Есть ли будущее у талышей Азербайджана в условиях репрессий, гонений и ассимиляции?

26 мая 2025
147
Есть ли будущее у талышей Азербайджана в условиях репрессий, гонений и ассимиляции?
На днях в Азербайджане по обвинению в государственной измене был осужден молодой талышский историк и этнограф Игбал Абилов. Абилов значится в списке представителей талышской интеллигенции, которые оказались за решеткой в Азербайджане, либо были физически устранены только потому что осмелились изучать историю и наследие талышского народа.

После второй карабахской войны и этнических чисток армянского населения в Нагорном Карабахе, власти Азербайджана вплотную взялись за талышских активистов, которых они рассматривают «сепаратистами», термин, используемый властями этой страны для подавления любого этнического инакомыслия. Азербайджанская политика в отношении талышей и их активистов связана с историческими, политическими и идеологическими факторами, включая стремление к этнической гомогенизации и влияние пантюркистских идей. Нынешние гонения на талышей лишь продолжение исторического курса современного Азербайджана по построению моноэтнического государства. Рассмотрим ключевые аспекты талышского фактора в Азербайджане.

Начало и продолжение репрессий

В 1930-х годах власти Азербайджанской ССР начали политику азербайджанизации и тюркизации, закрывая школы на талышском языке, запрещая издания и репрессируя интеллигенцию. К примеру, в 1937 году Мирджафар Багиров, тогдашний глава республики, заявил: «Пора перейти от талышского языка к азербайджанскому. Все они азербайджанцы». Таким образом, коренному народу современного Азербайджана начали приписывать пришлое тюркское происхождение. Примечательно, что все это поощрялось и властями СССР. Так, в 1938 году Иосиф Сталин запретил талышские школы и газеты.

Цифры сами говорят за себя. В 1939 году в Азербайджане зарегистрировали 87,5 тыс. талышей, но к 1959 году их число сократилось до 85 человек. То есть, судя по официальным данным, у талышей не было естественного прироста, в то время как районы, где они проживают, всегда отличались высокой рождаемостью. Данный процесс был представлен «добровольной ассимиляцией», хотя на деле, этническую принадлежность стирали административными методами. Более того еще в далеких 30-х в Азербайджане происходили репрессии против талышей, в частности, были репрессированы такие ученые, как Зульфугар Ахмедзаде и Музаффар Насирли, создававшие учебники и изучавшие талышский язык. Их обвиняли в «контрреволюционной деятельности». До сих пор нет точных данных о количестве педагогов, репрессированных из талышских районов Азербайджанской ССР, однако известно, что к 1950 годам, свыше 2 тыс. талышей, занятых в сфере образования и культуры, были либо подвергнуты пыткам за свою профессиональную деятельность, либо репрессированы и далее убиты.

После прихода к власти Гейдара Алиева, а затем его сына - Ильхама Алиева, антиталышские настроения в стране лишь усилились. Многие известные талышские ученые стали жертвой правления семьи Алиевых.

К примеру, Новрузали Мамедов (2008): Главред газеты «Толыши садо» получил 10 лет тюрьмы за «госизмену» из-за публикаций о талышской культуре. Умер в заключении при подозрительных обстоятельствах.  

Фахраддин Аббасов (2018): Ученый, требовавший автономии, был арестован в России по запросу Баку. Его обвинили в «сепаратизме». Позже Аббасов также умер в бакинской тюрьме.

Десятки активистов талышского происхождения вынуждено были покинуть республику.

Власти Азербайджана, которые при каждом удобном случае заявляют о «толерантности и терпимости» в стране, на самом деле жестким образом подавляют любое проявление национального самосознания среди коренных народов страны. Несмотря на формальное право изучать родной язык, талышские школы сталкиваются с нехваткой учебников. Например, уроки талышского в районе Масаллы заменяли физкультурой. Издания на талышском языке, такие как «Толыши садо», подвергаются давлению. Власти блокируют регистрацию культурных центров и обвиняют активистов в «пропаганде сепаратизма». 

Оценки численности талышского населения в современном Азербайджане

Реальная численность талышей в Азербайджане остается предметом острых дискуссий из-за политики ассимиляции и фальсификации данных.

По переписи 2019 года в Азербайджане зарегистрировано 87,6 тыс. талышей. Однако эти цифры критикуются как заниженные. Например, в 2009 году перепись показала 112 тыс. талышей, но независимые эксперты называют цифры от 500 тыс. до 1,5 млн человек, ссылаясь на исторические данные и высокую рождаемость в талышских семьях.

Некоторые источники, включая ООН, указывают на 800 тыс. талышей в Азербайджане. Талышские активисты и зарубежные исследователи утверждают, что их численность достигает 1–1,5 млн, что составляет около 10–15% современного Азербайджана. Ученый Фахраддин Аббасов в своих работах утверждал, что талыши составляют почти 30% населения Баку и свыше половины населения города Сумгаита.

В советское время (1926 г.) талышей насчитывалось 77,3 тыс., но к 1989 году их число искусственно сократили до 21,2 тыс., что связано с политикой записи талышей как «азербайджанцев». Известно, что в советский период свыше 300 талышских населенных пунктов были переименованы. Ныне все названия талышских сел в этой республике приобрели тюркский оттенок что вписывается в государственную концепцию азербайджанизации и тюркизации страны.

Основные места расселения

Основными местами проживания талышей в Азербайджане являются юго-восточные районы: 

Ленкоранский район: Крупнейший ареал, где в 2009 году проживало 51,1 тыс. талышей (официально), но реальная цифра оценивается в 150–200 тыс.  
Астаринский район: 38,2 тыс. по переписи 2009 года, но местные активисты называют 100–120 тыс.  

Масаллинский и Лерикский районы: Здесь талыши составляют значительную часть населения, хотя официальные данные занижены (например, в Лерике зафиксировано всего 2,2 тыс., тогда как исторически это талышский анклав) .

Крупные города

Баку и Сумгаит: Здесь проживает до 500 тыс. талышей, многие из которых ассимилированы и скрывают свою идентичность из-за дискриминации .  

Талышей можно встретить и в других районах Азербайджана, однако большинство из них уже давно утратили свой язык и национальное самосознание. Так, в Сабирабадском районе в 17 селах проживают тюркизированные талыши, а в Билясуварском районе таких сел 7.

Как уже было отмечено, власти систематически записывают талышей как «азербайджанцев», особенно в смешанных районах. Например, в Лерикском районе за 10 лет (1999–2009) число талышей «сократилось» с 7 тыс. до 2,2 тыс., что невозможно без фальсификаций. Талышский язык исключен из образования и СМИ, что ускоряет культурную ассимиляцию.

Талыши проживают также в Иране. Там они сосредоточены в провинциях Гилян и Ардебиль, в которых компактно проживает 165 тыс.–1 млн талышей, сохраняющие свой язык и традиции, в отличие от Азербайджана, где национальные и религиозные меньшинства подвергаются гонениям и ассимиляции. За последние десятилетия значительная талышская диаспора возникла в Российской Федерации, Беларуси и странах Запада.

Подавление талышского движения в современном Азербайджане

Ещё в 1993 году, во время Первой карабахской войны, талышские военные, включая Альакрама Гумматова, провозгласили Талыш-Муганскую автономную республику, ссылаясь на необходимость защиты прав народа. Хотя движение было быстро подавлено, оно стало символом борьбы за самоопределение. Гумматов, ранее служивший в азербайджанской армии, позже оказался в тюрьме, что подчеркнуло репрессивный подход Баку к этническим инициативам. Многие талышские активисты того времени бежали в Россию и Европу. Любые требования культурной автономии трактуются как угроза территориальной целостности. Например, в 2016 году акции протеста талышей против дискриминации были подавлены спецназом, а активистов обвинили в связях с Ираном или Арменией.  

Участие талышей в Карабахских войнах

Власти Азербайджана продвигают тюркскую идентичность, что противоречит интересам ираноязычных талышей. Пантюркистские настроения усилились после Карабахских войн, а талышей воспринимают как «пророссийский» элемент, угрожающий единству.  

Талыши активно участвовали в карабахских конфликтах, включая Вторую карабахскую войну (2020 г.), в составе азербайджанской армии. По данным талышских активистов, их представители составляли значительную долю среди погибших и раненых, которые были выходцами из юго-восточных районах Азербайджана, таких как Ленкорань и Астара. В 2021 году в Ленкорани прошла протестная акция талышей-ветеранов, требовавших выполнения властями обещаний о выплатах и социальной поддержке. Многие из них остались инвалидами или потеряли родных, что усилило недовольство среди общины.

Талышские активисты отмечают, что потери среди их народа были непропорционально высокими. В некоторых талышских деревнях с населением около 1 тыс. человек погибали десятки молодых людей, что спровоцировало вопросы о том, почему меньшинство несёт такую тяжелую нагрузку в конфликте. Это стало одной из причин роста этнического самосознания и критики политики Баку.

После войны 2020 года участились протесты талышей, требующих признания их вклада и улучшения условий жизни. В Ленкорани демонстранты указывали на отсутствие обещанных выплат и безработицу, особенно среди инвалидов войны. Полиция разгоняла акции, но избегала массовых арестов, учитывая статус участников боевых действий. Эти события усилили напряженность в отношениях между талышами и центральными властями.

Талышские организации в диаспоре (например, в России, Германии, Нидерландах) активно распространяют информацию о положении своего народа, включая участие в войнах. Они сотрудничают с международными структурами, такими как Европарламент, и армянскими диаспоральными группами, что вызывает опасения азербайджанских властей о возможной консолидации армян и талышей.

Ясно одно, участие талышей в карабахских войнах отражает сложную динамику между их интеграцией в азербайджанское общество и этнической дискриминацией. Несмотря на лояльность государству, многие талыши сталкиваются с маргинализацией, что подпитывает требования автономии и справедливости. Эти противоречия останутся ключевым вызовом для стабильности Азербайджана в ближайшей перспективе.

P.S. В день написания данной статьи, стало известно, что талышский историк гражданин России, Захираддин Ибрагимов был похищен в Екатеринбурге и тайно вывезен в Азербайджан. О его исчезновении сообщалось ещё 15 апреля, однако лишь сегодня Служба государственной безопасности Азербайджана официально подтвердила: Ибрагимов задержан и обвиняется в государственной измене.

Ибрагимов был известен как один из самых активных представителей талышского сообщества, выступавший за права национальных меньшинств в Азербайджане. Особое раздражение у властей вызывало его участие в международных форумах, в том числе на территории Армении.

Арман Акопян,

специально для Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку