“Al-monitor”: Конец турецкого секуляризма? - Новости

27 июля 2020
462
“Al-monitor”: Конец турецкого секуляризма?
Радикальные исламистские идеи не только побеждают в Турции, но и получают одобрение со стороны последних остатков светского истеблишмента. Об этом пишет англоязычное арабское издание “Al-monitor”. Перевод статьи представляет Dialogorg.ru

Собор Святой Софии открылся для мусульманской молитвы 24 июля. В то время как мир борется с неожиданным решением президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, многие оппозиционные деятели Турции согласились принять это решение.

Можно понять энтузиазм исламских партий и партнеров Эрдогана по коалиции, у которых схожие чувства по поводу превращения музея в мечеть. Однако реакция других партий удивительна.

Недавние опросы показывают, что только 20% избирателей Доброй партии и 21,8% избирателей Республиканской народной партии одобряют решение превратить музей в мечеть, среди сторонников прокурдской Народно-демократической партии таких 33%.

Мухаррем Индже — турецкий политик-кемалист, кандидат в президенты от Республиканской народной партии 2018 года, объявил, что присоединится к первой пятничной молитве, если его пригласят.

Тимур Куран, профессор экономики и политологии в Университете Дьюка, сказал Al-Monitor: «Мы наблюдаем рост фальсификации предпочтений в Турции по множеству вопросов. Реакции на собор Святой Софии служат ярким примером. Оппозиция приветствовала это решение не потому, что оно его одобряет. Скорее, он боится быть названным антимусульманским и привязанным к напористому секуляризму кемализма.»

Несколько интеллектуалов высказали жесткую критику по поводу решения о превращении музея в мечеть. Один из таких критиков лауреат Нобелевский премии Орхан Памук.

Памук сказал: «Миллионы светских турок, таких как я, плачут против этого, но их голоса не слышны».

Политический ислам создал несколько красных линий, которые ни один политический деятель не осмелится пересечь Боязнь оскорбить мусульманскую чувствительность нанесла вред оппозиции, предоставив свободу действий Эрдогану, который радостно захватывает больше власти. Эта робость привела к серьезным политическим последствиям в последние два десятилетия.

Например, турецкое правительство инвестировало деньги в альтернативную медицину вопреки советам медицинского учреждения. Традиционные лекарства преподносятся как использовавшиеся и рекомендованные Пророком Мухаммедом.

Другой пример - права женщин, первая и худшая жертва политического ислама. В поисках права носить свои платки в открытом доступе женщин постепенно вытесняют обратно в дом. Число убийств женщин резко возросло, а присутствие женщин в сфере образования, офисах и ​​парламенте сократилось.

Недавний опрос, проведенный Международной программой социологических исследований, выявил всплеск числа тех, кто поддерживает закон шариата в Турции. Цифры, которые составляли 14-19% в 2009 году, выросли до 27-32% в 2019 году.

Диянет, официальный религиозный орган Турции, имеет экспоненциально растущий бюджет, и численность персонала стала маяком политического ислама. Многие утверждают, что религиозные секты обрели достаточную власть в государстве, чтобы сформировать «параллельное государство».

Почетный профессор права Левент Кокер сказал «Аль-Монитор»: «Со временем Партия справедливости и развития (ПСР) утвердилась как политический инструмент турецкого националистического истеблишмента, который теперь использует религию более эффективно и наглядно, превращая Диянет в явный инструмент политической гегемонии. Это не означает, что ПСР, как исламистская партия, меняет основополагающие характеристики Турецкой республики, чтобы превратить ее в исламское государство. Наоборот, сейчас, похоже, происходит усиление авторитарного правления с сильной ссылкой на религию в историко-политическом контексте, в котором ислам институционализирован как механизм государственного контроля над обществом. Это открытый вопрос, может ли это авторитарное образование быть обращено вспять или будет продвигаться, чтобы превратить Турцию в шариатское государство. Исторический фон говорит о том, что последний вариант очень далек, в то время как первый возможен, но очень труден в условиях нынешнего национального и международного климата, в котором доминируют националистические / популистские авторитарные деятели».

Бирол Баскан, нерезидент из Ближневосточного института, сказал Al-Monitor: «На данный момент политический ислам не смог принять законодательные решения по вопросам повседневной жизни, но он довольно успешно достиг своей основной цели. … В течение многих лет обсуждения с такими названиями, как «Ислам и демократия», «Исламская экономика», «Ислам и экология», «Ислам и женщины» и другие, основывались на предположении, что ислам актуален и вовлечен во все сферы. »

Баскан заметил, что оппозиция была молчаливым или открытым соучастником этого процесса. Он отметил, что многие мэры и чиновники партии Эрдогана избегают использования термина «коррупция» и вместо этого говорят об «экономических потерях» - концепции, которая имеет более сильный резонанс в консервативных кругах. «Все это свидетельствует об успехе политического ислама, а не о его кончине», - добавил он.

Айкан Эрдемир, старший директор Программы Турции в Фонде защиты демократий и бывший член турецкого парламента, сказал Аль-Монитор: «Большинство просекулярных деятелей Турции неосознанно усвоили гегемонистское мировоззрение суннитов и не могут себе представить будущее без прямого контроля турецкого государства над религиозной властью через Управление по делам религий ».

По словам Тимура Курана, секуляризм не умер, однако. «Он ушел в подполье, где он расширяется, но также превращается в метаморфозу. Вероятно турецкий секуляризм, возникнет скорее в форме пассивного секуляризма, чем напористый секуляризм 1930-х и 1940-х годов », - пояснил он.

Из-за ограниченной политической ответственности и проблем в экономике турецкая политика становится все более нестабильной. Секуляризм - на жизнеобеспечении, и те, кто не вписывается в идеальную суннитскую форму мусульман, спокойно платят цену.

Перевод статьи: Dialogorg.ru 

Оригинал статьи: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/07/turkey-is-secularism-dead-after-akp-hagia-sophia-decision.html
Поделиться

Интересное

Возврат к списку