Сергей Вардазарян: 30 лет со дня начала арцахского движения. История, реалии и перспективы

Сергей Вардазарян: 30 лет со дня начала арцахского движения. История, реалии и перспективы

Сергей Вардазарян: 30 лет со дня начала арцахского движения. История, реалии и перспективы

Говоря Нагорный Карабах, у многих современников это непризнанное государство ассоциируется с этническими чистками, войной, постоянными новостными сводками о жертвах на границе. Рассматривая данную тематику, а также потенциальную угрозу возобновления полномасштабной войны, необходимо проанализировать несколько важных факторов, для того, чтобы понять причины начала войны.

Кратко рассмотрим исторический аспект проблематики. Впервые Урарту/Армения упоминается в Бехистунской надписи Дария I, а по мнению некоторых ученых, историков, этнографов, процесс формирования армян начался еще раньше. Урарту/Армения упоминается во многих надписях, письмах, картах древнего мира. Например, царь Урарту Арам был упомянут в письме ассирийским царем Салманасаром III. В 5 веке до н.э. Армения еще упоминается в трудах древнегреческих историков и философов Геродота и Ксенофонта. Ксенофонт в своем сочинении «Анабасис» описывал отступление греков через Армению к Чёрному морю в 401—400 годах до н. э. Упомянул Армению в своем труде «География» и Страбон, а также древнеримский историк III века Марк Юниан Юстин и многие другие. Историческая территория Арцаха входила в 15 провинций Великой Армении, где традиционно жили армяне.

История сыграла «злую шутку» с Арцахом и армянами, живущими в регионе, когда эта область была передана новосозданному азербайджанскому государству в нарушении имеющегося законодательства 5 июля 1921 года, не взирая на то, что 4 июля того же года решением Кавбюро Нагорный Карабах был присоединен к Армении. Следует отметить также, что 16 марта 1921 года после подписания между РСФСР и Турцией без участия представителей Армении советско-турецкого договора «О дружбе и братстве» к Турции отошли бывшая Карсская область и бывший Сурмалинский уезд с горой Арарат, а под протекторат Азербайджана, без права передачи третьей стороне, перешел Нахичеванский уезд. Тем самым исторические армянские земли стали «разменной монетой» в руках правящих кругов РСФСР, а в дальнейшем СССР для задабривания мусульманского населения, заселенного на территории, которая сегодня именуется Азербайджан и поддерживается Турцией. Что касается Зангезурской области, то только благодаря народному сопротивлению, которую возглавил национальный герой Армении Гарегин Нжде в 1920-х гг., остался в составе Армении, что является и поныне клином между братскими тюркскими народами -Турцией и Азербайджаном.

В конце 1980-х годов СССР «трескался по швам» и уже было ясно, что шансов удержать государство в нынешних границах невозможно. Карабахское движение началось в феврале 1988 года с массовых митингов в Гадруте, Степанакерте, а в дальнейшем и в Ереване. После митингов, с 27 по-29 февраля 1988 года в Сумгаите, в Баку, Кировабаде (Гянджа) и Карабахе начались армянские погромы. Около 450 тысяч армян стали беженцами. Погромы армян, а также запоздалые действия руководства СССР окончательно подорвали кредит доверия к центральной власти. Выдержав все демократические нормы, армяне НКАО 10 декабря 1991 года провели референдум, на котором 99,89% населения высказалось за выход из состава Азербайджанской ССР. Притом выборы проходили в присутствии международных наблюдателей. Естественно, что Баку выборы не признал и пользуясь оружием, оставленным 4 – ой армией вооруженных сил СССР, дислоцированной в Азербайджане, начал активные боевые действия против народа Нагорного Карабаха. Война проходила с переменным успехом. Ключевой победой армян стало взятие города-крепости Шуши с 8 по 9 мая 1992 года и освобождение Бердзора (Лачина), который связал Нагорный Карабах и Армению. После взятия Шуши была также создана из разрозненных добровольческих отрядов Армия обороны Нагорного Карабаха. Естественно, под общим руководством и слаженными действиями КПД Армии обороны Нагорного Карабаха увеличился. В 1994 году 12 мая в Бишкеке между представителями Азербайджана, Нагорно-Карабахской Республики и Армении была достигнута договоренность о прекращении огня. В итоге, Нагорно-Карабахская Республика и семь прилегающих районов, вошедших в Нагорный Карабах как зона безопасности, обрели независимость. После перемирия вопросом мирного урегулирования карабахского конфликта занимается Минская группа ОБСЕ, где сопредседателями являются Россия, Франция, США.

По истечению 24 лет постоянно нарушается режим прекращения огня со стороны Азербайджана и, к сожалению, с человеческими жертвами с обоих сторон. В целом, это краткое развитие ситуации вокруг Арцаха, однако переломным моментом стал апрель 2016 года, когда азербайджанские войска и специальные отряды перешли в наступление и попытались захватить ряд районов, контролируемых Армией обороны НКР. Авантюра для азербайджанского руководства не увенчалась с стратегической точки зрения успехом, однако выявила ряд проблемных точек в системе вооруженных сил РА и Армии обороны Арцаха. После апрельской агрессии Азербайджана, реформированию подверглись многие структуры в МО РА и Армии обороны Арцаха. Отметим, что после подписания договора о прекращении огня в 1994 году апрельская война была первым серьезным столкновением двух армий с применением артиллерии, реактивных систем залпового огня, беспилотников-дронов, танков и т.д.

Рассмотрим причины начала войны в апреле 2016 года. Что же побудило бакинский режим начать войну в Арцахе? На наш взгляд, Азербайджан, желающий военным путем решить проблему Карабаха, воспользовался поддержкой Турции, у которой испортились на тот момент отношения с Россией. Начнем с того, что после поражения в войне Азербайджан начал процесс серьезного перевооружения армии, где основными поставщиками вооружения служат Турция, Россия, Израиль. С 1994 года и по сей день Азербайджан потратил на закупку вооружения примерно 22 млрд. долларов США, направляя дивиденды от продажи нефти и газа на модернизацию армии. Во-вторых, не стоит забывать тот факт, что 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы турецкими ВВС был сбит российский бомбардировщик СУ-24, а пилот был убит турецкими националистами. После этого, был убит посол Российской Федерации в Турции А. Карлов. Отношения между двумя государствами накалились до предела и на фоне военных успехов ВКС РФ в Сирии можно предположить, что Турция попыталась отвести внимание от себя путем расшатывания ситуации в Арцахе и вблизи границ с Россией.

Между тем Армения является гарантом безопасности Республики Арцах, кроме того, Армения является членом ОДКБ. При широкомасштабных боевых действиях не исключалась возможность признания Арменией Арцаха, что парализовала бы усилия Минской группы ОБСЕ и послужила бы серьезным ударом для России. Азербайджану было продано наступательное вооружение на 6 млрд. долларов США, а Армения является членом ОДКБ, куда входит и Россия. И в случае вхождения Арцаха в Армению сложилось бы неприятная ситуация внутри ОДКБ. Но, авантюра не увенчалась успехом. 5 апреля вооруженные силы Арцаха и Азербайджана вернулись на исходные позиции. Кстати, следует отметить, что в эти дни была обстреляна из РСЗО в том числе и территория Армении.

​Отметим, также что многие государства и международные организации прямо или косвенно признали агрессором Азербайджан, что пошатнуло позиции Азербайджана на международной арене.

Еще одним милитаристским заявлением президент Азербайджана отметился во время выступления на VI съезде правящей партии «Ени Азербайджан», где он во всеуслышание заявил о «возврате» Еревана и Зангезура. Эта политика необоснованных территориальных притязаний Азербайджана к соседним странам сводит на нет его «миротворческую» политику, такую как «платформа мира» например, которая якобы является краеугольным в политике этой страны. Хочется заострить свое внимание на милитаристских заявлениях и постоянной напряженности на границах двух армянских республик и Азербайджана. 

На мой взгляд, начало широкомасштабных боевых действий маловероятно по нескольким причинам. Во-первых, исходя из военной науки, наступающая сторона в семь раз должна иметь больший численный перевес в живой силе и технике, чего Азербайджан не имеет. Во-вторых – это коммуникационный фактор, а именно, железная дорога Казвин-Решт-Астара, являющаяся частью транспортного узла «Север-Юг», связывающая Иран и Азербайджан. По данным иранской стороны осталось завершить строительство 12 км дороги и в скором будущем железнодорожное полотно заработает. Уже работает железнодорожное полотно Баку-Тбилиси-Карс. Соответственно, при боевых действиях грузоперевозки будут парализованы, т.к. будет угроза удара по железнодорожным полотнам, а наиболее худший для Азербайджана вариант – переход их под армянский контроль. В-третьих – это затруднение продажи углеводородного сырья по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум, с помощью которых Баку доставляет свои углеводороды через территорию Грузии в Турцию. Речь идет о сырье и средствах доставки этого сырья, которая составляет львиную долю бюджета Азербайджана. И в случае парализации армянской стороной деятельности этих труб или контроля над ними, Азербайджан окажется в очень тяжелой ситуации. В-четвертых, армянская сторона может повредить дамбу Мингечаурской ГЭС, а так как гидроэлектростанция находится на возвышенности, не трудно предположить, что все, что будет находиться в низменной части – будет затоплено. Соответственно и риски уничтожения, повреждения или взятия под контроль вышеперечисленных жизненно важных объектов на территории Азербайджана очень высоки. Фактически все вышеперечисленные объекты проходят на севере от границы с Республикой Арцах.
В-пятых, апрельская агрессия Азербайджана показала, что его армия, невзирая на современное военно-техническое оснащение, не готова к победоносной войне. В-шестых, кроме Турции, которая мечтает о создании «Великого Турана» и воссоединении тюркских народов и государств под эгидой Турции, война в Нагорном Карабахе не выгодна никому. 

Дело в том, что на территории Ирана проживает тюркоязычное население, которых, время от времени Баку провоцирует на поднятие вопроса о присоединении к Азербайджану части иранских территорий. Проходили митинги и в самом Иране, где протестующие требовали присоединения северных иранских территорий к Азербайджану. Поэтому, любая эскалация в Нагорном Карабахе может пагубно повлиять на национальную безопасность Ирана с точки зрения активизации радикальных протюркских группировок. Ну и конечно, экономический вопрос тоже будет затронут, ибо не будут работать вышеуказанные железнодорожные полотна, связывающие Юг с Севером. Для России дестабилизация на Юге не выгодна, исходя из мировой обстановки. Во-первых, санкционная политика Запада, которая бьет по бюджету России, во-вторых, война на Донбассе. Защищая свои западные и юго-западные рубежи, Россия не может пренебречь своей безопасностью и направляет определенные ресурсы для решения этих вопросов. В- третьих, война в Сирии и активное участие ВКС России в уничтожении террористов в Сирийской Арабской Республике. Допустить еще один очаг нестабильности на юге, на наш взгляд, России не выгодно. Кроме того, Армения является стратегическим партнером России и членом ОДКБ, а в городе Гюмри дислоцирована 102-я российская военная база.

​Рассмотрим возможности армянской стороны по уничтожению жизненно важных объектов на территории Азербайджана и противодействию агрессии. Во-первых, объекты стратегической важности вблизи границ Арцаха позволяют уничтожить их из реактивных систем залпового огня, например «Смерч», который имеется в наличии. Во-вторых, в распоряжении у Республики Армения имеется оперативно-тактический ракетный комплекс 9К720 «Искандер». С большой вероятностью можно утверждать, что при широкомасштабных боевых действиях и угрозе национальной безопасности Армении данные ракеты будут использованы. Они практически недосягаемы для систем ПРО, а максимальная дальность составляет до 500 км.

​Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. 1. Исторически Арцах никогда не находился в составе Азербайджана. 2. Арцах был включен в состав новосозданного Азербайджана в 20-х годах прошлого столетия с нарушением норм и правил, действующих в РСФСР и решение о передачи земель принималось единолично И.В.Сталиным. НКАО с соблюдением всех международных норм, а также норм и правовых актов, действующих в СССР, проведя референдум, изъявил желание выйти из состава Азербайджанской ССР, после чего начались погромы армян в Карабахе и Азербайджане и, как следствие, война в Карабахе. 3. Нет другой альтернативы решения карабахского вопроса, кроме мирного и в рамках Минской группы ОБСЕ. 4. Азербайджан не готов к широкомасштабным боевым действиям, т.к. угроза потери новых территорий, транспортных узлов или же повреждение их очень велика. Максимум, на что может пойти Азербайджан – это новая агрессия на подобие апрельской войны 2016 года с применением ограниченного контингента войск. 5. Все милитаристские заявления азербайджанского руководства носят больше популистский характер и направлены на внутреннее пользование. 

Политолог, кандидат политических наук, старший научный сотрудник РАУ

Сергей Вардазарян 

Источник: Dialogorg.ru

Не пропустите видео

Горячие новости