СРАЖАТЬСЯ И ЛЮБИТЬ - Новости

11 июня в Ереване Организация ДИАЛОГ проведет презентацию книги писателя, журналиста и общественного деятеля Виктора Коноплёва «Небо Армении» с участием автора. Книга вышла в Книжной серии ДИАЛОГ при содействии общественного деятеля и мецената Гора Караханяна. Накануне презентации Dialogorg.ru представляет рецензию поэта, прозаика и искусствоведа Елены Крюковой на книгу Виктора Коноплёва «Небо Армении».
О книге Виктора Коноплёва "Небо Армении"
Как рождается поэт? Непредсказуемо для мира.
Поэзия - материя крылатая, небесная, труднообъяснимая; её не измеришь рациональными приборами, она - обиталище Ангелов, и, может быть, существованием поэзии среди людей прощаются их грехи, умиротворяется жестокость, становится слышнее мелодия любви.
Виктор Коноплёв, поэт, живёт в Нижнем Новгороде. Далека от Нижнего солнечная Армения, земля Ветхого Завета, земля древнего царства Урарту. Но совершается чудо любви - и сжимаются пространства, и смещаются и наплывают друг на друга далёкие времена.
И, главное, в родственном объятии соединяются народы - два народа, две великие реки цивилизаций и культур: народ русский и народ армянский.
Есть магия в тенистом слове "джан"...
Наполненное жизнью и любовью,
Оно - сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.
В нём красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей - душе отрада. (...)
В новой книге Виктора Коноплёва - эта светоносная идея, это чувство любви и единства: именно оно стало концепцией всей книги, её образным наполнением и её путеводной звездой. Виктор, за те долгие годы, что он посвятил изучению Армении и её великой, богатейшей культуры, дружбе с творческими людьми Армении, поездкам в Ереван, в Нагорный Карабах и в другие места любимой страны, понял Армению сердцем. В книге "Небо Армении" нам явственно слышно биение сердца поэта.
И сердце отвечает на боль и страдания братьев, бьётся в унисон с сердцами новых армянских мучеников.
Армяне пережили в своей истории много трагедий; достаточно вспомнить геноцид 1915 года, великий исход армян с Кавказа и расселение их по разным странам мира, когда они спасались от верной смерти у себя на родине... И сейчас трагедия не оставляет многострадальную землю. Виктор Коноплёв не может не откликаться на эти мучения, не может не присоединить свой голос к мощному хору земных голосов, раздающихся в защиту армянского народа...
Поэт видит сны. И сны эти могут дышать Библейской атмосферой.
И во снах тех можно прошлое превратить в неведомое будущее.
Опять во сне я видел Арарат,
его вершины в одеянье снежном.
И понял я, что лишь тогда богат,
когда живу, неся в душе надежду,
что этот кладезь мудрости времён
откроет людям свою душу снова,
и в мире, от невежества больном,
появится надёжная основа.
Ну, а пока мы только валуны!
Лишённые отеческой опоры,
мы падаем к подножию страны,
которую у нас отняли воры.
И это большая из всех утрат,
которая мне не даёт покоя.
Во сне я снова видел Арарат...
Жаль, в жизни я пока не встретил Ноя.
Арцах - одна из драгоценностей Армении, и Виктор, вслед за Робертом Бёрнсом, мог бы воскликнуть: "В горах моё сердце, доныне я там!.." И - восклицает... Армения - христианская страна, Христос и Христов Крест здесь так же, как в России, соседствуют с древними хачкарами - символами-знаками солнцеворота и колеса Времени; вратами в давно канувшие эпохи высятся в горах мощные монастыри и маленькие храмы, и, переступая их порог, мы погружаемся в едва чувствуемое тепло исчезнувших веков - вот так же, как мы, здесь стояли люди, молились, плакали, благодарили, надеялись...
Всё продолжается. Мы - это они. Они - это мы.
(...) Мой Арцах, я частичка твоя, как и множество тех,
Кто веками тебя защищал, жил единой судьбою.
Все дороги к тебе приведут, ведь за сменою вех
Та же кормит земля, те же ветры шумят над главою.
Арцах!
Я услышал от птицы, летящей в седых облаках.
Арцах!
Как морзянка пульсирует кровь в напряжённых висках.
Арцах!
Твой народ, как святыню, хранит это имя в сердцах.
Арцах!
Сбереги свою душу родную, отец, в бесконечных веках!
В человеке притягательнее всего не грех, а святость. Не грязь, а хрустальная чистота души. Не беспорядочные метания, а внутренний порядок, гармония, духовный Космос. Это и есть та сила Духа, которая творит героев из простых людей и ведёт вперёд не только одного тебя, но весь твой народ.
Мужество народа! Вот о чём говорит в своей книге Виктор Коноплев, и сейчас это мужество нужно и армянам, и русским, да и людям во всём мiре, кто борется за свободу и правду, за Бога и родную землю, за старшее поколение и малых детей, за неизбывную красоту любимой, родной природы, могучих ландшафтов Кавказа. И это мужество в душе человека пребывает рядом с неизбывной нежностью. Рядом с таинственной музыкой, что звучит в светящихся, перламутровых, поднебесных строфах:
(...) Вместе с радостью скорбная нота,
С благодатью - печаль и тоска.
В этой музыке - вера народа,
Что хранит его душу века.
Сколько раз рвали струны у скрипки,
Но она под охраной Христа.
"- Знай, мой друг, - молвил Ангел с улыбкой, -
Скрипка Господа - наш Айастан..."
Играет Ангел златокудрый мой
На скрипке Господа мотив чудесный.
Останется Армения со мной,
Пока звучит в душе Господня песня.
Плач скрипки Господа у нас в крови,
Передаём его своим мы детям.
Дай, Господи, Армении любви,
Пока Ты с нами, мы живём на свете.
Что является первопричиной войны? Как понять и как прекратить, остановить вражду?
Давно подмечена древняя эмоциональная цепочка, разрушающая Божии нравственные законы: зависть - злоба - ненависть - месть - война. А война, это уже подлинная народная трагедия. И часто её бывает трудно остановить.
Поэт не только о любви поёт, счастливой или неразделённой; он открыто и громко говорит нам о бедах, ужасах, крови и смерти. Но человек, в особенности художник, поэт, творец, так устроен, что он, внутри строк своих, внутри красок и нот, становится невольным врачом, внимательным целителем, пытается излечить социальные страдания, нащупать путь, который из трагической тьмы выведет к свету.
Не только в стихах Виктор обращается к такому способу духовного излечения; в своей прозе, в письмах, в очерках, в путевых заметках он фиксирует моменты, на которые важно и нужно опереться ищущему правды человеку.
В эссе "Ашот Бегларян: человек, объявивший войну войне" Виктор Коноплёв приводит высказывания самого Ашота Эрнестовича о дороге своей судьбы. Вчитаться, вдуматься в эти слова необходимо...
"– На долю моего поколения выпала военная судьба. После двух лет службы в советской армии мои ровесники сразу же оказались в горниле четырёхлетней кровавой бойни… Война, увы, не завершилась по сей день. И, думаю, неудивительно, что она является лейтмотивом моего творчества.
Как это ни странно звучит, но в какой-то мере мне повезло как писателю, ибо война даёт богатый материал, пищу для размышлений. Я стремлюсь использовать негативную энергетику войны против неё же, показать всю неприглядность войны, вместе с тем рассказать о лучших представителях народа, о героях, о том, что в экстремальных условиях сполна проявляются и лучшие человеческие качества. Я внимательно наблюдаю за происходящим и пытаюсь отразить, переосмыслить все в своих рассказах.
В те годы, в период самых тяжёлых испытаний у нас был беспрецедентный дух единства самоотверженности, взаимной выручки, готовности пожертвовать не только куском хлеба, но и собой во имя общенациональных, общенародных идей, ради брата, друга, соседа, ради ближнего своего…"
Так, с сердцем, полным любви к Армении, Виктор Коноплёв стал жить между Арменией и Россией. Конечно, это непросто; жизнь становится посвящённой двум Родинам - и сейчас для Виктора родина и Нижний Новгород, и Ереван, и Арцах, и Степанакерт. Бесценным для поэта явилось открытие мощного чувства единства, единения народа, когда в одном человеке, в лице его, во взгляде можно увидеть отражение многих жизней и судеб: светится в глазах прохожего, встреченного на улице, свет всего народа, одновременно и страдающего, и упрямо, героически идущего к радости.
"Оду к Радости" на слова Шиллера написал Людвиг ван Бетховен в финале Девятой симфонии. Книга Виктор Коноплёва "Небо Армении" - такая музыка, такая гармония слов и чувств, что искренне и страстно направлена к радости.
И диалог поэта с древним хачкаром в стихотворении "Прикосновение к Арцаху" - тоже вектор, ведущий к радости через все земные, суждённые страдания:
(...) Взгляни, мой друг. Ты видишь эти горы?
Знакомься. Мрав. С собратьями просторы
Родной страны из века в век хранит.
Он видел, как здесь первый неофит
С Егише и Дадо общался с Богом,
Как к Амарасу строилась дорога,
Как возводились Гандзасар, Урек.
Здесь каждая вершина, человек,
На живописном карабахском плато
Тебе поведает, какую плату
Платил Арцах за мир и честь свою.
Как в прежние столетия молю:
В дни радости и время непогоды
Храни, Господь, Арцах с его народом!
За пролитые пот его и кровь
Наградой будет пусть Твоя Любовь!
Хачкар умолк. Я под своей рубахой
Биенье сердца ощутил Арцаха.
***
Мы делим огромное, непознаваемое Время на три великих фрагмента: на то, что уже прошло, на то, что есть сейчас, и на то, что ещё только будет - завтра, там, за поворотом, за горной скалой, в чистых небесах. Большая часть Времени лежит у нас за спиной. И мы не можем целиком окинуть его взглядом, досконально, до мельчайшей детали, познать и понять. История земли и народа тает в тумане веков. Однако остаются героические поступки. Высокие идеи. Магия великих личностей. Народная музыка. Свод летописей. Космос искусства. Древние храмы.
И остаётся язык, древнейший, мощный и музыкальный армянский язык; и ведь язык равен народу, это и есть народ.
И именно языком, его звучанием, его мелосом, его поэтикой связываются воедино разрозненные времена.
А русский язык и армянский язык - духовные братья. В незапамятные времена русская поэзия обратилась к армянской культуре; русские поэты, видя Армению воочию, посвящали ей стихи, оды, песни. Так устанавливалась, в поэтической поднебесной сфере, связь двух народов. Виктор Коноплёв продолжает эту стезю любви и всемерного понимания Армении, традиционную для русской поэзии: кроме авторских стихотворений, здесь мы найдём и стихотворные переводы армянских авторов. Одновременно скорбью и просветлением полно стихотворение "Звезда надежды" Роберта Есаяна в переводе В. Коноплёва:
Как факел освещаешь путь,
Мечту спасая.
Твой взгляд, как розы аромат,
С тоской вдыхаю.
Мой ссыльный брат,
В полях пространств
Горит лампада,
Безвинных арестантских душ
Слёз водопады.
Армянский благодетель наш,
Спадут оковы.
В горах арцахских тебя ждут
Дары Христовы.
Слова – пощёчины судьбы,
Раскаты грома.
Всё это жертвенной душе
Давно знакомо.
Мой ссыльный брат,
Глаза твои –
Надежды звёзды,
Указывают путь во тьме. (...)
Поэт осуществляет сакральную миссию соединения, связывания, слияния воедино исторических эпох, памятных судеб, живых людей - современников, их печалей и радостей, их надежд и упований. Так два народа в пространстве общеземной культуры становятся двумя Ангельскими крыльями, двумя ладонями Единого Бога.
В бытность свою в Москве я дружила с прекрасным литератором Кимом Бакши, сделавшим богатый вклад в культуру Армении, с замечательной поэтессой, тончайшим лириком Сэдой Вермишевой; они дарили мне свои книги, я читала их и понимала, каких высоких духом людей рождает Армения. Они и впрямь высоки душой и сердцем, как снеговые недосягаемые горы Кавказа. И так же, как горы, покрытые вечными снегами, они сверкают всеми лучами солнца, всеми цветами радуги, и колорит каждой великой личности - как переливающийся всеми красками бытия колорит полотна Мартироса Сарьяна:
Армении зов слышу в сердце я,
К ней вслед за солнцем я протягиваю руки,
Так нестерпимо долго с нею быть в разлуке.
Армения - подарок бытия!
Там в зное дня и в звёздности ночей
Я заряжаюсь первозданной её силой
И наслаждаюсь, словно голосом любимой,
Целящей песней, что поёт ручей.
А в Хор Вирапе, за рекой Аракс,
Когда светило направляет день к постою,
Шакалы громко проклинают свою долю,
Их жалкий вой я слышал там не раз.
И на рассвете старец Арарат
Благословляет древний мир потомков Ноя.
И видел я, как над его седой главою
В священном танце ангелы кружат.
Веди меня, Господь, к нему, веди!
И с нами будь на праведном пути.
Есть люди, сшивающие золотыми нитями своего творчества культуры, города, народы, века, времена.
Таков Виктор Коноплёв. Его совокупный вклад в армянскую и русскую культуры невозможно переоценить.
Художнику надо иметь мужество не только оплакать, но и защитить. Не только молиться, но и сражаться. Виктор Коноплёв - воин Духа; своими стихами, своими раздумьями, всеми своими деяниями, направленными на дружбу и братство обеих наших стран, он говорит нам о том, что свои святыни и своих любимых надо защищать. Надо за них бороться.
Надо их всем сердцем - любить.
Небо Армении - мой третий глаз
Цвета любви с горьким вкусом полыни.
Глядя в него, прикасался не раз
Робкой душой я к великой святыне.
В небе Армении гордым орлом
Духом свободы, летя, наслаждался,
В этом огромном пространстве живом
След моих глаз, как автограф, остался.
Небо Армении - книга времён,
В ней я прочёл об истоках и смыслах,
Слыша смех радости, горести стон.
Знание то в моём сердце и в мыслях.
Я принимаю небес широту,
И растворяюсь в нём капелькой влаги,
Веря в спасение и в доброту,
И в продолженье Божественной саги.
Елена Крюкова
Специально для Dialogorg.ru