Пять версий происхождения Эрдогана - Новости

15 марта 2018
12745
Пять версий происхождения Эрдогана

Личность президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, пожалуй, является одной из самых обсуждаемых в мировой прессе. В последние годы биографию политика изучают и в академических кругах, пытаясь выяснить этническое происхождение одиозного турецкого лидера. 

Доказано, что этноментальные особенности определяют поведение и характеристику того или иного человека. В этом контексте интересны наблюдения специалистов, изучающих этнопсихологические проявления политических деятелей.

Турецкие научные круги также проявляют интерес на тему генеалогических исследований своих политиков. Однако зачастую такие работы не получают общественную огласку и это понятно. Ведь в Турции все граждане считаются “турками”, между тем точного этнического определения, кто же они современные турки не существует. 

В период расцвета Османской Империи, когда протекали интенсивные ассимиляционные процессы, идентичность во многом определялась религиозным фактором.
В современной Турции многие этнические группы продолжают идентифицировать себя по религиозному признаку. 

Так, зачастую тюрки, исповедующие крайнюю форму шиизма, называют себя алевитами, сближая себя с заза-алевитами, проживающими в районе Тунджели- Элязыга. А курды-сунниты, проживающие в окружении тюрок-суннитов в Анкаре или в Конье называют себя “турками”, что в представлении курдов, живущих в этом регионе, означает быть суннитом.   

Многие районы Турции отличаются этническим и религиозным многообразием.
В этом плане можно отметить и восточную часть турецкого Причерноморья.
Предки нынешнего президента Эрдогана - выходцы именно с этого региона.

По данным официальной биографии турецкого президента, он родился в европейской части Стамбула, а именно в районе Бейоглу. Квартал, в котором родился будущий президент страны называется Касымпаша, а район - Кулаксыз. В этом районе большинство жителей составляют выходцы из турецкого Причерноморья.

Исследователи склонны рассматривать несколько версий происхождения главы турецкого государства. Учитываются генеалогия турецкого лидера, вопросы связанные с изучением родословной семьи Эрдогана, периоды этнических контактов, протекающих в регионе, исторические параллели, а также социокультурные и этнопсихологические особенности поведения политика.

pontic greeks.jpg

Греческое происхождение

В последние годы турецкие журналисты и исследователи изучают данные о возможном греческом происхождении Реджепа Тайипа Эрдогана. Многие факты указывают на то обстоятельство, что турецкий лидер, возможно, является потомком греков, принявших ислам. 

Об этом говорят и архивные материалы периода Османской Империи. 

Так, по данным османских архивов, в 1530 году в понтийском селе Потамья проживало 228 православных греков и 28 так называемых “новых турок”, то есть греков, обращенных в ислам. Именно с этого периода в регионе начинается процесс интенсивной исламизации. 

Уже в 1850 году в селе не было православных греков, жители числились как “турки”, при этом, сохраняя некоторые национальные особенности. Между тем, окружающие народы, новообращенных греков называли “Бакат”, что на османском означало “протестующие” и обычно применялось к грекам, которые сопротивлялись турецким властям. 

Удивительно, но фамилия семьи Эрдогана именно Бакатоглу. Прадеда Реджепа Тайипа Эрдогана звали Мемис. Будучи достаточно богатым человеком, Мемис Бакатоглу значился в списке крупнейших налогоплательщиков села. 

По данным исследователей, фамилию Бакатоглу на Эрдоган предки нынешнего турецкого президента сменили лишь в 1934 году. Начиная с 1930-х годов прошлого столетия, турецкие власти переименовывали названия сел и городов страны. Тотально менялись и фамилии граждан. Именно в этот период село с греческим названием Потамья переименовали в Гюнейсу. Однако сельчане до сих пор используют старое название, что по мнению многих исследователей, говорит о “дрейфующей” идентичности местных жителей. Кстати на площади деревни и сейчас можно увидеть большую вывеску с надписью «Potamya Hos Geldiginiz», что означает «Добро пожаловать в Потамья». 

Сам Эрдоган отрицает свое греческое происхождение. Тем не менее, президент Турции ранее посещал родовое село, общался с сельчанами и охотно рассказывал о своих предках, живших в Потамье. 

Отметим, что регион турецкого Причерноморья и сейчас остается ареалом проживания греков-мусульман, которые, в частности, сосредоточены в Мачке, Тонье, Офе, Емре, в Сюрмене и других районах Причерноморья.

georgians.jpg

Грузинское (аджарское) происхождение 

Турецкий регион, откуда родом семья Эрдогана, как уже было отмечено, отличается этнической пестротой. Среди жителей некоторых районов провинции Ризе упоминаются и грузины. Единственное компактное село грузин - это Хамидие. Жители села выходцы из Аджарии, в частности, из окрестных сел Батуми. 

В Ризе грузины-мусульмане появились в 1873 году. Их и сейчас называют потомками мухаджиров (мусульмане, которые переселились в Османскую империю из-за веры). Традиционно большинство грузин-мусульман проживает в провинциях Орду и Самсун. Их доля в провинции Ризе незначительна. Поэтому версия о грузинском происхождении Эрдогана кажется сомнительной. 

Однако еще 11 августа 2004 года, посещая Грузию, турецкий лидер подчеркнул свое грузинское происхождение, заявив, что его предки выходцы из Батуми. Несмотря на то, что грузинское происхождение Эрдогана остается под вопросом, существует вероятность того, что предки турецкого президента все таки являются этническими грузинами.

По данным некоторых информаторов, в родовом селении Эрдогана- Гюнейсу имеются два магала (кварталы), где проживают турки с грузинским происхождением. Это Адачами и Ашагы Киремит. Примечательно, что сами аджарские мусульмане отрицают грузинское происхождение Эрдогана, полагая, что турецкий президент не грузин, а лаз. 

lazlar.jpg

Лазское происхождение

Лазы, близкие к грузинам народ. Из всех картвельских групп в языковом плане лазы близки лишь к мегрелам. Однако в отличие от мегрелов, лазы исповедуют ислам. Причем многие из них яростные мусульмане. Большинство лазов сильно отуречены. Тюркизация и последующая языковая и этническая ассимиляция происходила настолько интенсивно, что целые районы, которые ранее считались лазскими, утратили свою этническую окраску. 

Тем не менее, несмотря на глубокие ассимиляционные процессы, которые веками происходили в регионе турецкого Причерноморья, лазы сохранили некоторые этнические ареалы проживания. Сохранившие идентичность лазы, в основном проживают в провинции Ризе, а также в Ардвине. Отдельные группы лазов компактно проживают и в других регионах Турции, в том числе в Стамбуле. 

Стоит отметить, что лазами называют не только картвелоязычных мусульман, но также многих выходцев из турецкого Причерноморья. Поэтому этнотермин - “лазы” часто служит собирательным названием для многих жителей различного этнического происхождения, чьи корни из этого турецкого региона. 

Что касается версии о лазском происхождении Эрдогана, то исследователи обращают на тот факт, что в населенном пункте Гюнейсу действительно имеются семьи этнических лазов, но сложно доказать, имеет ли турецкий лидер какие-либо родственные связи с местными жителями - лазами. Некоторые исследователи из Анкары полагают, что антропологически Эрдоган похож на лазов, проживающих в регионе. Примечательно, что район Стамбула, в котором родился будущий политик, частично заселен лазами, также выходцами из Ризе. 

chepni.JPG

Тюркское происхождение

Первыми тюркскими племенами, которые оказались в районе Понта, были чепни, сыгравшие ключевую роль в исламизации региона. Именно они просили Султана защитить их от “иноверных”. Под “иноверными” подразумевались, соседствующие с ними, понтийские греки, лазы и армяне.

Именно это тюркская общность являлась опорой турецких султанов в регионе, играя активную роль в ассимиляции греческого населения.

Жители восточного Трабзона, которые ныне считают себя потомками чепни, в действительности являются остатками исламизированных и тюркизированных греков Понта. Об этом в своей работе писал и турецкий исследователь Омер Асан. 

Сегодняшние чепни делятся на суннитов и алевитов. Первые играют доминирующую роль в политико-экономической жизни региона. Чепни проживают не только в Трабзоне, Гиресуне, Орду и Самсуне, но также в Гюмюшхане и Ризе. 

Тюркская этническая группа, проживающая в провинции Ризе, восприняла многие черты автохтонных народов. Фольклор в большей степени напоминает лазский и греческий, чем собственно туркменский.

И тем не менее, села чепни встречаются отдельными ареалами в провинции Ризе. В родовом селе Эрдогана- Гюнейсу - чепни составляют менее 10% от общего населения. 

Некоторые исследователи склонны считать, что Эрдоган происходит именно от туркмен -чепни. При этом исследователи всего лишь ссылаются на то обстоятельство, что в населенном пункте Гюнейсу проживают и тюрки. Никаких архивных материалов, указывающих на туркменское происхождение семьи Эрдогана, до сих пор не выявлено.

Тем более сам Эрдоган никогда не заявлял о своем туркменском происхождении, что дает повод сомневаться в тюркском - туркменском происхождении политика. 

хемшилы2.jpg

Армянское (хемшилское) происхождение

Регион турецкого Причерноморья является местом компактного проживания исламизированных армян, которых в Турции именуют хемшилами, и которые в свою очередь делятся на баш-хемшилов и хопа-хемшилов. Баш-хемшилы составляют значительный процент населения в районах Ардешена, Чамлихемшина (жители почти 20 населенных пунктов), Чаэли (20 селений хемшилов), Финдикли (9 из 21 населенных пунктов являются селами армян - мусульман), собственно Хемшина, который населен исключительно исламизированными армянами, Икиздере, в котором почти все жители армяне-мусульмане, также Пазара (из 49 селений армяне-мусульмане компактно проживают в 15 селах, смешанно с лазами и греками-мусульманами в 12 селах).

Хопа-хемшилы проживают в районе Борчка, Хопа, Ардануч, Архави, а также в городе Артвин. Кроме того села хемшилов имеются и в остальных частях Турции, в частности, в провинциях Дюздже, Сакарья и Бурса.

В отличие от баш-хемшил, хопа-хемшилы сохранили армянский язык и частично идентичность. Между тем исламизированные армяне региона Ризе сильно отуречены, в том числе и их соотечественники, проживающие в районе Гюнейсу, откуда родом Эрдоган.

По данным некоторых исследователей, предки Эрдогана- армяне, принявшие ислам и оказавшиеся в Гюнейсу из района Хемшин, который и ныне является центром исламизированных армян региона. Причем, как утверждают сторонники данного тезиса, родовая фамилия Эрдогана - Бакатоглу до переселения из Хемшина в Ризе звучала как Бакатчи или более ранняя форма Бакатчян. 

Кроме того среди хемшилов Финдикли сохранились устные предания о том, что предки Эрдогана приняли ислам в более позднее время и чтобы жить обособленно от остальных новообращенных мусульман выбрали Гюнейсу, который на тот исторический период был в основном христианским.

Тем не менее большинство исследователей объективно игнорируют версию армянского происхождения Эрдогана. 

Стоит отметить, что национальная принадлежность турецких президентов всегда оставалась в эпицентре внимания общественности. Местные националисты до сих пор любят спекулировать на тему этнического происхождения лидеров страны. 

Тургута Озала называли курдом, Ахмета Сезера греком, Кенана Эврена боснийцем, Абдуллла Гюля армянином. Основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка принято считать евреем из субгруппы “денме”.

Настал черед Эрдогана, который часто обвинял своих оппонентов в иноэтническом происхождении, в итоге сам оказался не турком.

Арман Акопян. Специально для Dialogorg.ru 



Поделиться

Интересное

Возврат к списку