Новый скандал в системе образования Армении: армяно-турецкое «примирение» путем фальсификации армянских учебников по истории или почему армяно-турецкая книга лежит в основе новых стандартов по истории - Новости

3 августа 2020
783
Новый скандал в системе образования Армении: армяно-турецкое «примирение» путем фальсификации армянских учебников по истории или почему армяно-турецкая книга лежит в основе новых стандартов по истории

В эти дни в Ереване, особенно в системе образования вновь жарко.

Общественность - на этот раз академическая и университетская, выражает свое возмущение выходом в свет книги, которая, по сути, фальсифицирует историю Армении и тем фактом, что руководителем группы Министерства образования, науки, культуры и спорта по подготовке стандартов по истории и обществознания является один из авторов этой книги.

Речь идет о книге армянских и турецких деятелей «Историческое образование в школах Турции и Армении. Критика и альтернативы» (“History Education in Schools in Turkey and Armenia. A Critique and Alternatives”), в которой подробно описываются критерии, которым необходимо следовать при составлении учебников истории в Армении и Турции. 

Из семи армянских авторов только двое являются историками: Лилит Мкртчян и Айк Баласанян. В число остальных пяти входят и депутаты от правящей партии Сос Аветисян и Мария Карапетян. Другими авторами являются: член АРФ, бывший помощник министра образования и науки Левона Мкртчяна - Нвард Манасян, политолог Карине Паланджян (университет Аризона) и лингвист Арарат Шекерян (Стамбул).

Это стало сюрпризом для профессионального сообщества. В частности, 3 августа на пресс - конференции в Ереване директор Института Истории НАН Армении, академик Ашот Мелконян и заведующий кафедрой истории армянского народа ЕГУ профессор Артак Мовсисян вместе с другими коллегами отметили, что в книге сделано все для выравнивания армянской и турецкой истории, даже названия заглавий повторяются. Например, чтобы приравнять армян к сторонникам султана и кемалистам, армянам дали ярлык сталинистов, что по словам ученых, является ложью, подделкой. Еще одной ложью является то обстоятельство, что армянские учебники истории 90-х годов были написаны на фоне нагорно-карабахского конфликта, поэтому они якобы полны этнической вражды. Словно в Азербайджане не было антиармянских волнений, депортаций и убийств на фоне этнической неприязни. Авторы данного “шедевра” отмечают, что учебники, написанные в те годы, способствовали эскалации межнациональной розни. Между тем, всего за 5 лет до написания этих учебников армяне были убиты в Сумгаите. 

По мнению историков, авторы армяно-турецкого издания обвиняют общественность
Армении в том, что она представляет турок в негативном свете. А одна из авторов
учебника - армянка и вовсе пишет, что “национализм исходит от начальных классов в Армении и сеет вражду”. Также историки негодуют, что предыдущие армянские учебники подвергаются критике за написание слова “Армения” на территории Армянского нагорья на картах 17-го века, поскольку, мол, тогда “Армении не существовало”.

Примечательно также, что в сегодняшних учебниках армяне представлены как жители Армянского нагорья, между тем, в будущих учебниках с новыми стандартами армян предполагается представлять как уроженцев Кавказа и Анатолии. Фактически, с помощью “легкой руки” авторов, Армянское нагорье стало “Кавказом и Анатолией”. 

Армянские ученые отмечают, что десятилетиями таким искажением истории региона
занимаются турецкие фальсификаторы и теперь вот к ним присоединись 7
соотечественников, двое из которых историки. Что это? Случайная оплошность авторов издания или попытка нейтрализовать армяно-турецкое историческое противостояние путем создания так называемого “сбалансированного подхода” в учебниках по истории.

Но этот армяно-турецкий проект привлекает особое внимание на фоне недавно
опубликованных министерством образования, науки, культуры и спорта проекта
скандальных стандартов по истории. Дело в том, что руководителем группы по
подготовке этих стандартов, на основании которых будут подготовлены 20 учебников, является один из авторов армяно-турецкой книги, кандидат исторических наук Лилит Мкртчян. Фактически, в течение нескольких лет разными организациями было потрачено несколько миллионов долларов, чтобы армяно-турецкая группа деятелей из 13 человек подготовила книгу, а на основании их рекомендаций правительство Армении, через привлечение участника этой группы сформулировало новые стандарты по истории Армении и обществознания. 

Сегодняшняя пресс-конференция ведущих историков показала, что профессиональное сообщество не принимает новые скандальные стандарты по истории и обществознанию, которые, как выясняется, имеют сомнительные корни.

Недавно с таким же подходом выступил факультет армянской филологии ЕГУ по отношению к новым стандартам по литературе, предложенный министерством, который возглавляет уже неоднократно проявивший себя агрессивно, некомпетентно и небрежно к истории и культурному наследию армянского народа Араик Арутюнян.

А Институт истории НАН Армении привлекает внимание Службы национальной безопасности на обстоятельство появления «Историческое образование в школах Турции и Армении. Критика и альтернативы».

Остаётся надеяться, что правительство услышит голос общественности и
пересмотрит свою кадровую и содержательную политику в такой важной и чувствительной области, как система образования, которая в условиях Армении имеет значение национальной безопасности.

Редакция Dialogorg.ru
Поделиться

Интересное

Возврат к списку