Масис Маилян: развитие официальных отношений между Россией и Арцахом будет способствовать укреплению мира и безопасности на Южном Кавказе

Масис Маилян: развитие официальных отношений между Россией и Арцахом будет способствовать укреплению мира и безопасности на Южном Кавказе

Масис Маилян: развитие официальных отношений между Россией и Арцахом будет способствовать укреплению мира и безопасности на Южном Кавказе

Эксклюзивное интервью министра иностранных дел Республики Арцах Масиса МАИЛЯНА Dialogorg.ru.

- Уважаемый господин министр, недавний визит Президента Республики Арцах Бако Саакяна в Вашингтон вызвал, прежде всего, с подачи официального Баку, немало информационного шума. Насколько, на Ваш взгляд, оказалась успешной эта поездка.

- Первый политический визит Президента Республики Арцах Бако Саакяна в столицу США был достаточно успешным и продуктивным. В Вашингтоне данный визит был охарактеризован как исторический. Программа визита была насыщенной. Состоялись встречи с представителями законодательной власти США, крупных аналитических центров, а также различных структур американской армянской диаспоры. Необходимо также отметить, что встречи с американскими законодателями были организованы в Конгрессе США. Там же состоялся официальный прием в связи с 30-летием Карабахского движения, на котором выступил президент Саакян и члены Конгресса. Бако Саакян вручил государственные награды Республики Арцах группе конгрессменов и сенаторов США за содействие Арцаху и ощутимый вклад в дело развития отношений между Арцахом и США. 

- Состоявшийся визит президента Республики Арцах Бако Саакяна в Вашингтон продемонстрировал тщетность попыток Азербайджана вовлечь международное сообщество в свою политику по изоляции Арцаха и стал важным сигналом о бесперспективности подобной политики. Состоявшаяся некоторое время назад встреча министров Армении и Азербайджана в Польше, как и многие предыдущие, не привела к каким-либо конкретным результатам. Тем не менее периодически раздаются оптимистичные заявления относительно перспектив переговорного процесса после президентских выборов в Азербайджане. Признаться, мы настроены далеко не столь оптимистично, особенно вспоминая «апрельскую войну» 2016 года, воинственные высказывания Ильхама Алиева и упорное нежелание официального Баку идти даже на символические шаги, направленные на установление хотя бы элементарных мер взаимного доверия. Насколько, на Ваш взгляд, международные посредники осознают неконструктивный, мягко говоря, характер подходов азербайджанской стороны? Есть ли у них понимание безальтернативности прямого и непосредственного участия народа Арцаха в определении собственной судьбы?

- У международного сообщества существует консенсус относительно прямого участия Арцаха в переговорном процессе. Отсутствие полноформатных переговоров является производной от отсутствия политической воли у руководства Азербайджана к достижению окончательного урегулирования конфликта. Препятствуя возобновлению трехсторонних переговоров с прямым и полноценным участием Арцаха, отказываясь от реализации миротворческих инициатив по укреплению режима прекращения огня, проводя последовательную политику по эскалации конфликта, Азербайджан целенаправленно затягивает установление прочного мира в регионе.

- Российско-американские отношения переживают в настоящий момент, мягко говоря, не самый лучший период своей истории. Не меньшую тревогу вызывает в России антииранская риторика лиц из ближайшего окружения Дональда Трампа, способная привести к прямой военной конфронтации вокруг Ирана, границей которого с Арменией и Арцахом является река Аракс. До недавнего времени большинство российских экспертов разделяли тезис о том, что резкие разногласия между Вашингтоном и Москвой по вопросам Южной Осетии, Абхазии, Крыма и Донбасса, в сущности, не мешают им выступать в вопросе Нагорного Карабаха в целом с согласованных позиций. На Ваш взгляд, насколько тезис об относительном единстве (за рамками формальных заявлений) подходов России, США и Франции по карабахскому вопросу справедлив применительно к текущему моменту и какие тенденции могут обозначиться в будущем?

- Несмотря на разногласия по другим международным проблемам, в вопросе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта государства-посредники выступают с единых позиций и координируют посреднические усилия для достижения окончательного урегулирования. Сопредседательство Минской группы ОБСЕ в лице США, России и Франции является единственным согласованным форматом, имеющим международный мандат на посредническую деятельность по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Будем надеяться, что новый виток напряженности между странами-сопредседателями МГ ОБСЕ не окажет негативного влияния на карабахский мирный процесс. Возможно, «минская площадка» будет использована также для налаживания диалога между Россией и Западом.

- В последнее время в российских СМИ стали заметны голоса в пользу налаживания информационных, общественных связей между Российской Федерацией и Республикой Арцах, реализации совместных экономических, гуманитарных проектов. В этой связи мы можем вспомнить о «Днях Арцаха в Москве» в ноябре 2015 года, об открытии Арцаха для заинтересованной части российских граждан, о формировании позитивных информационных поводов и совместном противостоянии дезинформационным усилиям бакинской пропаганды. Насколько эффективно, на Ваш взгляд, могли бы здесь быть задействованы возможности действующих в России общественных, неправительственных организаций, в том числе – представляющих армянскую диаспору России, включающую, как известно, немало выходцев из Арцаха? 

- Хотел бы напомнить, что в 1990-е годы в рамках переговорного процесса существовали прямые контакты на официальном уровне между Россией, как посредником, и Арцахом, как признанной стороной азербайджано-карабахского конфликта. В немалой степени благодаря подобному взаимодействию был достигнут прорыв в вопросе установления режима прекращения огня в зоне конфликта. Как известно, майское Соглашение о прекращении огня между Арцахом, Азербайджаном и Республикой Армения 1994 года было оформлено при посредничестве России. Уровень контактов, состоявшихся в Москве и Степанакерте, был довольно высоким. Достаточно сказать, что после провозглашения НКР в сентябре 1991 года Степанакерт посетили первый президент России Борис Ельцин, а в последующие годы – министры иностранных дел Андрей Козырев и Евгений Примаков.

Учитывая духовную и культурную близость наших народов, общее историческое прошлое, многочисленную российскую армянскую диаспору и другие факторы, сотрудничество между Арцахом и Россией имеет большой потенциал для развития. Однако этот потенциал не используется в полной мере. Арцах, со своей стороны, готов приложить максимум усилий для восстановления и углубления отношений с Россией.

Убеждены, что и сегодня развитие официальных отношений между Россией и Арцахом будет способствовать укреплению мира и безопасности на Южном Кавказе. Значимую роль в деле активизации культурных и гуманитарных связей между двумя странами могут сыграть общественные организации. 

Источник: Dialogorg.ru 

Не пропустите видео

Горячие новости