Презентация альбома «Живопись» Юрия Григоряна

24 мая 2023
1201
Презентация альбома «Живопись» Юрия Григоряна
Презентация альбома академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ Юрия Григоряна состоялась в рамках очередного заседания Российско-Армянского клуба «Библио-Глобуса», учреждённого совместно с Организацией ДИАЛОГ.

Живое искусство

Заседание клуба открыл руководитель организации ДИАЛОГ Юрий Навоян. «Мы собрались здесь сегодня, чтобы ознакомить российское и армянское общество с историческими и культурными ценностями наших народов. Картины художника-живописца Юрия Суреновича Григоряна, которые мы презентуем, наилучшим образом символизируют духовную и культурную близость и единение наших народов», отметил модератор мероприятия.

фото-1.jpg

Мы живём в эпоху взлёта технического прогресса, и в этих условиях особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии. «Почему мы обратились сегодня к этой теме? Одним из видов искусств эмоционально, воздействующих на человека и на его настроение - является живопись, - продолжил Юрий Людвигович. – Живопись - часть культуры народа. Произведения живописи - это мощный источник получения культурной информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Ещё в эпоху Просвещения великий французский художник Жан-Батист Семён Шарден сказал: «Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами. Мне кажется, это полностью относится к творчеству  Юрия  Григоряна».

Альбом «Живопись» вышел недавно и представлен в книжном доме  «Библио-Глобус». «Коллеги Юрия Суреновича более подробно расскажут о его творчестве и творческом пути. С моей точки зрения, работы Юрия Сригоряна показывают, что он чувствует свою духовную принадлежность к культурным традициям родного края - Арцаха. В его картинах красной нитью идут образы, которые его окружают. В его творчестве присутствуют те чувства и эмоции, которые он получил в детстве. И мне кажется, что художник, обращаясь к своей малой родине, познаёт мир через познание самого себя. Такая причастность к целому и создаёт в каждой культуре свой национальной образ мира», привел свою точку зрения Навоян.

Культурное наследие Юрия Григоряна принадлежит, по его словам, двум государствам, двум народам - России и Армении. «И мы этим гордимся», отметил модератор заседания.

фото-8.jpg

«Юрий Людвигович высказал очень серьёзную мысль: художник Григорян познаёт свою родину, ощущает её, и воплощает через самого себя. Конечно, каждый художник может сделать что-то только своими руками, своими чувствами, своим разумом и только через себя, - привел свою точку зрения Андрей Андреевич Золотов – вице-президент Российской академии художеств, искусствовед, профессор. - Но в то же время человек многообразен, и он вполне может улавливать разные токи времени».

В искусстве оперируют такими понятиями как искренность и мастерство. «Иногда бывает искренность, а мастерства не хватает. Иногда мастерство очевидно, но с искренностью более сложно, отметил профессор. 

Презентация альбома Григоряна в знаменитом книжном магазине - знаменательный факт и знаменательное событие. В этой книге, а это книга – художник представлен большой аудитории. Той, которая бывала на его выставках, и которой только предстоит на них побывать. Книга очень полно рассказывает о художнике. 

«Я должен сказать, что в этом альбоме Юрий Григорян представлен великолепно и полно. Многосторонне и разнообразно. В то же время - очень целостно. Этот альбом с моей точки зрения может дать нам представление о художнике в целом, - отмечает вице-президент Российской академии художеств. - Творчество Григоряна обладает определенной тектонической устойчивостью. Его картины основательны, и в то же время они излучают свою энергию. То есть это живое искусство. Это чрезвычайно ценное качество». 

«Когда смотришь на его картины, в какой-то момент возникает ощущение, что картины начинают смотреть на тебя, - продолжил Андрей Золотов. - Ты вступаешь с ними в общение. Это общение ненавязчиво, оно не рассчитано на то, чтобы меня как-то шокировать, потрясти, взять за волосы, или что-то там насыпать за воротник. Нет! Это очень спокойное, и в то же время взволнованное искусство человека, который пишет то, что его волнует». 

