Обзор мировой прессы в рамках проекта Dialogorg.ru о внутриполитической ситуации в Армении и вокруг Карабаха - Новости

13 марта 2021
437
Обзор мировой прессы в рамках проекта Dialogorg.ru о внутриполитической ситуации в Армении и вокруг Карабаха
Информационно- аналитический ресурс Dialogorg.ru в рамках проекта “Обзор прессы” представляет материалы ведущих российских и мировых изданий о внутриполитической ситуации в Армении и вокруг Карабаха.

Газета «Коммерсант» сообщила, что Генштабу Армении понизили уровень оппозиционности. Урегулировать политический кризис взялся президент Армен Саркисян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян все же добился увольнения главы Генштаба Оника Гаспаряна, который две недели назад вместе с подчиненными призвал к отставке правительства. Правда, это не значит, что кризис завершен. Теперь Генштаб будет временно возглавлять другой подписант скандального письма, а кандидат Никола Пашиняна еще должен получить одобрение президента страны Армена Саркисяна. В целом господин Саркисян, ранее игравший далеко не ведущую роль в политической жизни Армении, стал едва ли не главным политиком в стране. В субботу он собирается провести общую встречу премьера и представителей оппозиции, чтобы найти выход из возникшего тупика.

Главной новостью среды в Армении стало то, что глава армянского Генштаба Оник Гаспарян, призвавший к отставке правительства страны, официально покинул пост. Приказ о его увольнении вступил в силу через две недели после оглашения. Все это время оппозиционеры пытались найти способ признать решение нелегитимным, но теперь это уже не имеет значения – на место генерала Гаспаряна Никол Пашинян назначил другого офицера, Артака Давтяна.

Такой выбор сам по себе указывает на нехватку кадров.

Господин Давтян уже возглавлял Генштаб до июня 2020 года – пока не был уволен за организацию пышной свадьбы сына посреди карантина. 

Как назначение нового главы Генштаба будет воспринято самими военными, пока остается интригой. Чтобы сгладить возможный конфликт, вечером в среду Никол Пашинян выступил в Генштабе. «Вы знаете, что с сегодняшнего дня генерал-полковник Оник Гаспарян силой закона освобожден от должности начальника главного штаба вооруженных сил, – сказал он высшему командованию, которое вместе с Оником Гаспаряном выступило за его отставку. – Хочу поблагодарить господина Гаспаряна за его заслуги перед Арменией не только в период, когда он возглавлял главный штаб, но и за всю осознанную жизнь, которую он провел в армии. Хочу попросить всех присутствующих продолжить свою службу в качестве генералов, офицеров, в качестве органа, являющегося гарантом безопасности и территориальной целостности Армении. Я верю в вас, и ваши заслуги неоценимы».

При этом Артак Давтян еще формально не вступил в должность. 

Как сообщили “Ъ» в администрации президента Армении, у Армена Саркисяна есть три дня на то, чтобы подписать указ о его назначении. 

Если же он этого не сделает, документ вернется на стол премьеру, и процедуру нужно будет провести еще раз. Пока же временно исполняющим обязанности главы Генштаба назначен генерал-лейтенант Степан Галстян – один из подписавшихся под скандальным письмом с требованием отставки правительства.

Теоретически президент Армении мог оставить Оника Саргсяна в должности, если бы попытался оспорить его увольнение в Конституционном суде (КС). Однако вместо этого он обратился туда с более общей просьбой – проверить на соответствие конституции «Закона о военной службе и статусе военнослужащего» от 15 ноября 2017 года, который регулирует порядок назначения высших чинов в армии.

Это решение несколько испортило имидж президента в глазах оппозиции – экс-депутат от Республиканской партии Армении Арпине Ованнисян даже назвала господин Саркисяна «предателем». 

Однако глава ереванского Института Кавказа Александр Искандарян считает, что у президента была причина остаться над схваткой – так он не лишился шанса сохранить хоть какой-то контроль над ситуацией. «Думаю, все это время шли довольно напряженные переговоры между представителями Генштаба, Оником Гаспаряном и премьер-министром, – предположил в беседе с “Ъ» господин Искандарян.– В этом плане решение президента было частью более широкого процесса. В Армениинередко бывает, что после не слишком выверенных шагов приходится включать механизмы, чтобы не дать системе рассыпаться окончательно».

Правда, ликвидировать проблему полностью, по мнению господина Искандаряна не получится. 

Проблема на самом деле останется хотя бы в виде глухого недовольства. Раскол элит будет существовать. Это проблема гораздо шире, чем шумиха вокруг личности Оника Гаспаряна», – заявляет господин Искандарян.

Таким образом, Армен Саркисян, которого за недостаток полномочий сравнивали с королевой Великобритании, становится чуть ли не ключевым политиком в Армении и главным модератором политического кризиса, который, по его словам, может иметь необратимые последствия для государства и государственности. Чтобы избежать таких драматических последствий, он пригласил Никола Пашиняна, представителей оппозиционного «Движения по спасению Родины» и лидеров парламентских фракций на общую встречу, которая должна пройти 13 марта, в 12:00 по ереванскому времени.

Что именно господин Саркисян собирается предложить сторонам конфликта, пока неизвестно. Но не исключено, что речь пойдет о досрочных парламентских выборах, о необходимости которых в Ереване говорят все более уверенно.

https://www.kommersant.ru/doc/4722452?query=армения#id2024902

Интернет-издание РБК опубликовало информацию о том, что военное руководство Армении поддержало требование об отставке Пашиняна»

Ранее глава Генштаба, которого Пашинян пытается уволить, заявил, что решение текущего кризиса возможно только через отставку премьера и внеочередные парламентские выборы

Руководство Вооруженных сил Армении поддержало требование главы Генштаба Оника Гаспаряна об отставке премьер-министра страны Никола Пашиняна. Заявление военных публикует портал News.am.

«Руководство Вооруженных сил Республики Армения присоединяется к посланию генерал-полковника Оника Гаспаряна, подтверждает данные до сих пор оценки текущей ситуации в республике. Решение текущей ситуации – одно, об этом говорится в сообщении [Гаспаряна]», – следует из заявления.

В своем заявлении Гаспарян сказал, что благоприятное для государства решение текущего кризиса можно обеспечить только через отставку премьера и внеочередных парламентских выборов. Он назвал свою отставку неконституционной и заявил, что обратился в Административный суд для «реализации силы исключительно на основе права».

Командование также заявило, что принимает заявление Гаспаряна как инструкцию к действию.

https://www.rbc.ru/politics/10/03/2021/604894569a79472b712acdbd

РБК сообщил также о том, что руководитель аппарата парламента Армении подал в отставку

Руководитель аппарата парламента Армении Тигран Галстян подал в отставку. Об этом сообщается на сайте законодательного органа страны.

«Руководитель – генеральный секретарь аппарата Национального собрания Тигран Галстян подал заявление об отставке», – говорится в сообщении. Уточняется, что он переходит на работу в частный сектор.

Ранее в Армении в отставку отправили начальника Генштаба Оника Гаспаряна и его первого заместителя Тирана Хачатряна.

 Хачатряна отстранили от должности, после того как он раскритиковал слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна о неэффективности имевшихся на вооружении армянской армии «Искандеров» во время конфликта в Нагорном Карабахе. Пашинян утверждал, что из всех выпущенных ракет сработало только 10%. В свою очередь, Хачатрян назвал заявления Пашиняна «несерьезными».

Слова Пашиняна и отставка Хачатряна спровоцировали политический кризис в стране. Генштаб потребовал немедленной отставки самого премьера.

Пашинян, в свою очередь, потребовал отставки уже главы Генштаба Гаспаряна. Однако президент Армении Армен Саркисян отказался ее утвердить и дважды отклонил проект указа, направленный премьером. В соответствии с Конституцией Армении после этого указ должен был вступить в законную силу, и правительство объявило об отставке главы Генштаба. Саркисян обратился в Конституционный суд с просьбой проверить отдельные части закона на конституционность в связи с увольнением Гаспаряна.

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60489e1b9a794730d11b8e1a

Интернет-издание Gazeta.ru опубликовало материал о том, что у здания парламента Армении произошли столкновения полиции и оппозиции

В Ереване накаляется ситуация с протестами оппозиции, требующей отставки премьера Никола Пашиняна. Вечером 9 марта демонстранты заблокировали здание парламента, сделали баррикады из мусорных контейнеров и разбили палатки. К центру Еревана стянулись все столичные правоохранители, из других областей страны в город выдвинулись дополнительные подразделения силовиков.

Оппозиционные силы в Ереване заблокировали здание парламента Армении на вход и выход, объявив всех депутатов «антигосударственными элементами»..

По словам координатора оппозиционного «Движения по спасению Родины» Ишхана Сагателяна, премьер-министр республики Никол Пашинян »войдет в это здание только с целью зачитать текст заявления об отставке».

«Пусть Никол Пашинян до 12.00 среды придет в парламент и подаст в отставку, тогда мы согласимся на выборы. Но он не сделает этого, поскольку приклеился к премьерскому креслу», – заявил лидер протестующих.

К зданию парламента стянулись все столичные силы правоохранителей, из других областей страны к Еревану выдвинулись дополнительные подразделения силовиков.

Помимо этого, около места скопления митингующих были замечены сотрудники отдела государственной охраны Службы национальной безопасности Армении.

Демонстранты сделали баррикады из мусорных контейнеров и разбили палатки у служебного входа в парламент.

В какой-то момент несколько депутатов от «Процветающей Армении» и Республиканской партии разняли полицейских и сторонников «Движения по спасению Родины», вступивших в потасовку и готовых к схватке друг с другом.

«Мы с коллегами решили встать между ними, чтобы не допустить кровопролития», – пояснила депутат Наира Зограбян.

Сагателян призвал начальника республиканской полиции Ваге Казаряна не действовать так, чтобы произошла эскалация ситуации, предупредив об ответственности за негативные последствия.

«Мы не будем отступать и не будем уставать. Этот участок мы должны удержать», – предупредил лидер митингующих.

По его словам, в среду, 10 марта, в 16.00 (15.00 мск) на проспекте Баграмяна и на улице Демирчяна пройдет основной митинг. Сагателян призвал военных не вступать в стычки с протестующими, потому что «собравшиеся – на стороне Вооруженных сил и поддерживают Генштаб».

В этой связи весь личный состав воинских частей, находящихся в подчинении 5-го воинского соединения Вооруженных сил Армении, днем 9 марта был приведен в высокую степень боеготовности.

Как сообщила пресс-служба Минобороны республики, приказ отдан в рамках проверок оперативности реагирования военнослужащих в случае сигнала тревоги.

Ранее кандидат в премьер-министры от «Движения по спасению Родины» Вазген Манукян призвал участников митинга не пропускать депутатов в здание Национального собрания, а тех, кто попытается прорваться силой, он назвал провокаторами. Манукян также раскритиковал работу президента республики Армена Саркисяна, передает портал News.Am.

«Все могло бы быть иначе, если бы у нас был президент, но у нас его нет. У нас богатый турист, который разъезжает по всему миру за счет нашего бюджета, не принося Армении никакой пользы.

Даже если он сейчас подпишет [указ об отставке начальника Генштаба Оника Гаспаряна] и обратится в Конституционный суд, мои слова останутся в силе: у нас нет президента. Мы заблокируем здание Национального собрания до того времени, пока оно не станет принимать правильные для нашего государства решения», – пообещал Манукян.

Политический кризис в Армении продолжается с 24 февраля, когда Генштаб выступил с требованием отставки премьера и правительства. Пашинян расценил это как военный переворот, призвав Саркисяна уволить Гаспаряна.

«Если президент не подпишет, то это означает, что он поддерживает переворот. Выбор очень простой. Пусть Оник Гаспарян сам напишет заявление и уйдет, не надо вести к потрясениям. Я не позволю, чтобы он вывел армию против народа», – подчеркнул премьер.

Однако глава государства отказался подписывать соответствующий документ.

В ночь на 10 ноября президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и Никол Пашинян подписали заявление о прекращении боевых действий, по условиям которого Ереван передал Баку значительную часть Нагорного Карабаха, а также семь районов входившими в Азербайджанскую ССР.

По сути, взамен Армения не получила ничего, кроме прекращения войны, за время которой она потеряла свыше 2,5 тыс. человек. В Армении подписание соглашения восприняли болезненно, сразу после того, как об этом стало известно, в стране начались протесты под лозунгом «Никол – предатель».

За отставку Пашиняна высказались Национальная академия наук, Ереванский государственный университет, ряд общественных организаций, главы городов и руководители общин. Все бывшие главы независимой Армении, а также Армен Саркисян призвали премьера покинуть пост.

К этому же призвал глава армянской апостольской церкви Гарегин II. 25 февраля те же требования выдвинул и Генштаб.

https://www.gazeta.ru/social/2021/03/09/13506044.shtml

Русская служба Би-Би-Си сообщает, что выступивший против Пашиняна глава генштаба уходит и подает в суд

После двух недель политических и юридических споров с участием премьер-министра, президента, оппозиции и армии Оник Гаспарян оставляет пост главы генштаба Армении, но обещает продолжить борьбу в суде.

В конце февраля Гаспарян и еще 40 старших офицеров призвали к отставке премьер-министра Никола Пашиняна. 

Пашинян в ответ уволил генерала, обвинив его в предательстве и попытке переворота, хотя военные не пытались захватить власть силой – их действия ограничились обращением.

Президент страны Армен Саркисян не подписал указ об отставке главы генштаба, но и не стал его оспаривать, и он автоматически вступил в силу. 

Отставка Гаспаряна не означает конца противостояния правительства и армии. В среду другой высокопоставленный военный, генерал Григорий Хачатуров, потребовал отставки премьера и заявил, что каждый день Пашиняна у власти разрушает безопасность Армении.

Страна находится в глубоком кризисе после поражения в войне в Нагорном Карабахе в сентябре-ноябре 2020 года. Правительство винит своих предшественников, оппозиция – власти, обвинения в госизмене стали нормой.

Россия считает спор генералов с правительством внутренним делом Армении. В понедельник замглавы российского МИДа Андрей Руденко выразил надежду на скорейшее разрешение кризиса.

США и Евросоюз указали на невмешательство армии в политику, прописанное в конституции. 

Турция резко осудила «попытку переворота».

Генерал уходит, но обещает продолжить борьбу

Утром в среду Пашинян выступил с заявлением, в котором назвал генерала Оника Гаспаряна освобожденным от исполнения обязанностей главы генерального штаба вооруженных сил Армении «силой закона».

Речь идет о том, что истек срок, в который президент мог по конституции оспорить решение, направив его на проверку в Конституционный суд. 

Президент Саркисян указ об увольнении не подписал – но и оспаривать его не стал. Вместо этого он попросил суд проверить закон 2017 года о военной службе.

Это решение разочаровало оппозицию, которая несколько раз встречалась с президентом и выражала поддержку армии.

«Армен Саркисян поступил, как [Понтий] Пилат… Он умыл руки», – заявил один из лидеров оппозиции, представитель партии «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян.

Бывший глава генштаба Гаспарян продолжает настаивать на отставке Пашиняна и необходимости досрочных выборов. 

Он считает решение о своем увольнении противоречащим конституции и будет оспаривать его в суде.

«С целью обеспечения верховенства конституции и права в Республике Армения и реализации силы исключительно на основе права я обратился в административный суд», – говорится в заявлении генерала.

«Я продолжу свою службу Родине и армянскому народу в ином статусе».

Гаспарян ушел, но спор продолжается

Пашинян уже нашел замену опальному генералу: в среду он назначил главой генштаба Артака Давтяна. Теперь это решение должен утвердить президент.

Давтян впервые занял эту должность в мае 2018 года, после прихода Пашиняна к власти на волне массовых протестов. Он был уволен летом прошлого года после того, как газеты сообщили о пышной свадьбе его сына в загородном доме, в нарушение правил чрезвычайного положения, введенного для борьбы с пандемией коронавируса.

Но противостояние армии и кабинета Пашиняна не закончилось с уходом Гаспаряна. В конце февраля вместе с ним отставки премьера требовали еще десятки старших офицеров, и в среду эту позицию подтвердил генерал Григорий Хачатуров, командующий 3-м армейским корпусом. 

«Каждый день, час, нахождение Пашиняна на должности премьер-министра [Армении] разрушает безопасность [Республики Армения] и ставит под сомнение будущее нашей родины», – заявил Хачатуров.

Летом Пашинян наградил Хачатурова орденом Боевого креста 1-й степени.

Выступление военных в конце февраля воодушевило оппозицию, которая стала проводить регулярные протесты на проспекте Маршала Баграмяна.

Во вторник протестующие заблокировали входы в парламент страны. Они требуют немедленной отставки премьера и назначение своего кандидата для проведения досрочных выборов. 

Тем временем оппозиционные фракции в парламенте обсуждают с правящей силой возможную дату голосования.

Пашинян уже несколько раз менял свою позицию – осенью он обещал провести досрочные выборы. Затем он отказался от этого решения, но позже заявил о готовности к обсуждению даты выборов. 

Рейтинг Пашиняна, два года остававшийся рекордно высоким, резко упал после поражения в войне в Карабахе. Однако оппозиция остается еще менее популярной.

Политический кризис в Ереване развивается без активного вмешательства внешних игроков. В Кремле и российском МИДе несколько раз подчеркивали, что это внутреннее дело страны. 

«Рассматриваем это как внутреннее дело Армении. Мы не вмешиваемся в эти процессы, которые там происходят, и не занимаем ничью сторону», – сказал заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко в среду.

Евросоюз и США призвали всех участников ситуации найти скорейшее разрешение и напомнили, что по конституции Армении армия находится под гражданским контролем.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и МИД республики осудили «попытку переворота» в Армении, хотя между двумя странами нет дипломатических отношений.

https://www.bbc.com/russian/news-56347783

Немецкое интернет-издание Deutsche Welle опубликовало видеорепортаж «Разделенный войной за Карабах Шурнух: как село стало наполовину армянским, а наполовину азербайджанским»

После вооруженного конфликта вокруг Карабаха Армения передала значительную часть территорий Азербайджану. Некоторые приграничные районы стали, по сути, серыми зонами. Репортаж DW из села Шурнух.

https://www.dw.com/ru/razdelennyj-vojnoj-kharabach-09032021/av-56820058

Информационное агентство Interfax.ru сообщило что Шойгу провел телефонные переговоры с министром обороны Армении

Военное сотрудничество и вопросы, представляющие взаимный интерес, обсудили по телефону в среду министры обороны РФ и Армении Сергей Шойгу и Вагаршак Арутюнян.

«В ходе беседы затрагивались различные аспекты двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, текущая обстановка в районах выполнения задач российскими миротворцами в Нагорном Карабахе, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес», – говорится в сообщении Минобороны РФ.

Переговоры Шойгу и Арутюняна состоялись на фоне политического кризиса в Армении.

В этом году Минобороны РФ сообщало о телефонных переговорах глав военных ведомств России и Армении 21 января, 1, 25 и 27 февраля.

Армения – союзник России по ОДКБ. В Армении действует российская военная база.

Москва предоставляла Еревану государственный кредит на покупку российского вооружения и техники.

В Нагорном Карабахе действует российский миротворческий контингент. Его ввели после того, как 10 ноября 2020 года в Карабахе были прекращены боевые действия между армянскими и азербайджанскими силами.

Российский миротворческий контингент в Нагорном Карабахе насчитывает 1960 военнослужащих. В его основе – подразделения 15-й отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа.

Обстановка в Армении резко обострилась 25 февраля после того, как Главный штаб выпустил заявление с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна и правительства. Это заявление последовало после того, как 24 февраля президент Армении подписал указ об освобождении Тирана Хачатряна от должности первого заместителя начальника Главного штаба. Указ об освобождении был подписан по предложению Пашиняна.

25 февраля Пашинян направил ходатайство президенту Армении об освобождении от должности начальника Главного штаба, однако Армен Саркисян не подписал соответствующий указ. 28 февраля администрация президента Армении повторно получила от премьера ходатайство об освобождении от должности начальника Главного штаба. 2 марта Саркисян принял решение не подписывать и второе ходатайство.

Интернет-издание Regnum сообщило, что ситуация в Нагорном Карабахе обсуждалась 12 марта, на высочайшем уровне Россией, Арменией и Азербайджаном, сообщили в пресс-службе Кремля

Президент России Владимир Путин провёл 12 марта телефонные переговоры с главой армянского правительства Николом Пашиняном, а днём ранее – со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым.

Участники переговоров обсуждали то, как реализуются трёхсторонние договорённости по Нагорному Карабаху, достигнутые 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г.

«С удовлетворением констатировано, что режим прекращения огня неукоснительно соблюдается, а обстановка в регионе остаётся в целом стабильной и спокойной», – говорится в сообщении.

Лидеры обеих республик Закавказья высоко оценили продуктивность работы миротворческого контингента России в Нагорном Карабахе.

Другим практическим вопросом, поднятым на переговорах, стала работа по разблокировке границ между государствами в Закавказье. Путин, Пашинян и Алиев положительно оценили деятельность рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров РФ, Армении и Азербайджана.

https://regnum.ru/news/polit/3213718.html

Газета «Известия» сообщила, что власти Армении приостановили мандат представителя ЮНИСЕФ

Власти Армении приостановили мандат представительницы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Марин Кларк-Хаттинг. Об этом 9 марта сообщила пресс-секретарь МИД республики Анна Нагдалян.

«Общие недостатки в методологии работы представителя ЮНИСЕФ в Армении Марин Кларк-Хаттинг, никоим образом не способствующие налаживанию сотрудничества, являлись весьма проблематичными для армянской стороны, поэтому правительство Армении приняло решение приостановить деятельность Кларк-Хаттинг в качестве представителя ЮНИСЕФ в Армении».

Постоянный координатор ООН и представители ЮНИСЕФ были проинформированы об этом решении. По информации издания, Кларк-Хаттинг покинула страну, а решение властей было связано с некоторыми ошибками, допущенными представителем ЮНИСЕФ в ходе ее миссии. О каких ошибках идет речь, в МИДе не уточнили.

Кларк-Хаттинг вступила в должность представителя ЮНИСЕФ в Армении в июле 2020 года. До этого четыре года она была представителем организации в Малайзии.

ЮНИСЕФ – организация ООН, занимающаяся вопросами детей и материнства. После конфликта в Нагорном Карабахе деятельность организации в Армении направлена на адаптацию детей и семей в послевоенных условиях.

В ноябре прошлого года президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и азербайджанский лидер Ильхам Алиев подписали соглашение, благодаря которому в зоне конфликта в Нагорном Карабахе были прекращены боевые действия. Документ в том числе предусматривал введение в регион российских миротворцев, обмен пленными между сторонами конфликта, передачу Арменией Азербайджану ряда районов и возвращение беженцев в Карабах.

Армянская оппозиция после подписания документа обвинила премьер-министра в «капитуляции». В республике начались протестные акции. Пашинян, в свою очередь, назвал соглашение единственным способом завершить кровопролитие в регионе.

https://iz.ru/1134238/2021-03-09/vlasti-armenii-priostanovili-mandat-predstavitelia-iunisef

Интернет-издание «Взгляд.ру» пишет, что «военные Армении не готовы к госперевороту»

Замена руководителя Генштаба Армении не разрешила политический кризис в Армении, ситуация в стране остается патовой, а напряжение только возрастает, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Лепехин. Так он отреагировал на решение армянского премьера Никола Пашиняна назначить новым главой Генштаба Артака Давтяна.

«Пашинян не победил, потому что ситуация все равно патовая. Люди не уходят с улиц, они требуют внеочередных выборов. В любом случае напряжение возрастает, к выборам оно увеличится. Президент занимает свою позицию. Поэтому замена руководителя Генштаба не означает, что изменились настроения в штабе в целом», – уверен гендиректор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин. 

Эксперт убежден, что Пашиняну дали временно «продавить» это назначение. «По крайней мере, президент устранился от этого решения, не взял вину на себя. Но мы не знаем, какие будут дальнейшие шаги. Как поведет себя административный и Конституционный суд? Так что это один из витков развития ситуации в неблагоприятном направлении», – считает политолог. 

Тем не менее собеседник сомневается, что военная верхушка страны или отдельные части готовы пойти на свержение власти. »Военные не готовы к перевороту. Также они не готовы решать возникшие сложности с Карабахом. Поэтому все, что сейчас происходит в Ереване, имеет исключительно предвыборное значение», – подытожил Лепехин. 

Ранее в среду премьер-министр Никол Пашинян отправил президенту Армену Саркисяну прошение назначить главой Генштаба вооруженных сил Армении Артака Давтяна, который занимал эту должность в 2018-2020 годах. Как заявила помощница Саркисяна Асмик Петросян, для выражения своей позиции у президента есть три дня. 

Пашинян заявил, что глава генерального штаба Армении Оник Гаспарян освобожден от должности, однако позже президент Армении оспорил увольнение главы Генштаба в КС. Сам глава Генштаба ВС Армении также оспорил решение об увольнении в административном суде. 

Представляя кандидатуру Давтяна, Пашинян выразил убеждение, что «вместе мы сможем преодолеть это испытание, и вооруженные силы, Армения, наше государство станут сильнее». 

Тем временем командующий третьим армейским корпусом ВС Армении генерал-майор Григорий Хачатуров присоединился к требованиям представителей Генштаба об отставке Пашиняна. По словам Хачатурова, лишь тот факт, что в течение трех лет по инициативе Пашиняна на пост начальника генерального штаба были назначены и освобождены четыре человека, имеющих высшее воинское звание, «подтверждает его неадекватность и безответственность». 

«Каждый день, час пребывания Пашиняна на посту премьер-министра подрывает безопасность Республики Армения, ставит под сомнение будущее нашей родины. Следовательно, подтверждая заявление генерального штаба от 25 февраля 2021 года, вновь требую незамедлительной отставки Никола Пашиняна», – говорится в заявлении Хачатурова.

https://vz.ru/news/2021/3/10/1083516.html

«Новая газета» выпустила подкаст «Что Нового?» с названием «Пашинян и его «Искандеры» о том, чем закончится военный переворот в Армении

Прямо сейчас в Армении набирает обороты политический кризис: военные требуют срочной отставки Никола Пашиняна. Что стало катализатором нового конфликта? Как на это отреагировал Пашинян, его сторонники и оппозиция? И причём тут российские «Искандеры»? Обсуждаем в свежем выпуске подкаста «Что нового?» вместе со спецкором «Новой» Ириной Тумаковой.

https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/26/89400-podkast-chto-novogo-pashinyan-i-ego-iskandery

Интернет-издание «Кавказский Узел» опубликовало разъяснение политологов отказ Саркисяна от участия в отставке главы Генштаба

Президент Армении Армен Саркисян стремится избежать конфронтации с Николом Пашиняном на фоне скандальной смены руководства Генштаба, а также сохранить нейтралитет в противостоянии премьер-министра и оппозиции, указали армянские политологи.

9 марта истек срок пребывания Оника Гаспаряна на посту начальника Генштаба Армении, поскольку президент Армен Саркисян вопреки многочисленным призывам не направил в Конституционный суд проект указа Никола Пашиняна об отставке генерала. Сам Гаспарян обжаловал в суде законность увольнения, а Саркисян утром 10 марта обратился в Конституционный суд с просьбой проверить, соответствует ли Конституции закон «О воинской службе и статусе военнослужащего». Он объяснил это «имеющимися в правоприменительной практике данного закона проблемами, которые стали более очевидными в результате инициативы премьер-министра по увольнению начальника Генерального штаба Оника Гаспаряна». При этом проект указа об увольнении Оника Гаспаряна Армен Саркисян не оспорил.

Никол Пашинян, подготовивший проект указа об отставке главы Генштаба Оника Гаспаряна, предложил вернуть на этот пост Артака Давтяна, который в 2018-2020 годах уже руководил Генштабом. 11 марта президент Армен Саркисян не поддержал предложение премьер-министра, вернув его с возражениями, и в тот же день Пашинян »повторно и с обоснованиями» направил президенту свое предложение.

Президент пытается занять максимально нейтральную позицию в ситуации с начальником Генштаба, сказал корреспонденту «Кавказского узла» политобозреватель Акоп Бадалян. В то же время, по его мнению, Саркисян своими действиями акцентировал внимание на ограниченности института президента в принятии решений.

«Его [президента] действия имели тональность демарша, что президент несет ответственность как гарант Конституции, но, по большому счету, лишен полномочий. И сложилась ситуация, что любой другой шаг президента удостоился бы жесткой критики либо оппозиции, либо власти. И он сохранил максимальный нейтралитет, не взяв на себя непосредственную ответственность – подписать или оспорить отставку начальника Генштаба», – пояснил он.

25 февраля Генштаб вооруженных сил Армении призвал Никола Пашиняна уйти в отставку. Премьер-министр счел это попыткой госпереворота и составил указ об увольнении начальника Генштаба. Однако Армен Саркисян дважды отказался подписать этот документ. 6 марта ветераны боевых действий на митинге в Ереване потребовали, чтобы президент оспорил в Конституционном суде предложение премьер-министра об увольнении Гаспаряна. На этом же настаивали адвокаты и активисты, собравшиеся 9 марта около резиденции президента Армении.

Если бы в предложении премьера было существенное противоречие Конституции, то президент отреагировал бы, даже если это привело бы к конфронтации с Пашиняном, убежден политобозреватель.

«Сам Пашинян извлек выгоду [из ситуации] в том плане, что политизации армии не произошло. В частности, заявление Генштаба осталось на бумаге, и армия не вышла на улицу. Сам Оник Гаспарян в своем заявлении заявил о решении вопроса правовым путем. И несмотря на политический крен, последовавший после заявления Генштаба, премьер смог сохранить иерархию армии. Но это условная позиционная победа, так как политический тупик не разрешен и требует поиска решений», – подчеркнул Бадалян.

По его словам, если с кандидатурой Давтяна повторится аналогичный сценарий, решение о назначении вступит в силу, но это не приведет к углублению политического кризиса. Президент постарается сохранить паритет, как это было и в случае с Гаспаряном, предположил эксперт.

«Было бы странно, если бы президент повел себя иначе в вопросе назначения Давтяна. И можно сказать, что в ближайшие дни вопрос начальника Генштаба будет разрешен», – сказал он.

Бадалян затруднился судить о политических настроениях в армии, но обратил внимание, что «тревожный звоночек был, но развития не последовало». «И в своем последнем заявлении Генштаб подчеркнул, что принимает позицию Гаспаряна, как наказ для дальнейшего поведения. То есть подтвердили, что остаются в рамках правового решения и не пойдут по политическому пути», – сказал он.

Политолог Степан Даниелян также считает, что президент взял на себя посредническую миссию между властью и оппозицией и пытается сохранять нейтралитет, не поддерживая ни одну из сторон. «С другой стороны, не исключено, что президент затягивал с обращением в Конституционный суд, чтобы Генштаб и оппозиция довели бы до конца шаги, который были озвучены в заявлении [Генштаба]. Но так как ничего не произошло, президент предложил встретиться и обсудить внеочередные выборы, их сроки и формат», – сказал политолог корреспонденту «Кавказского узла».

По его мнению, президент не идет на конфронтацию с премьером, так как не видит себя стороной политического кризиса. «Его подход, может, и был бы решающим, но он, скорее всего, не пытается сделать политическую карьеру вне поста президента», – пояснил Даниелян.

Выгода премьера в этой ситуации заключается в достижении одной цели – сохранить премьерское кресло на время организации внеочередных выборов, предположил эксперт. «Премьер не доверяет собственной команде, сомневается, что, если он подаст в отставку, его команда не проголосует за какого-нибудь иного кандидата», – сказал он.

Даниелян убежден, что при назначении Давтяна на должность начальника Генштаба президент будет действовать так же, как и в случае с Гаспаряном. «Это не усугубит политический кризис, так как иного решения, кроме как внеочередные выборы, для его разрешения нет. И это принимают все стороны, в том числе и власть. Вся загвоздка в том, кто будет контролировать процесс выборов и когда они состоятся», – сказал политолог, затруднившись дать оценку политическим настроениям в армии.

Политолог Армен Варданян разделяет мнение, что президент избегает противостояния с премьер-министром. «И сейчас президент пытается спасти лицо, оспаривая в Конституционном суде закон, а не указ об увольнении», – сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Политолог не исключил, что у премьера есть компромат на президента, которым Пашинян оказывает давление на Саркисяна. «Это может быть вопрос [двойного] гражданства президента. Будучи оппозиционным депутатом, Пашинян сам поднимал вопрос гражданства президента. В дни «бархатной» революции, после встречи с президентом, который тогда также выступил в роли посредника, Пашинян заявил, что видел документ, подтверждающий отсутствие британского гражданства [Саркисяна]. Но так и не предъявил эти доказательства общественности. Иной причины не вижу. Институт президента – независимый, вопрос второго срока не стоит (президент избирается один раз на семь лет. – Прим. «Кавказского узла»). Если ему не угрожает импичмент, остается одна версия, почему он не идет вразрез Пашиняну – компромат», – сказал Варданян.

Мнение о том, что Никол Пашинян может оказывать на Армена Саркисяна давление, напоминая о его возможном втором британском гражданстве, высказала и бывший министр юстиции Армении Арпине Ованнисян, сообщил 6 марта «Sputnik Армения». Вопрос о двойном гражданстве Саркисяна, который долгое время жил в Великобритании, поднимал как раз Пашинян, еще будучи депутатом. Публичного подтверждения того, что Саркисян отказался от британского гражданства, представлено не было, подчеркнуло издание.

Политолог не считает, что Пашинян выиграл в вопросе назначения начальника Генштаба. «Может, он и добился отставки Гаспаряна, но полностью потерял репутацию в армейской среде», – пояснил политолог.

Назначение Давтяна, по его мнению, также произойдет в силу права. «Это также попытка спасти лицо. Это не приведет к углублению кризиса, но и не разрешит его. Генштаб стал катализатором, который оппозиция попыталась использовать как козырь и привлечь к своему протестному движению больше народа. Это был эпизод, который будет разрешен. У политического кризиса более глубокие корни, и разрешить его можно исключительно внеочередными выборами», – подчеркнул Варданян.

Напомним, политический кризис в Армении обострился после того, как Никол Пашинян критически высказался о качествах ракетных комплексов «Искандер», комментируя слова бывшего президента Армении Сержа Саргсяна о том, что ракетные комплексы надо было использовать в первые дни обострения карабахского конфликта осенью 2020 года. «Искандеры» нужно было применять уже на четвертый-пятый день войны, когда Азербайджан накопил огромное количество живой силы в Горадизе и на других участках», – приводятся слова Саргсяна в справке «Кавказского узла» «Про войну, миллиарды и «Искандеры»: главное из интервью с Саргсяном».

https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/361689/ 

«Кавказский Узел» написал, что жители карабахского села потребовали разместить в нем пост миротворцев. Село Мхитарашен с трех сторон окружено азербайджанскими военными и нуждается в охране миротворцев, которых пока нет в населенном пункте, заявил глава общины Мхитар Арустамян. В результате войны село лишилось своих сельхозземель и теперь люди живут только на социальные выплаты, рассказали местные жители.

Как писал «Кавказский узел», к 6 марта общее число вернувшихся в Нагорный Карабах жителей достигло 52 712, сообщило Минобороны России. Минобороны России учло не всех вернувшихся беженцев: около 30 тысяч из них выехали из Армении без сопровождения российских миротворцев, указал 30 ноября 2020 года министр территориального управления и развития Нагорного Карабаха Жирайр Мирзоян. Власти отчитались, что для потерявших жилье во время войны в Нагорном Карабахе строятся новые дома, они также получают выплаты. Беженцы, размещенные в здании степанакертского интерната для престарелых, в числе своих проблем назвали отсутствие работы и денег.

Село Мхитарашен в Аскеранском районе Нагорного Карабаха находится в 12 километрах от Степанакерта. После войны оно оказалось окружено с трех сторон азербайджанскими военными. Село потеряло все сельскохозяйственные земли, они находятся под контролем азербайджанских сил, а люди пока живут на социальные выплаты от правительства Армении, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» глава общины Мхитарашен Мхитар Арустамян.

По его словам, до войны осенью 2020 года в селе проживали 100 человек, или 15 семей. После войны в село вернулись 80 человек. По его словам, в селе живет более пяти многодетных семей.

«После войны в село не вернулись три семьи. Граница пролегает рядом с селом, а у них маленькие дети, они считают, что в селе небезопасно», – сказал Арустамян

Он отметил, что фактически село с трех сторон окружено азербайджанскими военными. «Сейчас село охраняется армянскими военными. Российского миротворческого контингента в селе нет. Я поставил вопрос безопасности перед правительством, попросил, чтобы обязательно [к охране села] были привлечены миротворцы», – сказал глава общины.

Он добавил, что община в результате войны потеряла все земельные угодья, «осталось только село и три гектара земли».

«Жители села лишились возможности заниматься сельскохозяйственными работами, держать домашний скот на пастбищах. Был случай, когда животное забрело за территорию села и оказалась у азербайджанцев. Вернуть его не удалось, даже когда обратились за помощью к миротворцам», – рассказал Арустамян.

Он сказал, что «по ночам, с азербайджанской стороны раздаются выстрелы в воздух, но случаев, чтобы стреляли в людей, не было». «Сейчас зима, в лесах вокруг села нет листвы, снег лежит, видимость хорошая. Но когда леса зазеленеют, не видно будет через лес, кто пробирается к селу. Дома находятся рядом с лесом. Это тревожит жителей. Надо увеличить количество постов, охраняющих село», – отметил глава общины.

Арустамян считает, что «для будущего села Мхитарашен необходима особая государственная программа, которая обеспечит, в первую очередь, безопасность людей, и решит вопрос их занятости». 

«Люди потеряли свои земли, а значит, им нечего обрабатывать. Создавать хозяйство или бизнес они не могут. До войны, когда работал природный заповедник «Уноти кирч» (Кизиловое ущелье), сюда тысячами приезжали туристы, жители реализовывали свою домашнюю продукцию. А сейчас никто не приезжает», – посетовал он.

Глава общины сообщил, что в ходе бомбежек во время войны жилой фонд села пострадал на 90 процентов, прямым попаданием были разрушены три дома, они не подлежат восстановлению.

По его словам, недавно власти начали реализовывать программу по ремонту разрушенных домов. Материалы и рабочую бригаду предоставила администрация района, рассказал Арустамян.

Инфраструктуры села Мхитарашен после войны восстановлена – в населенном пункте есть электричество, газ, вода, сотовая связь и Интернет. Общественного транспорта в селе нет, так как у всех есть есть автомобили. Работает медпункт, но торговых точек нет, и людям приходится ехать за продуктами в соседнее село или Степанакерт, сказал он.

Школы в населенном пункте нет, однако 10 детей посещают учатся в соседнем селе Шош, туда их доставляет школьный автобус, пояснил глава села.

Беженцев с перешедших под контроль Азербайджана территорий в селе нет, однако есть 10 пустых домов, которые можно после ремонта и реконструкции предоставить таким семьям, рассказал Арустамян.

Вынужденным переселенцам сложно найти съемное жилье или место в гостинице в Степанакерте, кроме того, не все могут доказать право на получение социальной помощи, рассказали опрошенные «Кавказским узлом» беженцы. Семьям беженцев предлагают поселиться в сельских общинах, сообщили в Министерстве территориального управления и инфраструктуры Нагорного Карабаха.

Мать пятерых детей Армине Огаджанян рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что после войны ее семья вернулась в село. Дом не сильно пострадал, однако вопрос безопасности села – один из главных, который необходимо решить, считает она.

«Село окружено лесами. Когда распустится листва, вероятность проникновения в село возрастает в несколько раз. А ведь на окраине села расположены дома, где живут многодетные семьи. Надо увеличить посты [армянских военных], нужны посты миротворцев. Мы живем в страхе за детей», – сказала Огаджанян.

Из-за того, что все земли перешли под контроль Азербайджана, люди лишились дохода, указала она. »Наша семья сейчас живет на зарплату главы семьи. Я домохозяйка. Других доходов у нас нет. Социальные выплаты мы по программе »68+15 тысяч драмов» получили, но и эти деньги скоро закончатся, ведь семья у нас большая. Другой помощи жители села не получают. [Чиновники] в село не приезжают, чтобs посмотреть, как мы живем, какие нас вопросы волнуют», – посетовала многодетная мать.

23 ноября 2020 года власти Армении начали прием заявлений от беженцев на финансовую помощь, им обещано по 68 тысяч драмов (около 130 долларов) каждому и по 15 тысяч драмов (30 долларов) всем, кто не владеет недвижимостью в Армении. На единовременную помощь возможно прожить лишь пару месяцев, чиновникам следует продлить выплаты и заняться созданием рабочих мест, заявили 24 декабря 2020 года опрошенные «Кавказским узлом» жители Степанакерта.

Семья Гоар Овсепян живет на окраине села Мхитарашен. По ее словам, до войны 2020 года они жили в доме, который им предоставило государство как многодетной семье. В семье пятеро несовершеннолетних детей, скоро появится шестой, сказала она корреспонденту «Кавказского узла».

По словам Овсепян, ее семья вернулась в село после войны, до этого они жили в Армении у родственников. Она сказала, что, когда слышна стрельба по ночам, всем страшно, особенно детям.

«Над нашим домом, прямо за холмом, почти в 500 метрах – азербайджанцы [...] Но мы продолжаем пока жить здесь, потому что нам некуда уехать. У нас был еще один дом в центре села, но он был разрушен во время бомбежек. Этот дом, где мы живем сейчас, тоже частично пострадал от обстрелов – продырявлена крыша, двери. Но мы продолжаем здесь жить, так как другого жилья у нас нет», – сказала Овсепян.

Она отметила, что никакой продуктовой помощи ее семья не получает. «Из Армении мы вернулись в декабре (2020 года). В Армении наша семья получала помощь, но после того, как мы вернулись, никакой помощи в виде продуктов нам не выдавали. Социальные выплаты по программе «68+15 тысяч драмов» от правительства Армении мы получили. Пока живем на эти выплаты. У меня в доме нет необходимой мебели. Обращалась к местным властям, до сих пор не получила ответа. Весной надеемся, что удастся посадить кое-что в огороде на продажу. Других планов на будущее у нас нет», – поделилась Овсепян.

Житель Мхитарашена Вячеслав Арустамян рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что он беженец из Азербайджана. По словам Арустамяна, он вынужден был покинуть Азербайджан и обосноваться в селе начале карабахского движения в 88-е годы.

Азербайджанские посты находятся в 500-700 метрах от села, по вечерам оттуда стреляют в воздух, сказал он.

Был случай, когда домашний скот попадал к азербайджанцам, и вернуть его не удалось, сказал Арустамян. «Мы не выгоняем домашний скот на пастбища. Только выводим на водопой, в середине села, и сразу же загоняем в хлев», – сообщил он.

Селянин также считает, что «необходимо больше внимания уделить безопасности села, все организовать, пока леса не покрылись листвой».

По его словам, многие земли села перешли под контроль Азербайджана. «Наше село как на ладони. Единственная относительно безопасная сторона – это дорога, ведущая в соседнее село Шош, а оттуда в Степанакерт, и то в полной видимости из города Шуши», – сказал Арустамян.

Дорога в село протяженностью два километра является единственной, по которой можно въехать и выехать из села, она соединяется с центральной трассой Степанакерт–Шош–Красный Базар.

Он отметил, что его семья тоже вернулась после войны в село, их дом частично разрушен. «Почти все дома в селе пострадали от обстрелов. Власти обещали сделать ремонт – вставить оконные стекла, двери, крышу. Надеемся, что сделают быстро», – сказал Арустамян.

Артура Овсепян рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что во время обстрела в его дом попало несколько снарядов, одно строение полностью разрушено и не подлежит восстановлению. По программе восстановления разрушенных домов ведется ремонт крыши второго строения, стройматериалы и рабочих предоставило правительство, а сам он помогает рабочим, сказал Овсепян.

Он сообщил, что село начали обстреливать с первых дней войны. «Когда снаряд попал в дом, семьи не было дома, все были в укрытии», – сказал житель села.

Из-за того, что община потеряла все земли, он остался без работы, сказал Овсепян. По словам сельчанина, он работал механизатором, а сейчас его сельскохозяйственная техника просто простаивает, и он пока не решил, чем будет заниматься. 

Овсепян рассказал, что это его домашний скот попал на азербайджанскую территорию. «Бычок забрел на территорию, которая сейчас контролируется азербайджанцами. Я сразу обратился к властям, попросил российских миротворцев, но мне сказали, что поздно. Бычка зарезали и съели. Теперь вся деревня боится выпускать скот. Держим животных в хлеву. У кого есть заготовки корма, пока держат хозяйство. Но многие решили не восстанавливать хозяйство. Живем пока на соцвыплаты от государства», – поделился он.

https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/361669/

Французская газета Le Monde пишет, что в Азербайджане обсуждают роль российской армии в Карабахе

Выйдя победителем из войны с Арменией, Баку был вынужден смириться с возвращением российских войск на свою землю через тридцать лет после обретения независимости. Но вернет ли Россия Нагорный Карабах Азербайджану через пять лет? В азербайджанском обществе идут споры на этот счет.

В Баку наполнен слухами об истинных намерениях Москвы. Действительно ли российские миротворцы отдадут ключи от Нагорного Карабаха Азербайджану через пять лет согласно трехсторонней декларации от 9 ноября прошлого года, которая положила конец второй после распада СССР войне на этой спорной территории? В это верят лишь те, кто ощущает необходимость повторять официальную позицию. Авторитарный президент Ильхам Алиев твердит, что война выиграна, и что карабахский вопрос решен раз и навсегда.

По факту, в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике (не признана ни одной страной мира, даже Арменией) до сих пор проживают 100 000 армян вне азербайджанской юрисдикции. Хотя сепаратистская армия была сильно ослаблена конфликтом, она продолжает существовать под присмотром 1 960 развернутых в регионе российских солдат. Таким образом, ситуация очень далека от «интеграции» карабахских армян в Азербайджан, которому приходится мириться с российским военным присутствием в регионе впервые с провозглашения независимости в 1991 году.

«Россия получила то, что хотела на протяжении тридцати лет, то есть опять разместить солдат на нашей земле, – считает пожелавшее сохранить анонимность азербайджанское официальное лицо. – Мы хотим добиться полной реализации трехстороннего соглашения и восстановить наш суверенитет на всей территории. Россия же больше заинтересована в том, чтобы заморозить ситуацию в ее нынешнем виде и продлить свое присутствие». При этом он признает, что российское присутствие помогло снизить напряженность в регионе и добиться стабильности.

Часть общественности удовлетворена затишьем и готова мириться с возвращением российских военных. «Наш северный сосед очень силен. Нужно не ссориться, а мириться с ним. Он сильнее нас и турок», – считает продавец телефонов из Баку Эльхан Фатали.

Подозрения в сговоре

Как бы то ни было, другие с явным недовольством смотрят на российскую армию и не забыли, что от ее рук погибли 147 азербайджанских борцов за независимость «черной зимой» 1990 года в Баку. Кроме того, ее подозревают в сговоре с армянскими сепаратистами. Недоверию способствуют недавно разошедшиеся по соцсетям кадры объятий командующего российскими миротворческими силами Рустама Мурадова и президента сепаратисткой карабахской республики Араика Арутюняна.

В конце февраля турецкий сайт Middleeasteye.net посыпал соль на рану, заявив, что Москва рекомендовала армянам обстрелять Баку тактическими ракетами «Искандер», чтобы заставить власти остановить наступление и подписать мирный договор на российских условиях. В армянском арсенале имеется порядка 20 этих высокоточных и мощных ракет, которые, по мнению ряда военных экспертов, Ереван может использовать лишь с отмашки Москвы. 9 ноября 2020 года по Баку действительно была выпущена баллистическая ракета, но Россия и Азербайджан неизменно отрицали, что речь шла об «Искандере».

Недовольство бывшей советской державой подпитывается и туманом вокруг трехсторонней декларации, которая была подписана в тот же день президентом России Владимиром Путиным, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Несколько десятков строк для конфликта, который не удается урегулировать, несмотря на три десятилетия международных дипломатических усилий. Как бы то ни было, в нем отмечается, что российское военное присутствие вводится сроком на пять лет, но может быть продлено.

«Большая ошибка»

«В этом соглашении не определены мандат и полномочия российских миротворческих сил, – считает политический обозреватель и правозащитник Анар Маммадли. – Четвертый пункт декларации, который касается разоружения армянских сил в Нагорном Карабахе, не устанавливает четкого графика. Нет там и конечной даты подписания окончательного и подробного договора с Россией. Отсутствие четко прописанных деталей и графика на переговорах с Владимиром Путиным, который прекрасно умеет пользоваться дырами в соглашениях, стало большой ошибкой азербайджанской дипломатии».

Стремление режима задвинуть в сторону неразрешенный характер конфликта наталкивается на две главные проблемы. Гражданское общество требует ответов: в первую очередь это касается тысяч азербайджанцев из Нагорного Карабаха, которых выдворили из региона в ходе первой войны в начале 1990-х годов. Кроме того, все это стало оружием в руках азербайджанских оппозиционных течений (либералы, пантурецкие националисты и исламисты), которые из-за отсутствия доступа к официальным СМИ активно продвигают эту тему в соцсетях.

https://inosmi.ru/politic/20210312/249317354.html

Американское издание Eurasianet пишет о том, что карабахская война говорит о либеральном международном порядке?

Упадок либерального миропорядка и потеря интереса США к грандиозным долгосрочным стратегическим интервенциям в периферийных регионах позволили Баку одержать быструю и решительную победу в Карабахе. Автор рассматривает вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном как первую межгосударственную войну новой эпохи.

Распад старой системы межгосударственных отношений стал благом для Азербайджана, но подорвал позиции Армении. Будущее окутано туманом

Мы живем в эпоху неопределенности: порядок, который определял основные параметры международной политики с момента окончания холодной войны, сталкивается с беспрецедентными вызовами. Прошлогодний вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном можно рассматривать как первую межгосударственную войну этой новой эпохи, и поэтому его значение выходит за пределы Кавказа. Что последняя карабахская война может рассказать нам о судьбе того, что ученые-международники называют «либеральным международным порядком»?

Либеральный международный порядок – это сложившаяся после Второй мировой войны система межгосударственных отношений, которая поддерживалась американской мощью и обещала более мирный и упорядоченный мир, основанный на демократизации, международном праве и экономической интеграции. В Европе, где данные нормы были реализованы наиболее полно, этот порядок расширялся за счет НАТО и Европейского союза. Также были созданы такие организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы и другие, чтобы распространять блага либерального интернационализма на менее удачливые государства, оставшиеся за пределами этой расширяющейся зоны, включая Южный Кавказ.

До конца 2000-х этот порядок казался незыблемым. Но глобальный финансовый кризис 2008 года, последствия войн в Ираке и Афганистане, подъем Китая и рост популизма на Западе поставили его под сомнение. Доверие к обещанию обеспечить мир и процветание путем распространения либеральных ценностей быстро падало.

Тот факт, что самый кровавый и ожесточенный из всех «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве снова активизировался на фоне ослабления позиций либерального миропорядка, не был случайностью. Уменьшение значимости норм и ценностей, ранее доминировавших и воспринимавшихся как нечто само собой разумеющееся, сыграло значительную роль в его «размораживании».

Безусловно, позиции либерального международного порядка на Южном Кавказе всегда были относительно слабыми. Даже в случае с Грузией и Азербайджаном, между которыми сложились наиболее дружественные в регионе отношения, энергетическое сотрудничество и потоки инвестиций не переросли в более институциональную двустороннюю интеграцию. Более того, три государства региона предпочли взаимодействовать с основными «поставщиками» либеральных общественных благ – НАТО и ЕС – на спонтанной основе и в очень разной степени. Смертельная вражда между Арменией и Азербайджаном сдерживалась не приобретенным уважением к либеральным нормам, присущим международному праву, а, в немалой степени, равновесием, созданным Россией, которая с радостью предоставляла оружие обеим сторонам.

Сейчас существует четкое понимание того, что нарушило это равновесие между Арменией и Азербайджаном: руководство Армении в значительной степени – и с фатальными для себя последствиями – недооценило разницу между своими возможностями и возможностями Азербайджана, и стало проводить решительную внешнюю политику, которую не могло себе позволить. Армения также неверно оценила готовность и способность как России, так и Запада вмешаться в конфликт, а также была застигнута врасплох изменениями в региональной политике, включая, в первую очередь, гораздо более интервенционистскую внешнюю политику Турции. В совокупности все эти факторы позволили Баку начать войну и одержать решительную победу.

Но в описанной выше формуле отсутствует один элемент – то, как упадок либерального международного порядка сделал все это возможным. Подумайте, насколько изменилась картина за последние 10 лет.

В 2010 году США все еще были на Южном Кавказе силой, с которой приходилось считаться: они добивались для Грузии членства в НАТО, продвигали проекты по созданию энергетических коридоров между Азербайджаном и Европой в обход России, и принимали активное участие в работе Минской группы ОБСЕ, являющейся посредником в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Во всех трех столицах региона видели в созданном Евросоюзом незадолго до этого Восточном партнерстве, построенном на основе либеральной нормативной базы, столь желанный кратчайший путь к развитию. Кроме того, США – и в меньшей степени европейцы – были тогда в состоянии убедить Турцию, являвшуюся кандидатом на вступление в ЕС, продолжить «футбольную дипломатию» с Ереваном, т.к. она тогда считала, что вопрос ее безопасности связан с НАТО и неотделим от этого блока. Государства региона вынуждены были выбирать внешнеполитический вектор в ситуации, определяемой прямой конкуренцией между Россией с одной стороны, и Западом (в широком смысле) – с другой.

С тех пор прошло десять лет, и ситуация изменилась до неузнаваемости. Соединенные Штаты потеряли интерес к грандиозным долгосрочным стратегическим интервенциям в периферийных регионах и по большей части отказались от демонстративной приверженности «ценностям» во внешней политике. США почти не играли никакой роли в переговорах, связанных со Второй карабахской войной. Восточное партнерство переросло в серию спонтанных договоренностей с бывшими советскими республиками, которые теперь уже гораздо менее склонны принимать навязанные в одностороннем порядке пакеты модернизации и выбирают только те инициативы, которые их устраивают. Во время карабахского конфликта с его крупномасштабными нарушениями международного гуманитарного права реакция Брюсселя свелась к неэффективным выражениям «озабоченности». Падение влияния США и ЕС позволило державе средней руки – Турции – выбрать собственный, напористый внешнеполитический путь и самостоятельно предоставлять «спектр услуг» сателлитам в соседствующих с ней регионах.

Для небольших стран с гибкой внешней политикой и способностью играть на несколько фронтов, таких как Азербайджан, подобное развитие событий было благом. В частности, превращение Турции в автономного игрока дало Баку рычаги против России. Для небольших государств с более ограниченным выбором вариантов, таких как Армения, эти события оказались катастрофическими. В результате давно сложившейся ситуации, при которой Москва влияет на выработку Ереваном внешней политики и политики в сфере безопасности (что в немалой степени объяснялось глубоко укоренившимся историческим недоверием последнего к Турции), Армения оказалась гораздо менее подготовленной к быстрым и непредсказуемым изменениям в мире, где маневрировать в рамках простых, бинарных элементов прошлого – Запад или Россия, демократия или авторитаризм – было уже недостаточно.

Нечто преходящее или новая нормальность?

Последствия вышеописанного выходят далеко за пределы Южного Кавказа. В США вопрос заключается в том, в какой степени новая администрация, которая, судя по всему, в гораздо большей степени привержена принципам либерального международного порядка, сможет устранить ущерб, нанесенный институциональным и нормативным ограничениям, которые когда-то рассматривались региональными и внерегиональными игроками – причем не только на Южном Кавказе – как нечто само собой разумеющееся.

Произойдет ли в ближайшие годы возврат к шаблонам, существовавшим до Трампа, или сформируется новая, более сдержанная и менее интервенционистская внешняя политика? Была ли эпоха Трампа чем-то преходящим, просто промежуточным эпизодом, или она возвестила нечто более глубокое, структурное?

В любом случае вопрос о том, сможет ли новая команда в Вашингтоне успешно противостоять вызовам либеральному международному порядку (и если да, то как), будет иметь значение далеко за пределами Америки. Он будет иметь значение для наднациональных институтов, таких как ЕС, построенных на либеральных принципах и до сих пор демонстрировавших неспособность использовать более грубые политико-силовые инструменты (применение которых они пока в значительной степени передавали США через НАТО), необходимые в эти более нелиберальные времена. Он будет иметь значение и для держав средней руки, таких как Турция, и их способности расширять границы своей политической автономии в эпоху ослабления гегемонов.

Будет он иметь значение и для небольших государств, таких как Армения, Азербайджан и Грузия, определяя доступные им варианты в сфере внешней политики, поскольку расширение НАТО, жизнеспособность либеральных ценностей и формальные переговоры по Нагорному Карабаху – все это оказалось под вопросом. Наблюдаем ли мы попытку (из последних сил?) вернуться к старому, более прагматичное приспособление к новому, или что-то посередине, результат будет иметь большое значение для и без того сложных регионов, таких как Южный Кавказ.

Автор: Кеворк Осканян – почетный научный сотрудник Университета Бирмингема.

https://inosmi.ru/politic/20210312/249315025.html

Аналитический центр Carnegie Moscow Center опубликовал материал «Между невмешательством и бездействием. Как России реагировать на кризис в Армении»

Ситуация в Армении требует перезагрузки российско-армянских отношений. А для такой перезагрузки Москве нужен надежный партнер в Ереване. Пока в Армении нет внятной силы, способной сплотить расколотое общество и одновременно стать серьезным партнером и стратегическим союзником Москвы. Но ее нужно искать и при необходимости помогать ей.

Может ли в Армении появиться внятная сила, способная сплотить расколотое, усталое, разочарованное общество и одновременно стать серьезным партнером и стратегическим союзником Москвы? Пока этой силы не видно, но ее нужно настойчиво искать, а найдя, при необходимости помогать ей

Вслед за второй карабахской войной острый кризис уже внутри Армении заставляет российское руководство вновь обратить внимание на кавказского союзника – теперь с точки зрения его внутриполитической стабильности. В более широком плане речь, по-видимому, идет о том, где во внешней политике России должна проходить граница между невмешательством в дела соседей и безразличием к их внутренним делам.

Опасность пата

С тех пор как военные действия в Нагорном Карабахе остановились в ноябре 2020 года, Москва ставила перед собой несколько задач, чтобы закрепить свое присутствие в регионе. Главными среди них были – обеспечить режим прекращения огня в Карабахе и запустить под российской эгидой армяно-азербайджанский диалог с прицелом на экономические и инфраструктурные проекты. Также важно было ограничить военную роль Турции, чтобы та не выходила за пределы совместного с Россией удаленного мониторинга линии разграничения.

Достичь этих целей было проще, если в Ереване у власти сохранялось правительство во главе с премьером Николом Пашиняном, который подписал трехстороннее заявление от 10 ноября, остановившее войну. Свержение Пашиняна в тех условиях поставило бы перемирие под угрозу срыва, что, в свою очередь, подорвало бы правовую базу российского военного присутствия в Карабахе.

Четыре месяца спустя соглашение по Карабаху действует без существенных проблем. Российские миротворцы обустроились в новом для себя регионе, где фактически появилась вторая военная база РФ на Южном Кавказе. Заработал российско-турецкий мониторинговый центр в Агдаме. Диалог между Ереваном и Баку при посредничестве Москвы, хотя с огромным трудом, продолжается.

В то же время в самой Армении политическая нестабильность усилилась, стала хронической. Создалась патовая ситуация. Премьер Пашинян, на котором лежит ответственность за неудачную войну и потерю Карабаха, пользуется поддержкой меньшинства населения. Но и альтернатива ему – так называемый карабахский клан бывших президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна – отвергается большинством граждан.

В результате умелый популист Пашинян в, казалось бы, однозначно проигрышной ситуации способен держаться в кресле премьера. Паралич власти, однако, дорого обходится стране.

Москва уже давно дала понять своим союзникам и партнерам по ОДКБ и ЕАЭС, что она не будет стремиться решать за них их внутренние проблемы, да и во внешних делах будет действовать лишь строго в рамках своих обязательств. Кремль не только не организует перевороты, чтобы приводить к власти своих ставленников, но и недвусмысленно сигнализирует, что персоналии во главе союзных государств его интересуют гораздо меньше, чем конкретные российские интересы.

Такая эволюция подхода Москвы к бывшим союзным республикам – прежним окраинам империи – признак крепнущего реализма российской внешней политики в ближнем зарубежье.

Реализм, однако, не означает отстраненности, особенно когда речь заходит о российских интересах. На фоне унижения от военного разгрома и разочарования в действующей власти и оппозиции, в армянском обществе усиливается недоверие к России.

Москву упрекают за то, что она не поддержала союзника в ходе войны, хотя российские гарантии Армении никогда не распространялись на Карабах, о чем в Ереване было хорошо известно. За то, что Россия заняла позицию равноудаленного посредника между Ереваном и Баку, хоть это никогда не скрывалось, поскольку соответствует российским национальным интересам. За то, что Москва, как подозревают, благосклонно относится к политикам, свергнутым в 2018 году, и готова помочь им вернуться к власти, когда Пашинян доделает тяжелую и неблагодарную работу, связанную с закреплением последствий поражения в Карабахе.

В таких условиях России вряд ли приходится надеяться на то, что армянское общество будет ей благодарно за то, что она не допустила окончательного разгрома Армении и полного исхода армян из Карабаха.

Интересы России в Армении

Прежде чем понять, как действовать в этой ситуации, нужно разобраться в том, насколько важны для России отношения с Арменией в ключевых сферах – геополитике, безопасности, экономике и гуманитарных связях. Иными словами, нужно ответить на вопрос, стоят ли российские позиции в Армении того, чтобы их активно отстаивать.

В геополитическом отношении Армения как член ОДКБ и ЕАЭС является одним из немногих союзников и партнеров России на международной арене. В ООН и других форумах Ереван обычно голосует вместе с Москвой.

Эта поддержка не абсолютна: Армения не признала присоединение Крыма к России, как и независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Кроме того, Армения поддерживает хорошие отношения с США, а также Францией и другими странами ЕС, с которым Ереван заключил соглашения об экономической ассоциации и о присоединении к Восточному партнерству.

Участие Армении в организации коллективной безопасности и экономическом союзе не является критическим для этих объединений. Тем не менее, союзничество и партнерство с небольшим южнокавказским государством представляет политическую ценность для Москвы.

В военно-политическом смысле Эриванская губерния в XIX – начале ХХ века была российским плацдармом, выдвинутым в сторону Османской и Персидской империй. Во времена Холодной войны Армянская ССР была советским форпостом на границах с натовской Турцией и долгое время проамериканским Ираном.

После распада Советского Союза ситуация коренным образом изменилась. Россия располагает военной базой в армянском Гюмри, но основное предназначение этой базы состоит в том, чтобы физически гарантировать безопасность Армении от недружественных соседей – Турции и Азербайджана.

Рубеж безопасности России в кавказском регионе проходит по южным границам самой РФ и границам ее фактических военных протекторатов – Абхазии и Южной Осетии. Российская 102-я база в Армении выдвинута далеко на юг, доступ к ней возможен только через территории или воздушные пространства государств, чья дружественность по отношению к России либо полностью отсутствует (Грузия), либо условна (Азербайджан, Турция, Иран).

Разумеется, военно-политическое присутствие РФ в Армении способно приносить России определенную пользу, стабилизируя ситуацию в регионе. Для Армении это присутствие – гарантия внешних границ государства.

Более того, после второй карабахской войны Армения превратилась в тыловую базу российской миротворческой операции в Нагорном Карабахе. Само же российское военное миротворчество в регионе позволяет Москве контролировать опасный очаг непотушенного конфликта, который способен, как мы недавно видели, привлекать на Кавказ боевиков и террористов со всего Ближнего Востока и даже вести к прямому столкновению России и Турции.

В определенных условиях позиция в Армении может стать для России базой для антитеррористических операций в регионе Ближнего Востока. Таким образом, военное присутствие России в Армении и Нагорном Карабахе – то есть на территории Азербайджана – имеет существенное значение для безопасности РФ на кавказском направлении.

В экономическом отношении Армения – небольшая величина. В списке торговых партнеров России она находится где-то в середине пятого десятка. Армения, однако, обладает немалыми интеллектуальными ресурсами, а благодаря диаспоре – широкими связями с партнерами на Западе и Ближнем Востоке.

Армянский бизнес в широком смысле слова может быть интересным партнером для бизнеса российского в ряде сфер – от информационных технологий до банковского дела. В условиях санкционного давления Запада на Россию это сотрудничество может представлять определенный интерес.

Наконец (не по важности), в гуманитарном плане Россия и Армения тесно связаны. В России проживает, по разным данным, от 1,2 до 2 миллионов армян. Исторически православная Россия была защитницей армянских христиан, а многие выходцы из Армении – государственные деятели, военачальники, ученые, музыканты, художники – играли выдающуюся роль в истории российского государства, были истинными патриотами большой России.

В России сегодняшней, как продемонстрировали события 2020 года, нет «армянской партии», как нет и других этнических лобби, способных решающим образом влиять на внешнюю политику. Это однозначно хорошо, так должно оставаться и впредь, но игнорировать чувства значительной группы соотечественников российская власть не может и не должна.

Этого краткого перечисления достаточно для иллюстрации тезиса о существенной, хотя и не критической, значимости Армении для России. Внешняя политика Москвы основана, конечно, не на эмоциях и исторических воспоминаниях, а на базовых ценностях государства и конкретных национальных интересах. Будучи на тактическом уровне прагматичной, она призвана поддерживать стратегическое равновесие между своими многочисленными страновыми направлениями.

В случае Южного Кавказа, наряду с тесными связями с Арменией, которые необходимо сохранять и развивать, России важны отношения с соседним Азербайджаном и региональной державой Турцией. Пускай эти отношения качественно иные, чем с Арменией, но они, очевидно, не менее значимы.

Конструктивное невмешательство

Москва, безусловно, должна уважать суверенитет армянского государства, судьбу и политический выбор которого определяет армянский народ – и только он. Отказ от диктата, от грубого навязывания своей воли партнерам и союзникам прочно утвердился как принцип российской постсоветской политики.

В то же время полностью отстраняться от процессов, идущих у близких соседей, неправильно. Опыт последних трех десятилетий свидетельствует, что эффективная политика требует постоянного контакта со всеми значимыми политическими и общественными силами в союзных странах, а не только с теми, которые находятся у власти или имеют особые связи с Москвой.

За своими рубежами Россия должна поддерживать не конкретные силы или отдельных лиц, а свои собственные интересы. Далеко не всегда те, кто больше всего хотят понравиться Москве или чьи материальные интересы больше всего связаны с Россией, являются наиболее эффективными партнерами для РФ. Нужно внимательно отслеживать движения политических элит и контрэлит в соседних странах, чтобы отмечать для себя наиболее перспективных партнеров.

Максимального расширяя контакты, российские посольства в странах ОДКБ и ЕАЭС могут повысить свой авторитет и принимать более активное участие в выработке Москвой соответствующих внешнеполитических решений. Значение посольств РФ в Минске и Нур-Султане, Бишкеке и Душанбе, а также – не в последнюю очередь – в Ереване нужно существенно поднимать. Эти бывшие республиканские центры стали для Москвы в новых условиях важнее многих европейских столиц.

Ситуация, складывающаяся по итогам карабахской войны и внутриполитического кризиса в Армении, требует перезагрузки российско-армянских отношений. А для такой перезагрузки Москве нужен надежный партнер в Ереване. Надежный не значит во всем податливый: такой не удержит страну и только повредит интересам России. Опираться можно только на что-то твердое и устойчивое.

Ни Пашинян, ни Кочарян-Саргсян по разным причинам, к счастью или к сожалению, не могут стать такими партнерами. Может ли в Армении появиться внятная сила, способная сплотить расколотое, усталое, разочарованное общество и одновременно стать серьезным партнером и стратегическим союзником Москвы? Пока этой силы не видно, но ее нужно настойчиво искать, а найдя, при необходимости помогать ей. 

https://inosmi.ru/politic/20210305/249275618.html

Источник: Dialogorg.ru

Поделиться

Интересное

Возврат к списку