ся ещё и хло­по­та­ми, свя­зан­ны­ми с по­хо­ро­на­ми му­жа. Про­яв­ле­ни­ем её безг­ра­нич­ной люб­ви ста­ло так­же то, что она наз­ва­ла свою дочь име­нем од­ной из лю­би­мых жен­щин её му­жа – Нвард, в честь до­че­ри Ова­не­са Ту­ма­ня­на. Бы­ла ли у них пред­ва­ри­тель­ная до­го­во­рён­ность с му­жем и жен­щи­на ос­та­лась вер­ной дан­но­му Тер­ья­ну обе­ща­ни­ю, или же это имя бы­ло до­ро­го ей как свя­щен­ное для её му­жа, не­из­вест­но, но в лю­бом слу­чае это бы­ло про­яв­ле­ние ве­ли­кой люб­ви и тро­га­тель­ный пос­ту­пок со сто­ро­ны Ана­ит. Об этом сви­де­тельст­ву­ет так­же внуч­ка Ов. Ту­ма­ня­на Ир­ма Саф­раз­бе­кян. Она пи­шет: «Н­вард Тер­ьян час­то при­хо­ди­ла в му­зей, к нам в гос­ти, и всег­да го­во­ри­ла, что её наз­ва­ли в честь до­че­ри Ту­ма­ня­на».

­Ва­ан Тер­ьян пос­вя­тил Ана­ит Ша­хид­жа­нян два сти­хот­во­ре­ни­я, на­пи­сан­ные в 1919 г.: «­Ты зве­ни – вес­на тво­е­го серд­ца...» и «О, дни нас­ту­пят бо­лее пе­чаль­ны­е...». Ког­да в 1918 го­ду они вст­ре­ти­лись впер­вые – де­вят­над­ца­ти­лет­няя пы­шу­щая здо­ров­ьем, пол­ная жиз­нен­ных сил Ана­ит Ша­хид­жа­нян и смер­тель­но боль­ной, пе­ре­жи­ва­ю­щий за­кат сво­ей жиз­ни трид­ца­тит­рех­лет­ний из­вест­ный по­эт Ва­ан Тер­ьян, – это бы­ла вст­ре­ча «­нез­ре­лой люб­ви» и «з­ре­ло­го ст­ра­да­ни­я» (вы­ра­же­ние П.Се­ва­ка). Ана­ит бы­ла для Тер­ья­на «­ма­лень­кой де­воч­кой», об­раз ко­то­рой пе­рек­ли­кал­ся со сти­хот­во­ре­ни­ем М.За­ри­фя­на «­Сост­ра­да­ни­е». Она ста­ла для уми­ра­ю­ще­го по­э­та пос­лед­ним прис­та­ни­щем, той единст­вен­ной и са­мой род­ной жен­щи­ной, ко­то­рая ос­та­ва­лась ря­дом с ним до пос­лед­не­го вз­до­ха, ко­то­рая по­да­ри­ла ему ре­бен­ка – дочь, ро­див­шу­ю­ся че­рез три ме­ся­ца пос­ле смер­ти по­э­та.

­Лю­бовь Ана­ит Ша­хид­жа­нян и Ва­а­на Тер­ья­на, как прек­рас­ная ли­ри­чес­кая ис­то­рия люб­ви, наш­ла свое от­ра­же­ние в ху­до­жест­вен­но-до­ку­мен­таль­ном филь­ме «­Пос­лед­нее пу­те­шест­ви­е», со­здан­ном в 2012 го­ду (со­ав­то­ры – Грайр Там­ра­зян и Га­я­не Да­ни­е­лян). Здесь по­ка­за­ны пос­лед­ние дни сов­мест­ной жиз­ни Ва­а­на Тер­ья­на и его же­ны Ана­ит, оз­ву­че­ны раз­мыш­ле­ния и бе­се­ды по­э­та, ко­то­рые спус­тя сто­ле­тие зву­чат столь же ак­ту­аль­но.

       

***

­Судь­ба ра­но ушед­ше­го по­э­та не мог­ла не от­ра­зить­ся на судь­бах лю­би­мых им жен­щин. Без Тер­ья­на из их жиз­ни ис­чез­ло счаст­ье. Ан­та­рам Мис­ка­рян, хо­тя и про­жи­ла дол­гую жизнь – 78 лет, по­те­ря­ла единст­вен­но­го сы­на: он по­гиб в Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­не, а са­ма она жи­ла од­ни­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. Дочь Тер­ья­на Нвард поз­на­ко­ми­лась с Ан­та­рам в её мос­ковс­кой квар­ти­ре и ощу­ти­ла теп­ло­ту и родст­во по от­но­ше­нию к се­бе: «­Вош­ла по­жи­лая жен­щи­на, – вс­по­ми­на­ет Нвард Тер­ьян, – с ши­ро­ко от­кры­ты­ми боль­ши­ми гла­за­ми, мы сра­зу уз­на­ли друг дру­га, ры­да­я, об­ня­лись.

– Вы не­на­ви­ди­те ме­ня? 

– За что? Я вас так люб­лю! Мой отец пи­сал вам та­кие хо­ро­шие пись­ма. Вы хо­ро­шо зна­ли мо­е­го от­ца». 

Су­сан­на, хо­тя и выш­ла за­муж че­рез год пос­ле смер­ти Тер­ья­на за Ал.Мяс­ни­кя­на, спус­тя че­ты­ре го­да ов­до­ве­ла. Ту­бер­ку­лез, ко­то­рый по­се­лил­ся у неё в гру­ди го­раз­до рань­ше, чем у Тер­ья­на, стал при­чи­ной её ран­ней смер­ти в воз­рас­те 49 лет. Фа­ми­лию Тер­ьян она сох­ра­ни­ла до кон­ца жиз­ни, и имен­но она бы­ла выг­ра­ви­ро­ва­на на её надг­роб­ном кам­не. 

А Нвард Ту­ма­нян, нес­мот­ря на боль­шое ко­ли­чест­во пок­лон­ни­ков, дол­гое вре­мя не мог­ла сде­лать вы­бор и выш­ла за­муж в зре­лом воз­рас­те, ког­да уже не мог­ла поз­нать ра­дость ма­те­ринст­ва. Её му­жем стал сын из­вест­но­го пи­са­те­ля Га­за­ро­са Ага­я­на Му­шег, ко­то­ро­го она зна­ла с детст­ва.

­Пос­ле рож­де­ния до­че­ри Тер­ья­на – на­пом­ним, что про­и­зош­ло это че­рез три с по­ло­ви­ной ме­ся­ца пос­ле смер­ти по­э­та, – Ана­ит об­ра­ти­лась с прось­бой к дру­гу Тер­ья­на Ал.Мяс­ни­кя­ну и быв­шей же­не Су­сан­не с прось­бой вы­дать ей нап­рав­ле­ние в са­на­то­рий, что­бы со­дер­жать но­во­рож­дён­ную дочь на чис­том воз­ду­хе, под прис­мот­ром вра­чей, и по­лу­чи­ла от­вет: «От­дай­те ре­бен­ка в дет­ский дом».

­Ве­ли­ко бы­ло ра­зо­ча­ро­ва­ние Ана­ит, но она пос­чи­та­ла, что та­кое от­но­ше­ние бы­ло про­дик­то­ва­но не столь­ко без­раз­ли­чи­ем к единст­вен­ной до­че­ри Тер­ья­на, сколь­ко же­ла­ни­ем удо­че­рить её. Двад­ца­тид­вух­лет­няя Ана­ит, не имея дру­го­го вы­бо­ра, выш­ла за­муж за со­ро­ка­лет­не­го Еги­а­за­ра Гри­гор­ье­ви­ча Еги­а­за­ро­ва, тор­го­во­го предс­та­ви­те­ля Ар­ме­нии в Моск­ве, че­ло­ве­ка доб­ро­го и сос­то­я­тель­но­го: Ана­ит счи­та­ла сво­им дол­гом обес­пе­чить до­че­ри по­э­та бла­го­по­луч­ную жизнь. Че­рез во­семь лет пос­ле смер­ти вто­ро­го му­жа она сно­ва выш­ла за­муж, что­бы не ос­та­вить дру­гих де­тей си­ро­та­ми, но, как и дру­гие лю­би­мые жен­щи­ны Ва­а­на Тер­ья­на, не наш­ла нав­сег­да ут­ра­чен­но­го женс­ко­го счаст­ья.


* Мнацакан Мискарян обосновался в Царицыне (ныне Волгоград). Был депута­том Государственной думы, попечителем армянской церкви. Известен своей бла­готворительной деятельностью. По его инициативе и на его средства были по­строены здание армянской церкви и армянская школа при церкви. В день его похорон 16 февраля 1913 года звонили и колокола русских церквей.
** Отношения Антарам Мискарян и Ваана Терьяна изложены в книге Н.Арутюнян «Незабытые имена», Ер., 2006 (на арм. яз.).
* Более подробно о взаимоотношениях Ваана Терьяна и Анаит Шахиджанян см.: https://oragir.news/index.php/hy/material/2023/12/06/99692
** Исраелян Овсанна, Любовь Анаит и Ваана Терьянов.




Поделиться

Интересное

Возврат к списку