Григорян, по мнению коллеги, пишет свои картины не для выставок, а для себя. А в итоге выходит, что для людей, а значит и для выставок. «В альбоме, который мне очень нравится, на странице 71 есть изображение, которое называется «Портрет Серёжи». Я не знаю, кто этот Сережа, я с ним не знаком, да это и не имеет никакого значения. Но если бы мне сказали, что это портрет Иоганнеса Брамса, я бы не удивился», отмечает профессор.

фото-46.jpg

Что происходит в момент, когда вы пишете портрет конкретного Серёжи, и вдруг у какого-то другого человека возникает совершенно другая ассоциация? По какому принципу? По некоторому внешнему сходству, по состоянию внутренней глубины и погруженности. Это было у Брамса, это есть у этого Серёжи. «Я однажды был в Италии близ Рима на музейной экспозиции из раскопок, - вспоминает Андрей Андреевич. -Я увидел мраморный портрет какого-то красавца невероятного. Если бы там было написано Сергей Есенин – я бы поверил. Таким образом я представляю себе Сергея Есенина. У Брамса есть такое выражение: мы не можем писать так же красиво, как Моцарт. Давайте будем стремиться писать так же чисто, как он».

«Мы хорошо знаем Юрия Сергеевича, - продолжает Золотов. - Это очень красивый человек, не похожий на других. Он сам по себе, но в то же время я через него могу многое понять, о многом задуматься. Дай Бог чтобы он служил своему отечеству большому и малому через свой талант, через свою порядочность и через свое истовое и по-своему скромное служение. А этот альбом делает честь его творчеству».

фото-18.jpg

В свою очередь писатель, переводчик и публицист Вардван Варжапетян начал свое выступление с цитаты из великого романа Томаса Манна «Иосиф и его братья». «Прошлое – это колодец глубины несказанной». Жизнь и творчество Юрия Григоряна с одной стороны - колодец глубины несказанной, а с другой - гора высоты несказанной. Он в речи своей немногословен, и в живописи, мне кажется, тоже. Не потому что его язык беден, не потому, что его сердце бедное. Просто он как мне кажется очень богатый человек. У него есть родной Арцах, есть Армения, есть семья, есть дом, дети, внуки. Счастливый человек, обладающий удивительным талантом, тектонической устойчивостью, подразумевающей вечное движение», привел свою точку зрения участник заседания.

«Когда я смотрел этот альбом, у меня было странное ощущение: справа - я слышу музыку Комитаса, вобравшую боль и страдания армянского народа. Архимандрит Комитас был свидетелем Геноцида армян в Османской Турции. Друзья спасли его, вывезли. Но от пережитого, он лишился разума, и долгие годы находился в психиатрической больнице на окраине Парижа. А с другой стороны я слышу музыку дудука, срезанную веточку абрикосового дерева, айрены средневекового поэта Наапета Кучака: 

Что вы плачете, люди 

Две вещи печальны всерьез 

Коль одна из них смерть, то любовь несомненно вторая 

Но ведь тот, кто покоя достиг, разве требует слез? 

Я ж несчастный влачусь, не живя и не умирая 

От глаз твоих, от сумрачных бровей 

От лепестка лица, и от груди твоей 

Такой исходит свет, что мертвые вдали 

Встают из под земли 

Встают из под земли 

Портрет моей милой в Китай увезли 

Искали такую, такой и в Китае такой нет 

Шесть тысяч пятьсот рисовальщиков той земли 

Старались, но не повторили портрет 

А Юрий Григорян смог», завершил свое выступление Вардван Варткесович. 

Детство, юношество, зрелость Юрия Григоряна

Леонид Евгеньевич Бежин – писатель, востоковед, кандидат филологических наук дружит с Юрием Григоряном уже более сорока лет. «К сожалению, мое большое эссе о его творческом пути не вошло в альбом. Но мне хочется прочитать из него хотя бы одну страницу. Прочитать именно как комментарий к альбомным полотнам Юрия Григоряна, и прежде всего к его портретам матери, отца, его любимой жены Ирины, его дочери Карины и сына Юрия. И еще, как комментарий к прекрасным пейзажам его любимого Арцаха - Нагорного Карабаха, - говорит друг художника.

фото-20.jpg

Семья Юрия Григоряна жила в Баку. Отец был проводником поезда, топил в вагоне печурку, разносил пассажирам крепкий чай, был молчалив и честен. Никогда не поддавался на компромиссы. Ему нашептывали, предлагали смошенничать в погоне за рублем. Но Сурен Григорян с гневом и достоинством отказался. Юрий Суренович гордился своим отцом. В детстве ему казалось, что буквы СУ на тендере паровоза – это первые две буквы его имени Сурен. Мать управлялась по дому, продавала на бульваре бутилированную воду, чтобы принести лишнюю копейку в семью. Однажды, он застыдился своей деревенской фамилии, и сказал, что ему хочется взять фамилию матери Айрян. Но едва об этом заикнулся, отец посмотрел на него так, что навсегда отбил охоту менять фамилию. Фамилия отца священна для детей и всей армянской семьи. С соседями из азербайджанских семей жили мирно и когда жена была на девятом месяце, Сурен Григорян захотел, чтобы сын родился в его родном селе Цоватех. Он словно бы предчувствовал как это окажется важным вдохнуть в себя живительный воздух Нагорного Карабаха. Услышать, как звенит колокольчик на шее соседского буйвола, как дробно стучит по камням копытами ослик и восторженно рыдает ишак. В селе у отца был до - ветхий, запущенный с прохудившейся крышей и скрипящими половицами. Отец взял билет на междугородний автобус – им всегда управляли двое: армянин и азербайджанец. По каменистым дорогам довез жену до райцентра Красный Базар, а затем с величайшими предосторожностями довел до родного села. В Цоватехе и родился будущий живописец Юрий Григорян. Мальчишкой катался на ослике соседа дяди Самсона, надолго уходил в горы, словно впитывая в себя их непостижимую красоту. Вслушивался в плеск ручьев, где водилась мелкая рыбешка. Как зачарованный смотрел на закаты цвета раздавленной вишни и восходы. С замиранием сердца следил как в вышине парит коршун, распластав крылья и зорко высматривая добычу. Через много лет, сразу после свадьбы, он привез сюда свою музу и вдохновительницу красавицу Ирину, которая недавно, увы, умерла от рака. А затем в Цоватех стали постоянно наезжать и подолгу там жить их дети - Карина и Юрий, тоже ставший замечательным художником.

фото-51.jpg

Учился Юрий Григорян в Москве - окончил Академию художеств имени Сурикова у Николая Афанасьевича Пономарёва. К учителю сохранил трепетное чувство благодарности на всю жизнь. Пономарёв сразу оценил его дарование, любовь к живописи и способность к труду. Но нужна еще и культура, нужна техника. И он старался привить своему ученику основы техники и культуры, занимался с ним рисунком, раскрывал секреты живописи. В Москве Юрий Григорян начал выставляться. После его первой персональной выставки в редакции журнала «Юность» мы познакомились, и подружились. История знакомства теперь рассказывается как сага по случаю всевозможных застолий в мастерской на Пречистенке. Рассказывается всеми по очереди, и каждый приводит подробности, кои упустил другой. А это и есть сага. Вот тогда-то для меня и возникла как сладостный влекущий мираж мастерская на Пречистенке под самой крышей бывшего доходного дома. Не только возникла, но и стала местом встреч с художниками и писателями музыкантами Московской богемы. Альтист Михаил Толпыга играл в честь Дня рождения Юрия виоль д'амур.

Однажды мой друг подарил мне маленький портрет Комитаса. Я поблагодарил, и ни о чем не спросил его. Но про себя подумал: почему у армянского музыканта и композитора красная борода и красные отблески на лице. Что это: художественные вольность преувеличение, гипербола? И вдруг меня осенило: Комитас пережил турецкую резню, и его борода и лицо покраснели, приобрели кровавый цвет оттого, что ему пришлось стать свидетелем и очевидцем творившихся ужасов».

фото-5.jpg

Кто знает, как звучит дудук - то знает, о чем живопись Григоряна

Художник Александр Ситников впервые услышал имя Юрия Григоряна очень давно. «Я был знаком с Гришей Григоряном, о котором здесь сказано не было, - вспоминает участник заседания. - Имя Юры я услышал у себя дома, так как мама  Оли Булгаковой – Матильда Михайловна Булгакова, преподавала в художественном училище, где Юра учился. Матильда Михайловна, приходя очередной раз из училища после работы называла имя этого студента».

фото-26.jpg

Уже тогда было очевидно, что Юра замечательный художник. «Для тех, кто хорошо знает армянскую культуру, я хочу указать на некоторые узловые связки. Во-первых, это древнеармянская архитектура. Художники старшего поколения - я начал бы не с Мартироса Саряна и Минаса Аветисяна - их все знают, - отметил Ситников. - Я хочу назвать ещё одного армянского художника, который повлиял на всё развитие армянской изобразительной школы - это Ерванд Кочар. У него потрясающая живопись, потрясающая графика и та необыкновенная культура которая близка к творчеству французских художников того времени начала века - Брака и Пикассо».

Юрий Григорян, по мнению коллеги, является естественным продолжателем этих традиций армянской культуры. Но это не только армянская культура, это европейская культура. 

Каждый, кто родился художником, а художником надо именно родиться, считает Александр Ситников, должен нести в себе лучшие традиции мировой европейской культуры. 

«А Юрий Григорян не только продолжает семейные традиции, но у него свой личный персональный взгляд на содержание, на картину, - приводит свою точку зрения участник заседания. - Что такое картина? Картина - это ведь не только этнос, этнография. Картина - это мировоззрение. И вот мировоззрение у Юры сложилось таким образом может быть ещё благодаря тому, что у него такие чудные друзья. Друзья, которые рядом с тобой которые обладают большим жизненным и профессиональным опытом – это очень важно». 

«Андрей Андреевич, - обращаясь к вице-президенту Российской академии художеств продолжил Александр Ситников. – Я хочу комплимент Вам сделать. Вы - удивительный человек! Все грандиозные и яркие события которые проходят в академии художеств находят у Андрея Андреевича самые точные, самые правильные слова. И они очень помогают, и вдохновляют того, к кому они обращены». 

В завершении своего выступления коллега поздравил Юрия Григоряна и всю его семью с выходом альбома, пожелал ему удачи и успехов везде и во всем. 

В свою очередь Юрий Григорян обратил внимание присутствующих, что и Александр, и его супруга Ольга Булгакова – художники, семейная династия.

фото-3.jpg

Затем, по предложению модератора, частники заседания перешли к интерактивному общению. 

Одна из участниц встречи поинтересовалась подробностями знакомства Юрия Григоряна с Арамом Ильичом Хачатуряном. 

Встреча с Арамом Хачатуряном 

В 1977 году через год после окончания художественной школы у Юрия Григоряна была выставка. Араму Ильичу Хачатуряну сообщил о ней главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой. «Звонит мне женщина - Нина Петровна или Нина Ивановна, точно не помню, и говорит: «С Вами хочет говорить Арам Ильич Хачатурян», - вспоминает художник. - Я автоматически встал, а она говорит: «Только позвоните пожалуйста по такому номеру ровно через 6 минут». И вот я ходил по мастерской и смотрел на часы. Шесть минут проходит, и я набираю номер. Она берёт трубку, и говорит: «Сейчас одну секунду». Трубку берёт Арам Ильич и говорит: «Ааа, это вот тот самый?» И какие-то дифирамбы мне говорит. «Я хочу на Вашу выставку попасть, приезжайте ко мне».

«Цена одного километра такси в то время стоило 10 копеек, а у меня в кармане было пять рублей, - продолжает Григорян. – Беру такси и еду на улицу Неждановой к Араму Ильичу. Поднимаюсь, эта женщина открывает двери мне. Смотрю - там проходит Арам Ильич, у него фартук и такое жабо. Он посмотрел и говорит: «Да-да, проходите, одну секунду».

фото-21.jpg

Мы выходим на улицу, и он говорит мне: «Держите меня под руку». Я держу его под руку, а он в такой длинной дублёнке. Мы едем в сторону консерватории по Неждановой. Приехали, я собираюсь рассчитаться. Но Арам Ильич говорит: «Подожди, ты молодой». И достает из кошелька три рубля. Дверь машины не закрывает, ждёт сдачи. А таксист говорит: «У меня сдачи нет». Арам Ильич отвечает: «Мы переживем». И говорит мне: «Как я не люблю таксистов!» «А я не люблю официантов», отвечаю я.

Арам Ильич посмотрел мои картины, написал свой отзыв в Книге отзывов. Потом мы поднялись на второй этаж к Борису Полевому выпить чай. Там был поэт Дементьев. Они начали говорить про какого-то композитора, Евгения Мартынова. Я еще подумал тогда: «Моя выставка, а говорят о каком-то композиторе»…И вот речь зашла о том, чтобы принять Мартынова в Союз композиторов. Арам Ильич спрашивает, какая у него музыка. Пытались ему на словах объяснить, а потом дали голубую пленочную пластинку. Он сказал, что послушает, когда кто-то из студентов придет неподготовленным. 

Вот это была такая встреча. Буквально через несколько месяцев Арам Ильич скончался. Но у меня осталась его запись в книге отзывов, которая представлена в альбоме».

фото-30.jpg

Александр Ерканян давно знаком с Юрием Суреновичем. Он поинтересовался что значит Арцах в жизненном и творческом пути художника.

«Дорога в Арцах закрыта, но мне ужасно хочется туда поехать, - признается художник. - У меня там могила брата. У нас там дом. Раньше мы постоянно туда ездили. Что для меня Арцах? Это Родина, это место где ты родился, провел свое детство. Я писал свои работы в Арцахе еще в студенческие годы. Я брал холст, шёл в знойную жару и под солнцем стоял, и писал. Одна из работ, написанных в Арцахе, здесь есть - «Портрет отца».  Это единственное место, где я не переутомляюсь,  и куда меня постоянно хочется приехать». 

фото-4.jpg

Родители знаменитого эколога Валерия Самсоновича Петросяна родом из Арцаха, а сам он уже 64 года живет в Москве. Несколько лет назад Валерий Самсонович познакомился с Юрием Суреновичем. «Я люблю живопись, в основном, постимпрессионизм, - рассказывает эколог. - И мне показалось, что творчество Григоряна безотносительно Сарьяна и Минаса является армянской имплементацией мирового постимпрессионизма и это настолько близко моей душе, что я сразу заочно полюбил автора. Когда мы познакомились ближе, я понял что это как раз тот человек, который мог и может творить великое искусство. Поэтому, Юра-джан, поздравляю тебя ещё одним твоим достижением! Новых успехов, большого счастья, здоровья крепкого, чтобы дожил до ста лет, и сотворил еще много великих произведений. Люблю тебя!»
   
Давайте называть Юрия Григоряна всемирным художником 

Подвел итоги заседания клуба Андрей Андреевич Золотов – вице-президент Российской академии художеств, искусствовед, профессор. Он поблагодарил организаторов презентации. «Большая вам благодарность от нас. Академия художеств - это средоточие очень высокого мастерства и очень высокого состояния души, - отметил профессор. - Это очень хорошее место. Поэтому и выставки в Академии как правило очень хорошие, и люди тоже. Юрий Суренович долгое время у нас был членом – корреспондентом. Он очень много сделал, и теперь ему пожалован титул полного Академика. Но дело как вы понимаете не в титулах, а в том что вот этот альбом ещё раз нам показывает что можно оставаться самим собой. можно работать очень свободно».

фото-53.jpg

В искусстве, по его словам, важно не претендовать на переустройство мира, никому не переходить дорогу.

«Знаете, у Юрия Суреновича есть портрет великой русской армянской певицы Зары Александровны Долухановой. Очень хороший портрет, просветлённый. Я хорошо знал Зару Александровну, и могу сказать: это, что называется, про неё и о ней. Портрет пребывает у меня по доброй воле Юры, но он может быть представлен на любой выставке. Зара была гениальной женщиной. Так как она спела музыку Валерия Гаврилина никто ни до, ни после неё не споет».

Андрей Андреевич был хорошо знаком и с Арамом Ильичом Хачатуряном. «Однажды он мне сказал: «Не называйте меня армянским композитором», - вспоминает профессор. - Я спрашиваю: «А как вас называть?»  «Я всемирный композитор». Так вот, давайте называть Юрия Григоряна всемирным художником!

фото-2.jpg

В завершении заседания, Юрий Навоян отметил, что все присутствующие пели духовный гимн Арцаху, Армении и России. Он пожелал мирного неба всем странам. «А творчество Юрия Суреновича делает наш мир более красивым и более гуманным», подчеркнул руководитель ДИАЛОГА.

фото-23.jpg

Елена Хрусталева

Источник: Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку