Артем Абрамян: президентские выборы в Турции в 2023 году. Позиции сторон, итоги и будущее - Новости

5 июня 2023
221
Артем Абрамян: президентские выборы в Турции в 2023 году. Позиции сторон, итоги и будущее
28 мая 2023 г. в Турции состоялись президентские выборы. Несмотря на ряд опросов общественного мнения, до первого тура голосования предполагающих возможную победу представителя оппозиции, во втором туре президенту Р. Эрдогану удалось достичь победы. По данным Высшей избирательной комиссии, за Эрдогана проголосовали 52,14% избирателей, за его соперника — Кемаля Кылычдароглу — 47,86%. Разрыв между кандидатами составил 2 млн 153 тыс. 473 голосов. Анализируя итоги выборов, можно сделать вывод, что действующий президент победил, как говорится, со скрипом. Небольшой разрыв демонстрирует, что сегодня общество Турции разделилось и требует комплексной трансформации. 

После выборов возникли справедливые вопросы:

Почему оппозиция выдвинула соперником действующему президенту столь опытного, но одновременного и пожилого кандидата?

Какие проблемы в настоящее время существуют в Турции?

Как изменится внешняя политика Р. Эрдогана?

Каковы перспективы следующих пяти лет правления Р. Эрдогана?

Подготовка к выборам со стороны оппозиции

На местных выборах в 2019 г Р. Эрдоган и его партия потерпели неудачу, потеряв контроль над несколькими крупными городами, включая Стамбул и Анкару. Это было связано с разочарованием населения в политике правительства Р. Эрдогана, вызванным серьезным экономическим спадом и осложнением миграционных проблем, связанных с присутствием на территории Турции более 3 млн сирийских беженцев. Это было первое поражение Партии справедливости и развития (ПСР) в Стамбуле за более чем 25 лет и считается крупнейшим поражением ПСР на выборах с момента ее прихода к власти в 2002 году.

Перед президентскими выборами аналитики называли мэра Стамбула Экрема Имамоглу в качестве главного оппозиционного кандидата. Но в декабре 2022 г. он был лишен права заниматься политикой и приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в оскорблении судей Высшего избирательного совета. Это можно трактовать как попытку помешать Э. Имамоглу бросить вызов Р. Эрдогану. В настоящее время дело находится на апелляции, а Э. Имамоглу заявлялся оппозицией одним из кандидатов на пост вице-премьера.

После того, как Э. Имамоглу потерял право на участие в президентской гонке, оппозиция объединилась вокруг Кемаля Кылычдароглу, самого опытного, но одновременно и пожилого из всех возможных высокопоставленных кандидатов.

К. Кылычдароглу применил динамичный командный подход, в отличие от «шоу одного актера» Р. Эрдогана, активно привлекал к участию в митингах популярных мэров, которых в случае его победы планировали назначить вице-президентами.

Кампания К. Кылычдароглу постепенно набирала обороты. Мэры Мансур Яваш из Анкары и Экрем Имамоглу из Стамбула апеллировали к разным основаниям: М. Яваш получил поддержку националистически настроенных консерваторов, а Э. Имамоглу акцентировал внимание на молодежи и женщинах.

К. Кылычдароглу, являясь лидером Республиканской народной партии, считается сторонником светского государства. В свою очередь, действующий президент Турции в своей риторике особое значение уделял османскому наследию. Можно зафиксировать борьбу двух «культов» в современной Турции: Р. Эрдогана и основателя Турецкой республики Ататюрка.

Экономические и социальные проблемы Турции

С годами экономические, социальные и культурные проблемы в турецком обществе значительно возросли. Турция уже около четырех лет переживает валютный кризис. В Турции с 2018 г. наблюдается высокая инфляция. С 2017 г. она превышала 11%, а в 2021–2023 гг. резко возросла до 85% в октябре 2022 г., снизившись до 44% к апрелю 2023 г.

Стоимость турецкой лиры потеряла 80% стоимости по отношению к доллару США с 2018 по 2023 г.

Таблица 1: Инфляция в Турции в 2022–2023 гг. в годовом выражении.
1-12.jpeg

Прошлые успехи Р. Эрдогана на выборах частично объяснялись послужным списком достижений в области экономического развития при его правительстве. Некоторые эксперты указывали на изменение направления экономики с 2013 г., когда иностранные инвестиции и открытость экономики снижались. Это совпало с авторитарным поворотом правительства, начавшимся с разгона протестов в 2013 г. Центральный банк Турции способен обратить вспять падение валюты и остановить вызванную этим инфляцию повышением процентных ставок. Как известно, президент выступает против повышения процентных ставок — по его мнению это будет стимулировать рост за счет экспорта.

В свою очередь, К. Кылычдароглу в предвыборной программе обещал обеспечить независимость деятельности Центрального банка Турции.

В то же время лидер оппозиции обвинял главу Турции в сокрытии реального положения дел в экономике страны. Он обещал через два года добиться многократного снижения уровня инфляции и восстановления турецкой лиры.

Таким образом, наиболее насущными проблемами для внутриполитической ситуации в Турции являются:

— обвал экономики;

— последствия землетрясения;

— миграционные проблемы.

Внешняя политика

Говоря о внешней политике, стоит отметить, что из основных тезисов К. Кылычдароглу была нормализация отношений с сирийским президентом Башаром Асадом и отправка сирийцев обратно в свою страну. Он также заявлял, что хочет возобновить переговоры о членстве с Европейским союзом. Конечно, в случае победы, это был бы новый игрок и потребовалось определенное время для налаживания отношений.

В последние десятилетия Турция приложила значительные усилия, чтобы вернуть себе роль региональной державы, способной оказывать влияние в соседних странах и быть силой, с которой необходимо считаться.

Это включало вмешательство в сирийскую войну, поддержку Азербайджана в его споре с Арменией по поводу Нагорного Карабаха, и правительственных сил в Ливии. С одной стороны, в регионе формировались конфликты и нестабильность, с другой — Турция набирала «баллы» для сравнения себя с Османской империей. Нарратив Р. Эрдогана заметно показывает обращение к былому прошлому, что добавляет ему симпатию со стороны электората.

Два события с геополитическими последствиями позволили Турции закрепиться как незаменимой региональной силе:

— уход США из Афганистана;

— конфликт на Украине.

Для Турции первый случай стал великолепной возможностью заявить о своей способности к диалогу с режимом талибов, превратившись вместе с Катаром в ключевых игроков в поддержании открытых линий связи с западными державами и НАТО. Его влияние в Центральной Азии также может быть интересным для США для доступа к этому региону, России и Китаю. Вероятно, свидетельством этого являются внезапные военные столкновения талибов на границе с Ираном, произошедшие 27 мая 2023 г.

Сложное балансирование, позволившее Турции поддерживать отношения с Украиной и Россией одновременно, стало приносить свои плоды и позволило стране позиционировать себя как наилучшего посредника в разрешении конфликта. Хотя Турция и присоединилась к другим членам НАТО в осуждении России и предоставила Украине военную технику, она воздержалась от антироссийских санкций. В июле 2022 г. Турция приняла участие в т.н. «зерновой сделке», позволяющей экспортировать украинское и российское зерно и другую сельскохозяйственную продукцию через Черное море. В мае 2023 г. Р. Эрдоган заявил, что у Турции особые отношения с Россией, хотя в то же время поставки Украине оружия продолжаются.

Как было отмечено, с момента начала вооруженного конфликта Турция приложила значительные усилия для поддержания определенной степени нейтралитета по отношению к обеим сторонам и избегала эксцессов, говоря о действиях России. На ранних этапах Р. Эрдоган критиковал реакцию НАТО и охарактеризовал реакцию Запада на Россию как слабую. Однако Турция проголосовала за осуждающую резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 2 марта, а после закрыла небо для российских самолетов, которые летят в Сирию.

Все эти жесты однозначно сближают Турцию с западными странами. В то же время Турция по-прежнему зависит от России в экономическом отношении и в вопросах безопасности в Сирии и Ливии. По этой причине Р. Эрдоган стремится дистанцироваться от других союзников по НАТО, предпочитая не соблюдать ряд санкций, наложенных на Россию, и избегая закрытия своего воздушного пространства для российских гражданских самолетов. После победы на выборах одним из первых поздравил Р. Эрдогана президент России В. Путин. Согласно статистике внешней торговли, Россия заняла первое место по импорту (за декабрь 2022 г.).

С одной стороны, Турция по-прежнему сильно зависит от импорта энергоносителей из России, сотрудничает с Россией по газопроводу «Турецкий поток» и строительству атомной электростанции «Аккую». Но с другой стороны, одна из немногих вещей, связывающих Турцию и Запад в последние годы, — это экономические отношения, которые становятся более важными для Анкары ввиду тяжелой ситуацией в экономике.

Поэтому внешняя политика в ближайшие пять лет при Р. Эрдогане вряд ли изменится. Турция продолжит лавировать между Россией и Западом, развивать отношения со странами Персидского залива в поисках инвестиций. Будут использованы связи с Израилем для улучшения отношений с США, развиваться отношения с Египтом в попытках изолировать Грецию и добиваться перезагрузки отношений с Соединенными Штатами.

Сказанное заставляет полагать, что Турция движется в нестабильном балансе между западными странами и своими геополитическими партнерами. Независимо от того, удастся ли ей добиться целей, Турция будет стремиться продемонстрировать миру, что она остается незаменимым игроком, с которым нужно считаться.

Итоги выборов

Реализуя свою политику в следующие пять лет, президент Турции будет учитывать мнение и запросы оппозиционно настроенного населения. На первом же митинге после победы в речи Р. Эрдогана была озвучена часть обещаний, данных его соперником. Так, он заявил, что будут устранены последствия от землетрясения, снижена высокая инфляция, а так же отметил, что будет обеспечен возврат 1 млн сирийских беженцев.

Стабильность режима зависит от того, насколько новое правительство воспользуется общественной поддержкой сразу после выборов 2023 года и в состоянии беспрепятственно осуществлять свои планы.

Стоит заметить, что ранее в своих речах Р. Эрдоган активно эксплуатировал ностальгию по Османской империи, что использовалось для мобилизации избирателей. Однако 28 мая после объявления результатов, выйдя перед избирателями, вновь избранный президент объявил, что победила демократия, что больше соответствует настроениям электората его соперника.

Таким образом, несмотря на серьезные экономические проблемы Турции — высокую инфляцию, социальные проблемы, слабую валюту и рост бедности — президент Р. Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) сохраняют значительную поддержку и будут у руля страны в ближайшие пять лет.

Артем Абрамян

Источник: https://russiancouncil.ru/blogs/artem-abramyan/prezidentskie-vybory-v-turtsii-v-2023-godu-pozitsii-storon-itogi-i-bud/

Поделиться

Интересное

Возврат к списку