Dialogorg.ru: Не все дороги ведут в Грузию - Новости

8 марта 2021
440
Dialogorg.ru: Не все дороги ведут в Грузию
Один из устаревших стереотипов гласит, что Грузия - это перекресток торговли и культуры, место, где Восток пересекается с Западом. Осенью прошлого года война между Арменией и Азербайджаном пошатнула торговую составляющую данного стереотипа. 

С тех пор, как три закавказские страны получили независимость от Советского Союза в 1991 году, Грузия, пожалуй, стала главной магистралью для транснациональных торговых перевозок на Южном Кавказе. На узкой горной дороге к северу караваны армянских грузовиков постоянно застревают, пытаясь въехать в Россию. По главной автомагистрали с востока на запад между Турцией и Азербайджаном курсируют грузовики. Грузовые поезда курсируют через Грузию в порты Черного моря и обратно.

По некоторым оценкам, на каждый миллион тонн транзитного груза Грузия получает 5 миллионов долларов налоговых поступлений. «От 10 до 11 миллионов тонн грузов в год проходит через Грузию по железной дороге, и от шести до семи миллионов тонн - по автомобильным дорогам», - сказал Паата Цагареишвили, руководитель тбилисского аналитического Центра исследования транспортных коридоров.

Транспортировка и хранение составляют 7 процентов скромной экономики Грузии в 17,5 миллиардов долларов. Другие секторы, такие как гостиничный бизнес и строительство, также получают выгоду.

Роль Грузии в качестве экономических ворот определялась политикой, а также географией. Война в Карабахе начала 1990-х годов закрыла границу между Арменией и Азербайджаном. Впоследствии Турция закрыла границу с Арменией. В Грузии также есть свои отколовшиеся регионы, в которые трудно или невозможно попасть из собственно Грузии. Товары, проходящие через Южный Кавказ, должны обходить эти конфликтные зоны.

Но вскоре на Южном Кавказе может появиться не один большой перекресток.

За 44 дня боев прошлой осенью Азербайджан взял под контроль часть Нагорного Карабаха и прилегающие территории. Перемирие при посредничестве России по данным азербайджанской стороны, "от Армении требует предоставить Азербайджану проход через анклав Нахчыван", зажатый между Арменией, Турцией и Ираном. Это свяжет Азербайджан со своим главным союзником и ключевым экспортным рынком, Турцией, которая объявила о планах строительства железнодорожного сообщения. По оценкам в Баку, строительство железной дороги Турция-Армения-Азербайджан обойдется в 434 миллиона долларов.

На встрече в январе лидеры Армении, Азербайджана и России договорились возродить советские дороги, соединяющие Нахчыван со столицами Армении и Азербайджана. Это могло бы обеспечить Армении железнодорожное сообщение с Россией впервые после распада Советского Союза.

Поражение Армении в войне на данный момент ввергло страну в политический кризис. Но в долгосрочной перспективе эти транспортные планы могут превратить Армению из изолированной страны, «эффективно» блокированной с двух сторон, в центр транзитных маршрутов, соединяющих такие крупные рынки, как Турция, Иран и Россия.

В Тбилиси опасаются, что эти новые маршруты отберут часть ценных транзитных грузов.

«В этом мире нет ничего постоянного, и рано или поздно почти монополия нашей страны в регионе должна была прекратиться», - написал Торнике Шарашенидзе, политолог Грузинского института общественных дел. Однако он считает, что опасения Грузии преувеличены.

«Материковый Азербайджан, вероятно, довольно скоро будет соединен с Нахчываном, но маловероятно, что только эта линия сможет удовлетворить торговые и транспортные потребности Азербайджана и Турции», - написал Шарашенидзе.

Более серьезный вопрос - коридор север-юг. На создание таможенной инфраструктуры и восстановление несуществующих участков железной дороги советских времен из Еревана в Россию в качестве альтернативной дороги через Грузию потребуется время. Заботы о безопасности также, вероятно, будут сдерживать планы и могут объяснить неоднозначную реакцию в Армении.

«Даже в советские времена поезда, идущие из Армении через Нахчыван, забрасывались камнями, а поезда ходили с разбитыми окнами», - заявил российской газете «Московский комсомолец» глава Демократической партии Армении Арам Саркисян. По его словам, из-за печальной истории армяно-азербайджанских отношений Ереван скептически относится к обещаниям Баку о безопасном проходе.

Есть также опасения по поводу способности Армении вести переговоры о тарифах на перевозки через свою территорию. Более сильные державы строят планы от имени Армении, сообщил Sputnik Армения директор Института энергетической безопасности Ваге Давтян.

И переведут ли армянские экспедиторы свои грузы в Россию с грузинской дороги на более протяженную азербайджанскую железную дорогу? «Железная дорога будет объездной на 500 километров», - сказал Eurasianet.org Цагареишвили из Центра исследования транспортных коридоров.

Пшеница, основной экспорт России в Армению, поступает из российского черноморского региона. Переход на железнодорожный транспорт означал бы сделать длинный объезд на восток, вокруг Кавказских гор, направиться на юг в Баку, а затем вернуться через весь Азербайджан, южную Армению и Нахчыван, прежде чем повернуть на север, в Ереван.

«Я также не ожидаю, что ключевые товары армянского экспорта в Россию, такие как бренди, пойдут в столь долгую экспедицию, когда есть гораздо более короткий путь через Грузию», - сказал Паата Цагареишвили.

Некоторые грузинские политические деятели и представители гражданского общества говорят, что страна должна действовать быстро, чтобы улучшить свою транзитную инфраструктуру, а также активизировать дипломатические отношения со своими соседями, чтобы сохранить свою роль транзитного узла. «К сожалению, объемы транзита через Грузию в последние несколько лет практически стабилизировались. Нам нужно искать новые способы увеличения транснациональных перевозок и сохранения конкурентоспособности », - сказал Цагареишвили.

А бывший министр обороны Тина Хидашели заявила Netgazeti, что «Грузии необходимо активно работать с Турцией и Азербайджаном», чтобы сохранить свою роль транзитного узла.

Оптимисты говорят, что даже если Грузия потеряет часть доходов, в конечном итоге все выиграют от стабильности, которую могут принести новые транспортные сети.

«Если отбросить моральные аргументы, даже с прагматической точки зрения, Грузия также выиграет в долгосрочной перспективе, если Баку и Ереван сумеют хотя бы в какой-то степени нормализовать свои отношения», - написал Шарашенидзе.

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку