Настроение армянской общины Ливана на фоне политической ситуации в стране

24 октября 2019
2007
Настроение армянской общины Ливана на фоне политической ситуации в стране
Последняя неделя в Ливане оказалась достаточно напряженной. Непопулярные шаги правительства Саада Харири привели к тому, что общество, основанное на конфессиональной системе, полностью консолидировалось и сказало решительное “нет” политике правительства.

Протесты в городах страны вспыхнули 17 октября из-за решения кабинета - министров ввести налог на телефонные звонки через WhatsApp и другие мессенджеры. И несмотря на то, что власти оперативно отменили данное решение, протесты с тех пор так и не утихают. Наоборот только усиливаются. Демонстранты требуют отставки правительства Саада Харири. Суннитские регионы, которые считались оплотом премьера Харири, также стали частью протестного движения. В частности, жители Триполи, Сайды и Тира с ликованием восприняли известие о выходе христианской партии "Ливанские силы" из правящей коалиции. Более того в суннитских городах страны митингующие запускали фейерверки. Они призывали к выходу и других партий из правящей коалиции и проведению досрочных выборов. На фоне протестов премьер-министр страны пообещал провести срочные реформы, которые бы улучшили социально-экономическую ситуацию в стране.

2019-02-06T140622Z_1350684289_RC1B6D2D8320_RTRMADP_3_LEBANON-GOVERNMENT.jpeg
По словам Саада Харири, реформы включают комплекс мер по борьбе с бедностью и коррупцией. Примечательно, что выступая на заседании правительства, в своей речи Харири поблагодарил протестующих, которые стали «компасом» реформ.

Между тем граждане Ливана без энтузиазма восприняли “благодарность” Харири и обещания последнего провести комплексные изменения. Общество Ливана не доверяет Харири, который считается ставленником Саудовской Аравии. Граждане Ливана уверены, что внутренняя и внешняя политика страны определяется извне. Так, по мнению ливанцев, сунниты управляются Саудовской Аравией, марониты - католики Ватиканом, шииты Ираном, часть других христианских конфессий Францией. Все это, по мнению граждан страны, ослабляет государственную систему Ливана, которая и так пострадала в результате многочисленных гражданских и региональных войн. В итоге страна оказалась на грани экономического и политического коллапса. Сирийская война нанесла огромный урон экономике страны. Крохотный Ливан приютил почти 4 млн. сирийских беженцев. До этого в Ливане нашли приют сотни тысяч иракских беженцев. Между тем лагеря палестинских беженцев до сих пор остаются фактором нестабильности во многих регионах страны. Коррупция, нищета, напряженные межклановые отношения, неэффективное государственное управление объединили общество, которое начало выступать с более радикальными требованиями: отставка правительства, внеочередные парламентские выборы и требования переходного правительства.

download-1-12-1400x849.jpg
Безусловно ситуацией в Ливане могут воспользоваться и внешние силы. Поэтому решительные действия правительства и парламента страны сейчас чрезвычайно важны, чтобы не допустить обострения ситуации, которая в любой момент может выйти из под контроля. Ведь Ливан - это уникальная модель сосуществования различных этнорелигиозных групп на Ближнем Востоке. В стране имеются отдельные анклавы мусульманских и христианских религиозных течений, в которых царят свои законы и правила. Если в Горном Ливане и в Восточном Бейруте, которые считаются центром христианской жизни страны, царят более либеральные нравы и порядки, то в консервативных христианских регионах таких как Кура, Захле-Баалбек, Аккар и Мердж-Аюн совершенно иные нравы. Аналогичная ситуация и в мусульманских регионах страны, которые отличаются уровнем религиозности и образом жизни. Стоит отметить, что Неписанный «Национальный пакт» Ливана 1943 года установил правило, по которому президентом страны должен быть христианин-маронит, а премьер-министром — мусульманин-суннит, спикером парламента — мусульманин-шиит, вице-спикером и вице-премьером представитель греко-православной общины.

В парламенте страны заседают 128 депутатов. Из них 64 мусульманина и 64 христианина. Армян в парламенте страны 5, том числе один армянин-католик. В правительстве Ливана на данный момент два представителя армянской общины. Это Аветис Китанян, который занимает пост министра туризма и Ричард Кююмджян- армяно-католик, занимающий пост министра социального обеспечения Ливана.

Напряженная ситуация в Ливане не может не волновать армянство. Ливан считается крупнейшим центром армянской диаспоры Ближнего Востока. Именно здесь сосредоточены известные культурные и научные центры региональной армянской диаспоры, именно в Ливане активно функционируют все традиционные армянские партии и религиозные течения, армянство Ливана является наиболее активной частью диаспоры, ведущей борьбу с турецким отрицанием Геноцида. И неудивительно, что Накануне Католикос Великого Дома Киликии Арам I, резиденция которого располагается в ливанском Антилиасе, касаясь акций протеста, отметил: «Эмоциональные выражения и поспешные шаги и попытки политических спекуляций могут еще более обострить ситуацию. Политические ответственные должны держаться подальше от поисков преступного и упреков друг другу».

Leb-armenians.jpg
Пока духовный лидер армян Ливана выступает с призывами, наши соотечественники, являясь активной частью пестрого ливанского общества, также ведут борьбу против бездействия правительства. За последние годы наметился значительный отток армянского населения: целыми семьями покидают страну, либо из регионов переезжают в столицу. В армянских кварталах обосновались беженцы из Ирака и Сирии, меняя демографическую картину. Неудивительно, что среди протестующих особенно много армян из Бурдж-Амута, района Захле, Айнчара и Антилиаса. В этих армянских населенных пунктах с давних пор царит недовольство действиями правительства. Но как уже было отмечено, борьба против чиновничьего произвола и коррупции охватила все социальные, религиозные и этнические группы Ливана. Похоже правительству Саада Харири будет сложно противостоять внутреннему давлению и дело дойдет до парламента. В здании парламента, который был построен в 1933 году армянским архитектором Мартиросом Алтуняном, возможно, будет принято очередное судьбоносное для Ливана решение.

Арман Акопян
Специально для Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку