Самвел Караханян: государство является одним из гарантов сохранения нации

25 Май
851
Самвел Караханян: государство является одним из гарантов сохранения нации
23 мая 2018 года в Большом зале Центрального дома литераторов под эгидой Московской комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Республики Армения и героических майских сражений, состоялся торжественный вечер под названием «Новый государственный путь многовековой Армении».

23 мая 2018 года в Большом зале Центрального дома литераторов под эгидой Московской комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Республики Армения и героических майских сражений, состоялся торжественный вечер под названием «Новый государственный путь многовековой Армении».

На вечере выступили представители политической элиты России, в том числе депутаты Госдумы, общественные деятели, деятели науки и культуры, а также активисты армянских диаспоральных организаций России.

Торжественный вечер открыл сопредседатель Московской комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Республики Армения и героических майских сражений, доктор юридических наук, президент Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Самвел Караханян.

Уважаемые дамы и господа! Дорогие соотечественники!

Сегодня общественность вспоминает образование Первой Республики, которая, к сожалению, просуществовала всего два года c 1918 по 1920 гг.  
Я бы хотел в своем вступительном слове обратить Ваше внимание на один аспект, который с моей точки зрения, недостаточно освещается в сегодняшних публикациях.

Каждый этнос имеет свои стадии развития. К сожалению, многие этносы на сегодняшний день не существуют и не имеют своей государственности. Вспомним шумеров и ассирийцев. Армянский народ имеет свою государственность - это Республика Армения. Мы должны сделать все, чтобы она развивалась и процветала. В связи с этим возникает необходимость понять, какие уроки были извлечены в процессе образования Первой Республики.
Сейчас во многих публикациях можно встретить высказывания, мол, Армения не имела государственности. Я честно говоря, не могу согласится с авторами данных тезисов.

Полагаю, государство и государственность - это не тождественные понятия. На мой взгляд, государство - это более сложное комплексное понятие, которое показывает как образовывается и развивается тот или иной этнос. Государство  - это форма проявления государственности. Многие народы сегодня имеют государственность и они способны иметь свои национальные духовные институты. К примеру, курды. Но можно ли утверждать, что они не имеют своей государственности? Безусловно, они имеют государственность. Следовательно государственность -  более широкое понятие.

Армения потеряла свое государство, после того как с политической карты мира исчезло Киликийское царство, тем не менее элементы государственности не были утрачены, что и позволило, в конце концов, создать свое государство. Элементы государства сохранились и далее в виде отдельных княжеств, меликств, и в виде территориально властных образований. Вспомним того же Давид-Бека.

Многие государственные функции на себя взяла также Армянская Апостольская Церковь. И поэтому ее роль в сохранении армянской государственности или остатков государственности очень высока. ААЦ устанавливала пути развития национальной духовной идентичности, участвовала во многих общественно-политических вопросах, в том числе и в разрешении спорных процессов. Поэтому, когда мы говорим о том, что элементы государственности были, при этом не было национального государства, то мы исходим из того, что армянское общество с точки зрения своего политического развития, независимо от того, между какими крупными странами была разделена, уже была готова к созданию своего государства. Ведь государство - это всего лишь властная форма развития и организации этой государственности. И вот возникли внешние факторы, которые способствовали созданию Первой Республики Армения.

Несмотря на трагические последствия существования Первой Республики, если бы не было остатков той государственности, о которой я отметил ранее, не было бы и государства. Такой же путь прошел и еврейский народ. Израиль был создан в результате трагических событий после Второй мировой войны и создание государства Израиль рассматривалось - прежде всего как элемент сохранности еврейского народа.

Я хочу вспомнить слова первого премьер министра Израиля Давида Бен-Гуриона, который сказал “наличие государства Израиль является единственной гарантией того, что Холокост больше никогда не повторится”.  

Аналогичный путь прошла и Армения. После геноцида и итогов Первой мировой войны, когда фактически каждая великая держава имела свои стратегические военные интересы в регионе, в результате трагических событий образовалась Первая Республика. Стоит отметить, что именно наличие определенного уровня развития общества позволило восстановить государство. Возвращаясь к истокам образования Первой Республики, можно сделать вывод, что армянское общество было настолько развито с точки зрения своей внутренней политической организованностью и национально-духовной подготовленностью, что оно смогло при определенных внешних условиях, создать свое государство.
Второй вывод, который мы можем сегодня сделать - государство как носитель государственности того или иного этноса, является одним из гарантов сохранения самой нации.

Именно в рамках государства развиваются национальная культура и научная среда. Следовательно, если мы хотим, чтобы Армения и армянская нация развивались и нашли свое место в ряду цивилизованных народов мира, мы должны согласиться с тем, что государство является обязательным условием.

Третья Республика - гарантия защиты прежде всего идентичности армянского народа и его дальнейшего развития.
Сегодня мы изучаем историю Армении не по трудам историков, которые жили в то время, когда у Армении не было государственности, а по трудами историков, которые жили в период, когда у Армении была свое государство. Вспомним труды Егише или Мовсеса Хоренаци. Если мы хотим, чтобы Третья Республика развивалась с сохранением армянской идентичности, то мы должны согласиться с простым выводом - Первая Республика погибла не потому что была не подготовлена, а потому что внешние обстоятельства были намного сильнее, чем возможности выживания относительно малочисленного народа.

Отмечу, что на сегодняшний день Республика Армения, безусловно, является наследником той первой республики, которая просуществовала совсем недолго.

Вызывает удивление, когда день образования армянской армии празднуется с 1992 года, а не с 1918 года. С одной стороны мы признаем эту преемственность, но с другой стороны мы как будто внешними атрибутами фактически отрицаем ее наличие.

Первая Республика Армения - демократическая парламентская республика достойна того,  чтобы ее вспоминали достаточно часто, как пример того, что армянская политическая культура и национальные духовные социальные ценности достигли уровня в первую очередь благодаря национальному языку и религии, внутренней самоорганизации, и, несмотря на все трудности развития общества, политически продолжала развиваться. Следует также отметить, что Первая Республика была достаточно зрелой, что и привело к созданию государства.

Однако необходимо отметить, что многие представители политической элиты того времени, будучи весьма образованными и интеллектуальными национальными личностями, ставили нереальные задачи. В итоге мы имеем ту часть армянской государственности, которая ныне существует.  

Хочу закончить свою мысль словами Шарля Азнавура, который высказался о событиях протекающих в Армении. Великий шансонье, в частности, сказал:

«Благодарю каждого из вас за то, что подарили мне это огромное чувство гордости»,- сказал тогда Азнавур и эти слова я адресую тем политическим деятелем, которые способствовали организации и формированию Первой Республики Армении, наследниками которой мы сегодня являемся.
Поделиться

Интересное

Возврат к списку