Поле хачкаров у села Кичан Арцаха - Новости
2 октября 2025
92
Эта платформа ведет наблюдение о состоянии культурного наследия Арцаха и представляет изменения в нем, дает комментарии, базируясь на профессиональных знаниях и в рамках академической этики.
В своей деятельности независимая академическая платформа Monument Watch пользуется поддержкой со стороны Общественной организации ДИАЛОГ.
Локализация
Памятник расположен к юго-западу от села Кичан Мартакертского района, на левом берегу реки Хаченагет, у обочины дороги Север–Юг. Кладбище занимает западный склон продольно вытянутого овального холма, заметного издалека и формирующего культурный ландшафт местности (рис. 1, 2). Все стелы выполнены из местного известняка, что придаёт полю хачкаров белый цвет. Площадь памятника составляет около 1 га. Он относится преимущественно к 12–13-м векам, хотя встречаются и более ранние образцы.
С 2023-го года памятник находится под контролем Азербайджана.

Рис. 1 Общий вид поля хачаров.

Рис. 2 Общий вид поля хачаров.
Смысловой, иконографический и эпиграфический анализ
Хачкары Арцаха составляют неотъемлемую часть хачкарной культуры. Тысячи хачкаров, сохранившихся в монастырях, в населённых пунктах, на старых кладбищах, на перекрёстках дорог, у источников, на возвышенностях и в других местах, являются одними из наиболее наглядных свидетельств армянской идентичности нашего горного региона.
Они демонстрируют полное религиозное единство с армянской хачкарной культурой в целом. Наилучшие свидетельства сказанного — это совпадающие функции хачкаров Арцаха с хачкарами других регионов Армении, принципиально одинаковые структурные решения скульптурной композиции, сходные христианские канонические иконографические сюжеты и персонажи, а также сотни армянских надписей с одинаковой структурой, семантикой и смысловым содержанием.
Хачкары Арцаха показывают, что здесь церковный и канонический контроль за процессом изготовления хачкаров был менее строгим, что способствовало более широким проявлениям народных представлений. Местная флора, разнообразные скульптурные сюжеты и образы, отражающие мир смертных, придают особое очарование арцахской хачкарной культуре, превращая её в богатую и уникальную «галерею» образов, отражающих традиционную одежду, военное искусство, семейные отношения, различные обряды и верования (подробнее см. Петросян, Еранян, 2022, 23–48).
Поле хачкаров Кичана является одним из удачных проявлений обычных арцахских хачкаров. В Арцахе подобных полей хачкаров много, однако, как правило, плиты лежат на земле, покрыты мхом, травой и кустарником. Кичан — один из немногих случаев, когда поле было очищено организациями по сохранению культурного наследия Арцаха: хачкары восстановлены и возвращены на приблизительные исходные места (рис. 3). Более двадцати хачкаров, относящихся к 12–13-м векам, демонстрируют общинные проявления этой культуры и свидетельствуют о существовании в то время крупного и процветающего поселения. Особое очарование отдельным хачкарам придают редкие изображения гранатов, птиц, сложные геометрические и плавные узоры, а также памятные надписи.
Самая древняя стела на поле хачкаров представляет собой античную базу колонны (рис. 4), перенесённую на кладбище. В её верхней части вырезано прямоугольное углубление, и база была преобразована в постамент для хачкара.

Рис. 3 Общий вид поля хачаров.
Рис. 4 Античная база колонны, преобразованная в постамент для хачкара.
Рис. 5 Хачкары 10-11-х веков.
Несколько образцов хачкаров кладбища 10–11-х веков (рис. 5–7) выделяются сравнительно простой иконографией: выступающие кресты заканчиваются двухлопастными ветвями, а рельеф выполнен с помощью удаления фона и/или глубоких бороздок.

Рис. 6 Хачкары 10-11-х веков.

Рис. 7 Хачкары 10-11-х веков.
Хачкары 12–13-х веков отличаются сравнительно более богатой детализацией: окаймлением, скульптурным карнизом, птичьими и растительными орнаментами, сопровождающими крест, что придает «райский» смысл спасению, ожидаемому через крест (рис. 8–13).

Рис. 8 Хачкары 12-13-х веков.

Рис. 9 Хачкары 12-13-х веков.

Рис. 10 Хачкары 12-13-х веков.

Рис. 11 Хачкары 12-13-х веков.

Рис. 13 Хачкары 12-13-х веков.

Рис. 12 Хачкары 12-13-х веков.
Не забыты и надписи. На одном из хачкаров, являющемся наиболее изящно украшенной стелой поля (рис. 11, 14), под композицией высечена надпись:
«В 648-ой год (1199), я, Ишхан, возвел сей хачкар над могилой отца моего, Ваграма. Помяните меня в молитвах ваших» (публикуется впервые). Отметим, что личное имя Ишхан понятно только на армянском языке (о личных именах на армянских надписях Арцаха см. Петросян, Еранян, 2022, 44–45), а имя Ваграм / Варгам было распространённым и любимым в нескольких княжеских домах Хачена.
Вторая надпись сохранилась на правой стороне фрагментарного хачкара (рис. 15), от композиции которого видна только трёхлопастная правая горизонтальная ветвь центрального креста. Надпись выветрилась, некоторые части трудноразборчивы. Она сообщает: «Я, Сахл/ун, сын Тчара, воздвиг свой… крест. Помяните меня в молитвах ваших…» (1231) (публикуется впервые). Имя Сахлун также зафиксировано в одной примечательной надписи из Аражадзора 1257-го года, где Сахлун представлен как военачальник, участвовавший в дальних военных походах в составе монгольских войск (подробнее см. Петросян, 1991; Петросян, 2023, 205–206). Аражадзор и Кичан находятся очень близко друг к другу, как и даты надписей; возможно, речь идёт об одном и том же человеке.
Если личное имя Тчар среди армян того времени является диалектным вариантом имени Дех (Ачарян, 1946, с. 158), то не исключено, что Сахлун является ласкательной формой имени Сахл, что свидетельствует о долговременном употреблении имени известного арцахского политического и военного деятеля 9-го века первой половины — Сахла (Саака) Смбатяна.

Рис. 14 Хачкар Ишхана, 1199 г.:
Рис. 15 Хачкар Сахлуна, 1231 г.Ситуация во время и после Арцахских войн
Памятник не пострадал во время Арцахских войн. Информации о месте расположения хачкаров после азербайджанской оккупации нет.
Литература
Ачарян 1946 - Ачарян Гр. Словарь армянских личных имён, т. 3. Изд-во ЕГУ, Ереван (на арм. яз.).
Петросян, Еранян 2022 - Петросян Г., Еранян Н., Монументальная культура Арцаха, изд. «Антарес», Ереван (на арм., англ., рус. яз.).
Петросяна 2023 - Петросян Г., Как победить: тема битвы и образ воина в хачкарном рельефе Арцаха / История и культура, №1 (19), с. 200–212 (на арм.яз.).
Петросян 1991 - Петросян Г., Новоонайденный хачкар из Аражадзора / Вестник общественных наук АН Армении, №4, с. 147–152.
Источник: monumentwatch.org
Поделиться
Интересное





