Гор Караханян: международно-правовая ответственность Турции за Геноцид армян в контексте международного реституционного правосудия

Гор Караханян: международно-правовая ответственность Турции за Геноцид армян в контексте международного реституционного правосудия

Гор Караханян: международно-правовая ответственность Турции за Геноцид армян в контексте международного реституционного правосудия

Доклад заместителя председателя организации ДИАЛОГ Гора Караханяна "Международно-правовая ответственность Турции за Геноцид армя в контексте международного реституционного правосудия" на Круглом столе «Геноцид как глобальная угроза человечеству», приуроченный к Международному дню памяти жертв геноцида.

Сеодняшняя тяжелейшая геостратегическая ситуация Армении является прямым результатом Геноцида армян 1894-1923 годов, последовательно организованного и проведенного султанским, младотурецким и кемалистскими властями Османской империи, правопреемницей которой стала республиканская Турция. 

Геноцид создал территориальную проблему, сузив исторический ареал проживания армян до критически опасных размеров, угрожающих выживанию нации. Именно в этом ключе, кстати, и следует рассматривать проблему освобождения Арцаха, благодаря чему границы Республики Армения приобрели обороноспособность и минимально необходимую стратегическую глубину.

Крайне неизученным остается вопрос международно-правовой ответственности современной Турции за Геноцид армян.  На этот счет пока что существует всего лишь несколько исследований. Однако ясно, что рассмотрение дела о Геноциде армян 1893-1923 гг. принадлежит производству и является прерогативой национальных и международных судов, в частности – Международного Суда ООН или специально созданного трибунала по Геноциду армян типа Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. С правовой точки зрения именно суд, а не политические инстанции типа парламентов различных стран, полномочен оценить, квалифицировать и покарать преступление. 

Республика Армения как независимое суверенное государство обладает исключительными правами и возможностями поднимать и представлять эти проблемы на международной арене, включая Гаагский международный трибунал. Любые другие армянские политические объединения (не обладающие статусом государства), пусть даже называемые парламентом или правительством, таких прав и возможностей не имеют, да и не могут иметь. 

При наличии благоприятной международной обстановки, как сторона, подписавшая 23 июня 1993 года Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (далее — Конвенция), принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, Республика Армения имеет исключительные права возбудить против Турции (которая тоже подписала эту Конвенцию 31 июля 1950 года) 8-ю статью этой Конвенции. Она гласит, что каждая из сторон может обратиться в компетентные органы ООН для принятия таких мер, которые сторона считает необходимыми для "пресечения геноцида". По мнению некоторых авторитетных юристов-международников, в частности, Независимого эксперта ООН по развитию демократической и равноправной международной системы Альфреда де Зайаса, "пресечение геноцида" предполагает меры большие, чем просто карательное правосудие. Чтобы пресечь преступление, необходимо пресечь, насколько это возможно, и его последствия. Эти меры включают не только наказание виновных в геноциде, но и реституцию и компенсацию выжившим поколениям, в том числе, возможно, и в виде территориальных уступок. 

В международном суде требованием Армении может стать вынесение вердикта о моральной и культурной компенсации, материально-финансовых репарациях, а также территориальных реституциях со стороны Турции в ее пользу.

Армения может применить также статью 9-ую Конвенции, которая гласит: "Споры между договаривающимися сторонами по вопросам толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции, включая споры относительно ответственности того или другого государства за совершение геноцида или одного из перечисленных в статье 3 деяний, передаются на рассмотрение Международного суда по требованию любой из сторон в споре". Возражения Турции относительно того, что Армения не имеет права защищать права переживших геноцид потомков несостоятельны, ибо многие из выживших потомков являются гражданами Армении.

Следует также отметить, что во 2-ой статье Конвенции понятие и сам термин геноцид (genocide) были даны автором проекта Конвенции и всемирно известным правоведом Рафаэлем Лемкиным, который при этом опирался, в частности и в особенности, и на факт Геноцида армян. Более того, Рафаэль Лемкин в Подготовительном докладе, являющемся неотъемлемой частью Конвенции, прямо ссылается на Геноцид армян. Эта ссылка была достаточной, чтобы суд швейцарского города Лозанны, осудив 9 марта 2007 г. председателя Рабочей партии Турции Догу Перинчека к 90 дням условного заключения и назначив штраф в размере 3000 швейцарских франков за отрицание Геноцида армян, одновременно заявил, что Геноцид армян перестает быть предметом спора, так как его если и не прямо, то косвенно признали на международном уровне, поставив в основу основополагающего международного правового акта. Более того, с формальной точки зрения можно утверждать, что Турция подписав Конвенцию 31-го июля 1950 года, косвенно признала Геноцид армян.

Появившиеся в последнее время некие западные специалисты старательно пытаются внушить, что единственным видом компенсации Армении и армянскому народумогут быть финансовые репарации. Такие заказные «исследования» никак не могут быть верным политическим и международно-правовым подходом в решении проблемы ликвидации последствий Геноцида армян, поскольку Армянский вопрос имеет явный и недвусмысленный территориальный характер.

Одна новосозданная «экспертная» группа из четырех человек с громким названием «Группа изучения репараций Геноцида армян» (Armenian Genocide Reparations Study Group) даже представила свой «всеобъемлющий анализ компенсации за Геноцид армян», где нанесенный армянскому народу колоссальный исторический ущерб оценен в смехотворно низкую сумму около 100 миллиардов долларов США. Абсурдность этой суммы можно понять, сравнив ее, например, с официальными данными правительства Кубы, которая оценила прямой ущерб от экономической блокады США по состоянию на начало декабря 2010 года в 104 миллиардов долларов. Приведу еще один наглядный пример: министерство финансов Греции подсчитало, что в качестве военных репараций Германия должна выплатить Афинам 278,7 миллиарда евро. Ясно, что Геноцид, в котором было уничтожено более 2 миллионов армян, десятки армянских городов и тысячи сел с их многовековыми культурными памятниками и традициями, нанес несопоставимо больший ущерб, чем почти полувековая экономическая блокада Кубы со стороны США и даже немецко-фашистская оккупация Греции. Здесь вопрос лишь в том, кто же стоит за этой самоназначенной экспертной группой?

Другим направлением работы для Армении и армянства должны стать криминализация отрицания, оспаривания или смягчения факта Геноцида армян в национальных законодательствах и судебной практике разных государств. 

Вместе с тем, на данном этапе развития международной политический системы возможные иски Армении против Турции могут не достигнуть желаемого результата, так как Турция является довольно сильным государством, с интересами которого считаются и которое называют стратегическим партнером как на Западе, так и в России. Однако это вовсе не означает, что Армения не должна иметь наготове международно-правовую папку по преодолению последствий Геноцида армян, что, в свою очередь, подразумевает ежедневную кропотливую работу уже с сегодняшнего дня.

Попытки реабилитации Турции без понесения ею должной ответственности за Геноцид, в частности – без соответствующих территориальных и иных компенсаций и реституций в пользу Армении, чреваты порождением и повторением новых геноцидов, то, что и мы наблюдаем сейчас на Ближнем Востоке, в частности, в виде деятельности таких террористических организаций как запрещенная в России группировка «Исламское государство». 

Мировое сообщество должно рано или поздно однозначно признать, что Геноцид армян был не трагедией, а, в первую очередь, величайшим международным преступлением, подпадающим под соответствующее международно-правовое определение (Геноцид), а также имеющим конкретного исполнителя в лице султанской и кемалистской Турции. Непризнанный и безнаказанный Геноцид армян будет всегда являться потенциальным стимулом и началом новых геноцидов. Поэтому давно пришло время, когда в вопросе Геноцида армян должно быть задействовано развивающееся в последние десятилетия международное реституционное правосудие (restorative justice) — т.е. восстановительное правосудие, обеспечивающее защиту прав жертв преступления — как альтернатива и дополнение к традиционному международному уголовному правосудию.

Армения рано или поздно должна получить от Турции компенсации и реституции, чтопозволит ей частично преодолеть катастрофические для нее и всего армянского народапоследствия Геноцида. Это также позволит международному сообществу существенно снизить угрозы осуществления новых массовых преступлений против человечности, оздоровить международную атмосферу, эффективно выступить в своей декларированной и крайне необходимой роли гаранта мира и безопасности.



Не пропустите видео

Горячие новости