Dialogorg.ru: В Абхазии всерьез готовятся к восстановлению железнодорожного сообщения с внешним миром - Новости

7 марта 2021
443
Dialogorg.ru: В Абхазии всерьез готовятся к восстановлению железнодорожного сообщения с внешним миром
Вторая нагорно-карабахская война пошатнула статус-кво на Кавказе, и одним из результатов стало предстоящее открытие транспортных связей. Не желая оставаться изолированным и разобщенным, политический класс Абхазии настаивает на возобновлении работы своей давно бездействующей железнодорожной линии, идущей из Сочи в Армению и Турцию. Об этом пишет Dialogorg.ru, ссылаясь на Open Caucasus Media.

11 февраля делегация абхазских депутатов отправилась в Москву для обсуждения открытия железнодорожного сообщения, соединяющего Россию с Грузией, Арменией и Турцией через Абхазию. Депутаты обратились в Государственную Думу России, абхазскую диаспору в Турции, а также в армянскую диаспору в Абхазии с просьбой помочь лоббировать их инициативу, которая исходит из того, что связи между Турцией, Арменией, Азербайджаном и Россией, похоже, должны восстановиться после второй войны в Нагорном Карабахе. Их цель - включить Абхазию в новую сеть транзитных коридоров Южного Кавказа.

Депутат парламента Абхазии и инициатор обращения Астамур Логуа заявил телеканалу Abaza TV, что абхазская железная дорога будет иметь преимущества перед предлагаемым маршрутом из российского Дагестана в Турцию через Азербайджан и Армению.

Он сказал, что близость Абхазии к Турции играет в пользу Абхазии и Грузии, поскольку их участок железной дороги будет намного короче для российско-турецкой торговли.

«Порты Краснодарского края перегружены», - сказал он, отметив огромный объем грузооборота между Турцией и Россией.

Что касается политического аспекта, Логуа утверждал, что Абхазия должна продемонстрировать готовность строить отношения «со всеми странами региона».

«Мы живем в одном регионе - Россия, Абхазия, Грузия, Азербайджан, Армения, Иран, Турция. Почему какие-то силы с других континентов должны вмешиваться в наш регион? Чтобы создать здесь напряженность?», - сказал Логуа.

Он сказал, что Абхазия не желает быть яблоком раздора на Южном Кавказе, и даже предложил «форум государств региона».

«По-прежнему существует неофициальная идея проведения региональной конференции, ее можно было бы назвать« За мирный Южный Кавказ », на которой депутаты из стран-участниц могли бы встретиться и решить острые и вызывающие разногласия вопросы в регионе».

«По крайней мере, одним из хороших результатов было бы то, что никто извне не придет и не внесет разлад в мирную и спокойную жизнь в нашем регионе», - сказал Логуа.

Как пишет oc-media.org, возможный абхазский транзитный коридор обсуждался в разные моменты на протяжении последних двух десятилетий. Однако до сих пор эта инициатива никогда не исходила от абхазских политиков.

В 1995 году была создана рабочая группа по восстановлению железной дороги. Этот вопрос был снова поднят в 2003 году при участии европейских наблюдателей. Последний раз вопрос обсуждался в 2010 году.

По словам Сергея Шамбы - бывшего премьер-министра, который сейчас является секретарем Совета безопасности Абхазии и председателем партии «Единая Абхазия», обсуждение абхазской железной дороги заходило в тупик по политическим причинам каждый раз, когда оно инициировалось ранее.

Он сказал, что препятствия не исходили ни из Сухума (Сухуми), ни из Тбилиси.

«В какой-то момент была создана трехсторонняя российско-абхазско-грузинская комиссия, но это ни к чему не привело. Основная причина заключалась в том, что грузины настаивали на том, чтобы название железной дороги было «абхазский участок грузинской железной дороги». Мы были против. Но такие вопросы можно было решить, если бы было желание», - сказал Шамба местным СМИ.

По словам Шамбы, возникли вопросы, связанные с тем, что «некоторые могущественные страны» были заинтересованы в «отрезании России» от Южного Кавказа. Он сказал, что, ограничивая влияние России и закрывая транзитные коридоры Север-Юг, можно создать новые коридоры Восток-Запад.

Шамба утверждал, что новый статус-кво привел к перегруппировке геополитических сил, когда российский фактор уже не так актуален.

По его словам, это может сделать перспективы транзита через Абхазию и Грузию намного более реалистичными.

«Для того чтобы мирный процесс охватил весь Кавказ и поманил к началу новых отношений, которые отправят конфликты и ненависть в прошлое, все стороны должны участвовать в общих экономических, торговых, культурных и любых других совместных действиях », - сказал Шамба.

Абхазский политический истеблишмент в целом положительно оценивает перспективы создания абхазского транзитного коридора. Однако есть нюансы, которые вызывают дискомфорт у некоторых политиков.

Члены оппозиционной партии «Амцахара» заявляют, что уверены в том, что при соблюдении абхазской терминологии такой транзит положительно скажется на экономике страны, и такую возможность нельзя упускать.

Автандил Сурманидзе, член политсовета Амцахары, заявил местным СМИ, что если бы железную дорогу называли «абхазской железной дорогой», а не «участком грузинской железной дороги», партия не видела бы других проблем.

Коммунистическая партия Абхазии также поддержала инициативу депутатов. Председатель партии Бакур Бебия говорит, что хочет, чтобы Абхазия была «открытой страной», и транзит является средством для достижения этой цели.

«Главное политическое достижение народа Абхазии - это свобода, и она всегда останется неприкосновенной. Сегодня мир другой, и у Абхазии есть возможность стать открытой страной. Важно укреплять торговые, экономические и гуманитарные связи [на благо Абхазии] », - сказал Бебия.

Менее оптимистично настроен лидер партии «Форум народного единства Абхазии» Аслан Барциц. Он сообщил местным СМИ, что в Абхазии слишком много нерешенных проблем, особенно в области энергетической безопасности.

«У нас едва хватает электричества для себя. Только представьте, какой огромный и энергозатратный проект представляет собой железная дорога », - сказал Барциц.

Еще одна проблема, которую некоторые поднимают, - это сама абхазская железнодорожная инфраструктура. В 2010 году Россия предоставила правительству Абхазии ссуду на 2 миллиарда рублей (27 миллионов долларов) на ремонт участков железной дороги - ссуду, которую они все еще выплачивают.

Между тем железнодорожные пути снова нуждаются в ремонте, и без серьезных вложений транспортировка тяжелых грузов по ржавым рельсам была бы невозможна.

Другим потенциальным камнем преткновения и, возможно, наиболее трудным для преодоления, будет получение согласия правительства Грузии.

Аслан Барциц сказал, что, по его мнению, правительство Грузии вряд ли будет взаимодействовать с Абхазией так, как ожидает большинство абхазов. Он предсказал, что в ближайшее время в Тбилиси не будет подписан ни один документ, в котором железная дорога называлась «Абхазской железной дорогой».

«Готова ли сама Грузия к транзиту через свою территорию? Ведь ей придется подписывать документы с Республикой Абхазия, указанной как равноправный партнер. На данный момент Грузия заявляет, что Абхазия является оккупированной страной и ее необходимо деоккупировать. Для нас нет смысла разговаривать с таким партнером сегодня », - сказал Барциц.

«Грузию поддерживает Запад, США. Грузия ничего не сделает. Точнее, нельзя будет делать ничего, что противоречит интересам Запада », - сказал Барциц.

Но Астамур Логуа, инициатор плана, остается более оптимистичным, настаивая на том, что открытие железной дороги также будет в интересах Грузии.

«Грузия потеряет большое транзитное значение из-за разблокирования [армяно-азербайджанской границы]».

«Я очень надеюсь, что наступит момент, когда и наш регион будет разблокирован», - сказал Логуа.

Он сказал, что Абхазия и Грузия всегда будут близки географически, и рано или поздно им придется улучшать свои отношения.

«Чтобы не вырастить еще одно-два поколения, ненавидящих друг друга, чтобы не обмануть своих детей, великие патриоты грузинского общества должны сначала прийти к власти в Грузии. И они должны взять на себя ответственность и начать говорить правду. И правда в том, что абхазский народ древний, что у него испокон веков была государственность, и теперь она восстановлена. Они должны извиниться [за войну], и мы сможем установить мирные добрососедские отношения », - сказал Логуа.

Какую позицию выбрала на этот счет правительство Грузии, пока остается неясным. Зураб Абашидзе, специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией, сообщил OC Media, что вопрос восстановления железной дороги в последнее время не обсуждался.

Он добавил, что позиция правительства по-прежнему заключается в том, что этот вопрос может обсуждаться только в рамках «процесса восстановления территориальной целостности Грузии».

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку