Dialogorg.ru: Год спустя, 9 ноября: Союзное государство Армении и России как импульс развития армянской государственности и защиты совместных интересов в регионе

9 Ноябрь
1
Dialogorg.ru: Год спустя, 9 ноября: Союзное государство Армении и России как импульс развития армянской государственности и защиты совместных интересов в регионе

9 ноября 2021 г. исполняется год с момента подписания трехстороннего заявления лидеров России, Армении и Азербайджана, которое позволило остановить самый масштабный конфликт на постсоветском пространстве в нынешнем веке - вторую карабахскую войну.  

Оно создало новый политический и военный баланс сил в регионе, обозначило действительные пределы влияния и степень реальной заинтересованности государств-членов Минской группы ОБСЕ, региональных и вне региональных игроков на Южном Кавказе. 

Примечательно, что Россия действует совместно с другими посредниками карабахского урегулирования, одновременно предпринимает шаги, исходя из весомости своей роли в региональных процессах.

Москва разместила миротворцев и реализовала свою прямую ответственность за мир в регионе, обеспечивая безопасность Нагорного Карабаха. Вмешательство российского государства в военные события в регионе, инициируемой агрессией Азербайджана, доказали, что Россия остается непосредственно привлеченной и наиболее сильной в военном отношении державой, которая учитывает также особенности исторических и современных реалий в регионе Южного Кавказа. 

Отсюда вытекает, что страны региона будут в основном сопоставлять свое поведение с российскими представлениями и интересами безопасности и развития региона.

Можно констатировать, что вводом российских миротворцев временно решен статус Нагорного Карабаха – это зона ответственности российского миротворческого контингента.

В стратегическом отношении Москва обозначила курс на продвижение проектов экономического сотрудничества между враждующими сторонами, который со временем может способствовать нахождению определенных компромиссов  и привести к окончательному урегулированию конфликта. 

Армения получила время для передышки и исправления ошибок государственного строительства, которые привели к фиаско в политических и военных областях. 

С другой стороны, военное поражение привело к острому политическому кризису и глубокому расколу в армянском обществе. В течение года страна пережила напряжённость отношений между гражданскими властями и военачальниками, досрочные парламентские выборы, экономические и гуманитарные последствия  войны еще полностью не преодолены. 

В армянском обществе по определенным направлениям доминируют разочарования, настроения пессимизма и апатии. В парламентских дебатах и политических дискурсах партий в целом преобладают взаимные обвинения в допущении ошибок и провалов разных этапов, зачастую это сопровождается безответственным поведением и нагнетанием исторических страхов.   

Каковы будущее армянской государственности и новые приоритеты развития, которые качественно преобразуют Армению? Основные политические игроки пока не проявили конкретный ответ или программные подходы по этим главнейшим вопросам.

Российско-армянское сотрудничество в состоянии модернизировать наиболее перспективные сферы армянской экономики и решать задачу перевооружения армянской армии.

Россия является главным инвестором в армянскую экономику и основным торговым партнером Армении, что заметно способствует росту ее экономики. Системные задачи - строительство новой атомной электростанции, крупных заводов переработки полезных ископаемых, можно эффективно реализовать в тесной кооперации с Россией. 

С применением российских технологий запуск новых производственных мощностей поможет Армении возродить свой бывалый научно-технический потенциал, создать высокооплачиваемые рабочие места и экономику республики поставить на прочный фундамент развития.  

Конечно, первоочередным вопросом, определяющим дальнейшие перспективы расширения экономического сотрудничества Армении и России, остается проблема транспортного деблокирования Армении и восстановления коммуникационной связи с Россией. 

Армения и Россия в течение многих лет сформировали всестороннюю правовую базу для дальнейшего углубления отношений. Вместе с тем, после событий годичной давности становится все более очевидным, что существующим механизмам двустороннего сотрудничества требуется придание дополнительного импульса. Стоит необходимость в формировании новых механизмов двустороннего взаимодействия, отвечающих современным реалиям региональных и мировых процессов.

Очевидно, что война 2020 года на Южном Кавказе перекроила политическую карту региона. В результате этой драматической, но ставшей причиной глобальных перемен войны, Россия еще более укрепила свою силу и влияние на Кавказе. 

Сложившаяся после войны в регионе ситуация, создала для Армении как потенциальные возможности и перспективы, так и новые угрозы и вызовы для обеспечения национальной безопасности.

Безусловно, укрепление влияния России положительно отразится на сотрудничестве со стратегическим союзником в регионе – с Арменией. Однако, одновременно проявляются новые тенденции отношений России с Турцией и Азербайджаном, что при наличии конфликтных вопросов Армении с этими государствами, настораживает армянские политические круги и аналитическое сообщество. 

Недавно сформированное армянское правительство ныне отчетливо почувствовало значение фактора России, и продемонстрировало свою готовность и далее развивать отношения с Россией по всему комплексу вопросов двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Нам представляется, что в нынешних условиях весомым политическим и юридическим шагом в развитии российско-армянских стратегических отношений станет создание нового политического и экономического интеграционного объединения  – Союзного государства Армении и России.

Это соответствует духу  богатого историко-культурного наследия двух дружеских народов и характеру отношений их равноправных субъектов международного права – Республики Армения и Российской Федерации.

Общая ответственность за безопасное и эффективное развитие двух дружественных государств, нейтрализации угроз общего характера, возникших в результате недавних изменений военно-политической обстановки в регионе, формирование на наших границах атмосферы стабильности и безопасности, предполагает повышение межгосударственных отношений Армении и России до уровня Союзного  государства. 

Источник: Редакция Dialogorg.ru 

Поделиться

Интересное

Возврат к списку